Найти в Дзене
Культурный чердак

Валентин Серов в Новосибирске: как это было

С 4 июля по 12 октября посетители Новосибирского государственного художественного музея могли увидеть масштабный выставочный проект, посвященный 160-летию со дня рождения Валентина Александровича Серова и реализованный совместно с Государственным Русским музеем и Государственной Третьяковской галереей. Экспозиция включает произведения из собраний ведущих региональных музеев России, а также впервые в столице Сибири представлены работы из Национального художественного музея Республики Беларусь. Валентин Александрович Серов — выдающийся русский художник конца XIX – начала XX веков, мастер психологического портрета, живописец и график. Родившись в артистической семье, он с детства был погружен в мир искусства. Ранняя смерть отца, переезды в Мюнхен и Париж, а также обучение у знаменитого Ильи Репина и в петербургской Академии художеств под руководством Павла Чистякова заложили основу его уникального стиля. Именно Репин привил молодому художнику любовь к реализму и глубокий интерес к портрет

С 4 июля по 12 октября посетители Новосибирского государственного художественного музея могли увидеть масштабный выставочный проект, посвященный 160-летию со дня рождения Валентина Александровича Серова и реализованный совместно с Государственным Русским музеем и Государственной Третьяковской галереей. Экспозиция включает произведения из собраний ведущих региональных музеев России, а также впервые в столице Сибири представлены работы из Национального художественного музея Республики Беларусь.

Валентин Александрович Серов — выдающийся русский художник конца XIX – начала XX веков, мастер психологического портрета, живописец и график. Родившись в артистической семье, он с детства был погружен в мир искусства. Ранняя смерть отца, переезды в Мюнхен и Париж, а также обучение у знаменитого Ильи Репина и в петербургской Академии художеств под руководством Павла Чистякова заложили основу его уникального стиля. Именно Репин привил молодому художнику любовь к реализму и глубокий интерес к портретной живописи, что определило его дальнейший творческий путь.

Переломным моментом в карьере Серова стали 1880-е годы, когда он создал свои знаменитые работы «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», принесшие ему широкую известность. Поездка в Италию в 1890 году обогатила его творчество, познакомив с гармонией и композиционными решениями мастеров Ренессанса. Центральное место в его наследии занимают портреты, в которых он мастерски передавал не только внешнее сходство, но и внутренний мир моделей. Среди шедевров — портрет Зинаиды Юсуповой, Николая II, княгини Ольги Орловой и коллекционера Ивана Морозова. Его стиль сочетал академическую точность с новаторскими приёмами модерна, яркой палитрой и вниманием к передаче света и движения.

На выставке в Новосибирске были представлены работы, созданные в разных жанрах и техниках. Есть ученические картины, созданные под руководством И. Репина, а есть более поздние работы В. Серова, в которых чувствуется выработанный уникальный авторский стиль.

Интерес к выставке сохранялся на протяжении всего времени её работы, однако особенно активным он стал в заключительные дни. У крыльца музея организовалась 100-метровая очередь. Горожане, укутавшись в зимние шубы и пуховики, вспоминали известные им картины художника, делились примечательными фактами его биографии. Приятно было видеть, что и внешний вид, и манера общения людей соответствовали месту – не было толкучки и споров о том, кто должен зайти раньше. Все спокойно ожидали встречи с искусством. Честно говоря, я впервые увидела такую большую очередь в художественный музей.

Как сообщила директор Новосибирского государственного художественного музея Екатерина Болдырева, за период проведения выставки состоялось более 750 экскурсий, а экспозицию посетило около 65 тысяч человек, включая гостей из разных уголков России и зарубежья.