Решение Великобритании снять оружейное эмбарго в отношении Армении и Азербайджана обусловлено как геополитическими, так и техническими факторами, заявил политолог и эксперт по вопросам безопасности Давид Арутюнов. В материале излагаются причины и возможные последствия этого шага для региональной безопасности и военно‑технического сотрудничества.
О снятии запрета ранее официально сообщил британский государственный министр по делам Европы и Северной Америки Стивен Даути. Он объяснил это ссылкой на достигнутый 8 августа в Вашингтоне «прогресс в армяно‑азербайджанской нормализации».
Арутюнов обратил внимание, что эмбарго было введено в 1992 году по рекомендациям ОБСЕ и имело прямую связь с карабахским конфликтом. Это ограничение рассматривалось в контексте урегулирования ситуации в регионе.
«С технической точки зрения Лондон считает, что конфликт исчерпан, а значит отпала и необходимость в действии запрета», — отметил эксперт в интервью Sputnik Армения.
Политолог также указал на политический аспект отмены эмбарго. Он связал решение Лондона с изменениями в международной политике после августовских соглашений между Ереваном и Баку.
«Лондон не хочет отставать от Вашингтона. После августовских договорённостей в США американцы отменили 907‑ю поправку к "Акту в поддержку свободы", тем самым открыв возможность поставок вооружений Азербайджану и расширения оборонного сотрудничества», — пояснил Арутюнов.
Арутюнов отметил наличие геополитического подтекста в заявлениях британских властей. В частности министр Даути подчеркнул необходимость помочь Еревану и Баку «адекватно реагировать на обычные и гибридные угрозы со стороны других государств и негосударственных субъектов».
«Очевидно, что под этими угрозами Лондон подразумевает в том числе Россию. С этой точки зрения можно говорить о стремлении Великобритании усилить своё влияние и сдерживать Россию на Южном Кавказе», — добавил он.
Эксперт поставил под вопрос реальную готовность и возможности Великобритании в сфере поставок вооружений. Он напомнил о высокой стоимости британского вооружения и финансовых затратах, которые ляжут на сторону, вступающую в военно‑техническое сотрудничество с Лондоном.
Кроме того, на ситуацию влияют внешнеполитические обязательства Соединённого Королевства. Великобритания активно поставляет вооружение Украине и одновременно наращивает собственные вооружённые силы, что ограничивает экспорт в другие регионы.
«Лондон с трудом обеспечивает даже собственные потребности, поскольку, как и большинство западноевропейских стран, десятилетиями сокращал армию и сейчас лишь пытается наверстать упущенное», — пояснил политолог.
Арутюнов не исключил возможности отдельных локальных закупок у британских производителей, но усомнился в перспективах масштабного военно‑технического сотрудничества с Великобританией с Арменией и Азербайджаном.
Он также указал, что у Еревана и Баку уже выстроены устойчи вые связи с ключевыми партнёрами в сфере военно‑технического сотрудничества, и Великобритания до настоящего времени не относилась к числу таких партнёров.
По мнению эксперта, при всех декларациях о стремлении к стратегическому партнёрству с обеими странами практический приоритет Лондона в большей степени смещён в сторону Азербайджана. Это объясняется, как отметил Арутюнов, значительными британскими инвестициями в нефтегазовый сектор Азербайджана, тогда как взаимодействие с Арменией остаётся преимущественно декларативным.
Отмена эмбарго Великобританией носит комплексный характер: решение опирается на оценку состояния конфликта, региональные политические расчёты и существующие экономические интересы страны.