Найти в Дзене
Музей Горгиппия

Возвращение гиганта: как пифос из античной Горгиппии обрёл новую жизнь

Лаборатория реставрации Анапского археологического музея рассказывает сегодня о процессе реставрации пифоса. В Древней Греции пифос (др.-греч. πίθος) представлял собой большой, часто высотой с человека, керамический сосуд для хранения припасов. В нём держали зерно, вино, оливковое масло и солёную рыбу. Памятник поступил во фрагментированном виде. На поверхности фрагментов были обнаружены пылевые и почвенные загрязнения, фрагменты гипса, следы старой склейки. Сотрудники лаборатории реставрации провели пробу на растворимость клея, который остался от предшествующей реставрации на торцах фрагментов. Также перед началом процесса реставрации был произведен микрохимический анализ на содержание водорастворимых и карбонатных солей. В результате исследования было установлено, что в структуре фрагментов памятника присутствуют хлориды (водорастворимые соли), а также было обнаружено наличие карбонатных солей.
Что же такое соли и почему они так опасны для археологической керамики? Водорастворимые

Лаборатория реставрации Анапского археологического музея рассказывает сегодня о процессе реставрации пифоса.

В Древней Греции пифос (др.-греч. πίθος) представлял собой большой, часто высотой с человека, керамический сосуд для хранения припасов. В нём держали зерно, вино, оливковое масло и солёную рыбу.

Памятник поступил во фрагментированном виде. На поверхности фрагментов были обнаружены пылевые и почвенные загрязнения, фрагменты гипса, следы старой склейки. Сотрудники лаборатории реставрации провели пробу на растворимость клея, который остался от предшествующей реставрации на торцах фрагментов. Также перед началом процесса реставрации был произведен микрохимический анализ на содержание водорастворимых и карбонатных солей. В результате исследования было установлено, что в структуре фрагментов памятника присутствуют хлориды (водорастворимые соли), а также было обнаружено наличие карбонатных солей.

Что же такое соли и почему они так опасны для археологической керамики?

Водорастворимые и карбонатные соли присутствуют в структуре археологической керамики в связи с её длительным залеганием в грунте. Находясь в почве, керамический черепок поглощает насыщенные солями грунтовые воды. При изменении температурно-влажностного режима происходит миграция солей по внутренним порам керамики и их последующая кристаллизация. Кристаллизованные соли крайне опасны, поскольку они уменьшают механическую прочность черепка. При микроскопическом обследовании некоторых предметов хорошо видно, как кристаллы хлоридов в виде тонких иголочек приростают к поверхности, отрывая частицы керамики. Со временем засоленный черепок начинает расслаиваться и разрушаться. Именно поэтому археологическая керамика нуждается в процедуре обессоливания.

Реставраторы произвели очистку поверхности фрагментов от различных видов загрязнений и следов гипса, произвели удаление следов старой склейки с торцов, а также обессоливание. Затем фрагменты сосуда были склеены между собой 10% раствором ПВБ в этиловом спирте.

ПВБ – это клеевой состав, обладающий важнейшим для процесса реставрации свойством – обратимостью. Обратимость клея – это возможность последующего его размягчения после стадии отверждения при воздействии растворителей или посредством прогрева с целью расшивки клеевого шва. Это свойство клея предусматривает возможность проведения повторной реставрации.

После склейки реставраторы восполнили недостающую часть венчика. Затем гипсовое восполнение было затонировано акриловой краской.

-2

На данный момент процессы разрушения памятника приостановлены. Он приобрёл целостность и экспозиционный вид. После реставрации сосуд был размещён в стационарной экспозиции Анапского археологического музея.

-3

Полина Шляхова, художник-реставратор Анапского археологического музея.

Литература: Реставрация музейной керамики: Методические рекомендации/ Л.Н. Андреева, А.С. Антонян, Т.И. Барабанова и др.; Под общ. ред. Л.Н. Андреевой. — М.: ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, 1999. — 144 с.