К 155-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина и 130-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина
Тема «Есенин и Бунин» – одна из самых сложных и неоднозначных. Порой в некоторых работах излишне акцентируется негативное отношение Ивана Алексеевича Бунина к Есенину – как будто такая незавидная участь постигла только Есенина. Однако воспоминания современников о Бунине, его переписка убедительно свидетельствуют о том, что Есенин не был исключением из правил, не был единственным, кого Бунин не признавал.
Резкий, взрывной, самолюбивый по характеру Бунин не щадил и общепризнанных классиков, делая исключение для «трех своих богов»: Пушкина, Толстого и Чехова. А другим от него доставалось всерьез.
Например, Гоголя он называл «лубочным писателем», а Достоевского – «прескверным», добавляя: «Пусть весь мир скажет мне, что это гениально, не выношу – и точка» (согласно воспоминаниям эмигрантского периода дружившего с Есениным критика русского зарубежья Георгия Адамовича).
Символистов Бунин не признавал категорически, стихи Александра Блока называл «мистической цыганщиной», язвительно насмехался над Владимиром Маяковским и Борисом Пастернаком, об Анне Ахматовой написал обидную эпиграмму.
На этом более чем авторитетном фоне не мог не оказаться и Сергей Есенин. Обращает на себя внимание только та упорная настойчивость, с которой Бунин стремился развенчать образ Есенина как русского национального поэта на протяжении 30 лет: с 1924 года и до конца своей жизни в 1953 году.
За эти 3 десятилетия Есенин был главным объектом бунинской критики в статьях «Инония и Китеж», «Самородки» и «Мы не позволим!», а также в письмах к другим писателям-эмигрантам (среди них были, например, Владислав Ходасевич, Георгий Адамович, признававшие талант Есенина, и Алексей Толстой (до его возвращения в Россию), открыто восхищавшийся поэзией Есенина).
Что было тому причиной? Исследователи в едином мнении не сходятся:
- кто-то называет творческую ревность к тому, кому было отдано сердце России, о чем так мечтал сам Бунин;
- кто-то говорит о сословном чувстве барина-аристократа к простому крестьянину;
- кто-то отмечает у Бунина неприятие новых, резких и смелых художественных решений, которые проявились в творчестве Есенина имажинистского периода.
Были ли знакомы Бунин и Есенин? В этом можно не сомневаться, ведь их произведения до революции публиковались в одних и тех же изданиях:
- «Северные записки»
- Ежемесячный журнал
- «Мир Божий»
- «Биржевые ведомости»
- «Нива» и других.
У них были общие знакомые – например, поэт Иван Белоусов. Брат Бунина Юлий Бунин открыто симпатизировал Есенину.
Они встречались и на литературных вечерах. Без внимания Есенина не остались ни бунинская «Деревня», ни «Суходол».
А главное – в дореволюционной поэзии Бунина, в раннем поэтическом творчестве Есенина было много общего. Современники давали им во многом сходную оценку.
Например, Горький, получив сборник бунинских стихов, писал ему: «Хорошие стихи, ей-Богу! Свежие, звучные, в них есть что-то детски-чистое и есть огромное чутье природы».
Александр Блок после встречи с Есениным написал о его стихах: «Стихи свежие, чистые, голосистые».
Знал ли Есенин творчество Бунина? В этом можно не сомневаться. С юных лет он от корки до корки читал журнал «Нива» и в доме священника И.Я. Смирнова, а в Университете Шанявского служил лекции о его творчестве.
Какие уроки Бунин мог воспринять Есенин для своего творческого опыта?
Вот, безусловно, один из них: «Поэтический (в смысле стихотворный – Е.А.) язык должен приближаться к простоте и естественности разговорной речи, а прозаическому слогу должна быть усвоена музыкальность и гибкость стиха» (из интервью Бунина «Московской газете», 1912 г.)
Можно предположить, что Есенин читал это интервью, ведь в 1912 году он уже жил в Москве.
В предисловии к 6-томному собранию сочинений Бунина Александр Трифонович Твардовский писал:
«Наиболее жизнестойкая часть стихотворной поэзии Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской жизни, тонкая живопись природы»
Но ведь это то же самое, что мы видим и в поэзии Есенина!
Сближают творчество Есенина и Бунина многие общие мотивы.
Например, мотив уходящей юности. Совпадают даже языковые средства и интонации, которыми они выражены.
У Бунина читаем:
О мечты! О молодая воля!
Как я прежде мало вас ценил!
(1902) («Первая любовь»)
Или
О, весенние зори и теплые майские росы!
О, далекая юность моя
Есенин:
О моя утраченная юность,
Буйство глаз и половодье чувств!
(«Не жалею, не зову, не плачу»)
Поэтов печалит мысль о невозвратимости юной мечты, о выпавшей на их долю скитальческой судьбе.
Бунин:
В то селение, где шли молодые гожа,
В старый дом, где я первые песни слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.
Есенин словно бы вторит ему:
Не вернусь я в отчий дом –
Вечно странствующий странник…
Поэзия Бунина отличается изобилием красок, звуков, запахов. Его знаменитые «Антоновские яблоки» несут в себе «запах меда и осенней свежести» как образ-памятку его малой родины – Орловщины.
В стихах Есенина много схожего, та же «симфония запахов»:
- «Пахнет яблоком и медом / По церквам твой кроткий Спас»
- «Липким запахом веет полынь»
- «И душа моя – поле безбрежное – / Дышит запахом меда и роз…»
Сближает Бунина и Есенина и любовь к «братьям нашим меньшим». Этот момент можно проследить на примере стихотворения Бунина «Собака» и есенинской «Песни о собаке».
Бунин наделяет своего верного пса «золотистыми глазами»:
Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами.
Есенин сравнивает слезы собаки-матери, потерявшей своих щенков с «золотыми звездами»:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег…
В стихотворении «Собака» Бунин избирает любимого пса в качестве своего собеседника, ему поверяет свои мысли:
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как Бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен
(4.08.1909)
О возможности с собакой-другом восполнить тоску по близкому, все понимающему существу Бунин напишет в стихотворении «Одиночество»:
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить…
(1903)
Этот мотив задушевного, доверительного общения с собакой-другом отзовется и в стихотворении С. Есенина «Собаке Качалова», которой поэт доверяет жест раскаяния за нанесенную обиду когда-то любимой и, может быть, еще любимой женщине:
Она придет, даю тебе поруку,
И без меня в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Таким образом, принимая во внимание все, что разделяло двух поэтов, мы должны помнить о том, что их объединяло – искренняя преданность всему русскому – русскому языку, русской культуре, Русскому миру.
5 августа 2025 г., Орел