Найти в Дзене
Вести с Фомальгаута

Правила Праги 4. Дело о скрипках

- Ш-ш-ш-ш...

Это призрак, дремлющий в кресле под уютным пледом.

- Ш-ш-ш-ш!

Это кот, только что дремавший на коленях у призрака.

- Ну, ш-што такое?

Это призрак.

- Ш-ш-ш! Ш-ш-шкрипки! Слыш-ш-шишь?

- Ну, ш-ш-што... – призрак прислушивается, - и правда... ш-шкрипки...

Далекое фальшивое звучание, скри-и-ип, скри-и-ип, скри-и-ип...

- Да кому там неймется... – призрак выбирается из-под пледа, расправляет затекшие плечи, - время-то уже три часа ночи, Аш-штрономические часы не дадут соврать, поздно уже развлекать туристов, все спят уже!

- И ш-што ты сделаешь? – кот потягивается, сонно зевает, - прогонишь этого неумеху?

- Ну а что, призрак я или нет, в конце-то концов, я еще не разучился пугать людей! Честно говоря, никогда и не умел...

Призрак выпархивает из окна библиотеки, кот с трудом удерживается на его плече, ёжится на осеннем ветру.

- И где ш-ше...

- Там... дальш-ш-ше...

- Не виш-ш-шу...

- И я не виш-шу... Где ш-ше... ш-шш-крипач?

- А вот?

- Что вот?

- Ш-шкрипки...

Призрак и кот оторопело смотрят на три скрипки, которые парят в воздухе, неумело наигрывают мелодии, фальшивят...

- Ниш-шего себе музыка... – шипит призрак.

- Может, это не музыка, а шепот заблудших душ?

- Может, это пражский способ сказать: «Я здесь, и я не забыт» — даже если это звучит фальшиво?

- Или, быть может, это напоминание о том, что даже самые красивые мелодии могут быть ложью, если их играют тени прошлого... – кот снова поёживается на ветру.

- Потому что ночью все тайны выходят на свет, даже те, что скрыты за фальшивой мелодией. В темноте ложь кажется правдой, а правда — лишь тенью. Может, эти скрипки — зеркало нашей собственной игры: мы притворяемся, что всё в порядке, пока не услышим свою собственную музыку...

- Мудро, Мрака. Может, и правда, что в ночи мы все — музыканты, играющие на струнах судьбы, даже если наши ноты — лишь эхо забвения... Стоп... а где они?

- Пр-ропали... Ш-штой, вот ш-ш-е!

- Где?

- Да вот?

- Это не то, это только эмблема на доме, три скрипки... Не могли же бронзовые скрипки играть? Или в тишине ночи даже камни начинают петь, если слушать внимательно...

- Скри-ип!

- Да что такое, опять... Э-э-эй, уважаемые скрипки... или неуважаемые... а нельзя ли не фальшивить?

- А как мы можем не фальшивить, если на нас некому играть?

- Стоп... у вас что... не было скрипача?

- Откуда у нас скрипач, если мы всего лишь изваяния на стене?

- Но... вас же изваяли здесь... в честь скрипача?

- Ничего подобного! Эх вы, а еще призрак Праги! В честь скрипичных мастеров, а никакого не скрипача! Музыканта у нас никогда и не было...

- Хорошо, уважаемые скрипки, я поищу для вас музыканта...

- Где вы его найдете, сейчас и музыки-то не осталось, сейчас и слушать-то невозможно...

- ...у вас не найдется музыки?

- Да, конечно, закачаем на ваш смартфон что хотите, горячие новинки этой осени, то, что нужно в такую погоду!

- Э... а не на смартфоне? Просто музыки?

- М-м-м... вы что имеете в виду, ноты? Давайте погуглим, вот, ноты для фортепьяно, для скрипки, для...

- Нет-нет... именно... просто музыки?

- М-м-м... боюсь, такого у нас нет...

Призрак проходит сквозь дверь магазина в опавшую листву, сталкивается с кем-то, вернее, проходит сквозь кого-то...

- Простите...

- Вы поосторожнее, я чуть си-бемоль не потеряла... Да не чуть, а потеряла, ну вот что вы наделали?

- Простите... давайте помогу вам найти... сейчас... Простите еще раз, что вы потеряли? Брошку? Пуговицу?

- Да ноту же, ноту!

- Но... ногу?

- Да не ногу, а ноту! Си-бемоль! Еще шаг, и вы на неё наступите!

- Прошу про... о-о-о, это же нота... нота?

- Ну, разумеется, нота, что же ещё?

- Но тогда получается, что вы...

- Что я?

- Что вы... музыка?

- Да какая я музыка, я что, по-вашему, похожа на музыку?

- Простите... мне раньше никогда не доводилось видеть музыку... слышать, да, но не видеть...

- И не увидите, потому что меня нет!

- Нет? Но вы же... вы же есть...

- ...и меня нет.

- Простите, не знаю вашего имени...

- И не узнаете. У меня его нет.

- Ваш композитор не потрудился дать вам хотя бы...

- ...мой композитор не потрудился даже написать меня, да будет вам известно!

- А-а-а, начинаю понимать... у вас еще все впереди...

- Ничего себе впереди, когда мой автор умер двести лет назад!

- Э... то есть, он не успел вас написать?

- Ну, конечно не успел, когда с малых лет работал разносчиком в лавке и умер от чахотки! Он даже не успел выучиться играть на скрипке, у него и скрипки-то не было, он не успел сочинить меня, я так и осталась в его снах... Простите... я была слишком резкой... сэкко, аллегро... А ведь должна быть легкой и воздушной... пиано, пианиссимо...

- Хотел бы я вас послушать...

- Дорогой пан, я бы и сама хотела себя послушать! Простите, опять я завожусь, а ведь я не заводная шкатулка...

- Пани мелодия, вы... одна?

- Что вы... что вы имеете в виду?

- Ну... гхм... а что если в нашей славной Праге есть еще мелодии, которые никто не придумал?

- Ну, разумеется, есть, и немало! Простите... Я совсем заболталась, а обещала вернуться к половине девятого...

- Обещали... другим мелодиям, которых нет?

- Разумеется... простите... Я должна...

- Вы позволите вас проводить?

- Ну... только если вас не затруднит...

- Доброго вам вечера... пани мелодии...

- Да какие мы мелодии, нас никто не написал...

- Мой автор умер в нищете...

- ...а моего вообще скосила чума!

- Тебе грех жаловаться, твой-то хотя бы был уличным музыкантом!

- Да уймитесь вы обе, мне-то каково, мой-то гений недоделанный променял меня на уютную жизнь банкира!

- А мой не угодил инквизиции...

- А моего автора убили в крестовом походе... Ох, простите, пан призрак...

- Тадеуш, пани...

- ...пан Тадеуш, чтой-то мы сегодня... у нас гость, а мы тут распри устроили... мы бы предложили вам кружку горячего сваржака, да откуда у мелодий сваржак...

- Не стоит беспокоиться, пани мелодии. Вот если бы вы мне что-нибудь сыграли...

- Смеетесь? Пан Тадеуш, да как могут сыграть ненаписанные мелодии... Да еще и сыграть самих себя, еще и ни на чем?

- Ну, насчет на чем – считайте, проблема решена. Что если я познакомлю вас с тремя одинокими скрипками?

- М-м-м... и где же они?

- В Малой Стране на улице Нерудовой... здесь недалеко...

- Пойдемте же скорее...

Мелодии выбираются из заброшенного дома, кутаются в какие-то дырявые шали, едва держатся на ветру, и правда, что за ветер сегодня, совсем непогода разгулялась, а ведь только конец октября...

- Ай, ах!

Ноты вспархивают, разлетаются, подхваченные ветром – ненаписанная мелодия пытается собрать саму себя, не может, потому что её тонкие руки уже разлетелись нотами, ай-й-й, лови-лови-лови-лови-лови...

- Мр-р-р...

- Мрако? Мрако!

Черный пушистый комок прыгает по крышам, цепляется коготками за шпили, хватает ноты, одну, две, тр-ри, тащит к мелодиям, остор-рожно крепит на свои места...

- Мрака... ай да Мрака!

Мелодии чешут кота за ушком, зарываются призрачными лицами в густой мех.

- Так вы говорили... про скрипки, пан Тадеуш...

- Да-да, они здесь... вот...

Скрипки и мелодии настороженно смотрят друг на друга, прислушиваются, да точно ли хороши скрипки, да точно ли хороши мелодии, еще бы понять это по штрихам ненаписанной музыки, чьи аккорды мимолетом прозвучали в чьем-то предрассветном сне...

И тишина. Тишина глубокой ночи, которую можно потрогать руками, такая густая, что её хочется резать ножом и намазывать на хлеб, а что, будет новое блюдо, тишо с хлебем...

- Так что же вы... не играете? – осторожно спрашивает призрак.

- Мы? А с чего это скрипки должны играть? Сами по себе, что ли?

- Но... теперь у вас есть мелодии...

- Мелодии? А ничего, что мелодии должен кто-то написать, а на скрипках должен кто-то сыграть?

- Где же я найду для вас того, кто...

- ...не беспокойтесь, дорогой призрак... мы... думаю, мы найдем того, кто услышит нас... и сыграет...

Одинокий прохожий спешит домой, замирает, прислушивается, кажется, где-то играли скрипки... или нет, показалось...