Найти в Дзене

«Вдох Выдох» и не только: три выставки в МАММ, которые стоит увидеть

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка Ани Жёлудь — одной из самых заметных художниц современного российского искусства. Как отмечают кураторы, «без неё трудно представить отечественное искусство первой четверти XXI века». А ещё, если верить экскурсоводу, которого я подслушала, за всю историю Венецианских биеннале в основных проектах участвовали всего пять российских художников — и Аня Жёлудь среди них. Проект «Вдох Выдох» кураторы называют «конспектом творчества» — здесь собраны ключевые работы последних десятилетий: живопись, объекты, тексты и инсталляции. Всё вместе складывается в спокойное, созерцательное высказывание о вещах, времени и человеке. Аня Жёлудь работает с тем, что окружает нас каждый день — плиткой, проволокой, металлом, бетонными поверхностями, эмалированными чайниками и гаражами. Она превращает привычные предметы в метафоры устойчивости, памяти и повседневной поэзии. «Швы между плитками — тонкая графическая линия, родственная моим структурным объектам; фактура и
Оглавление

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка Ани Жёлудь — одной из самых заметных художниц современного российского искусства. Как отмечают кураторы, «без неё трудно представить отечественное искусство первой четверти XXI века». А ещё, если верить экскурсоводу, которого я подслушала, за всю историю Венецианских биеннале в основных проектах участвовали всего пять российских художников — и Аня Жёлудь среди них.

Проект «Вдох Выдох» кураторы называют «конспектом творчества» — здесь собраны ключевые работы последних десятилетий: живопись, объекты, тексты и инсталляции. Всё вместе складывается в спокойное, созерцательное высказывание о вещах, времени и человеке.

-2
-3

Аня Жёлудь работает с тем, что окружает нас каждый день — плиткой, проволокой, металлом, бетонными поверхностями, эмалированными чайниками и гаражами. Она превращает привычные предметы в метафоры устойчивости, памяти и повседневной поэзии.

«Швы между плитками — тонкая графическая линия, родственная моим структурным объектам; фактура и живописная плоть бетона — то, из чего я делала “комнатные растения”. Самое важное качество этих картин — ощущение сопротивления материала, когда жёсткая индустриальная поверхность “положена” на тряпичную поверхность холста».
-4
-5

Жёлудь часто говорила, что её искусство сродни молитве.

«Картины были сделаны на планшетах, фанере, грунт напоминал левкас, а процесс рисования — чтение “Отче наш”. Теперь я делаю гаражи из металлического прута и снова рисую неоднократное количество раз чайник, только другой. Монто́нность и однообразие приравниваются к “Господи, помилуй, Господи, прости”. Так во что же я верю? Я верю в предмет, в материальность, в равновесие».
-6

Даже её «гаражи» — не ироничные образы, а символы постоянства:

«Неоднократные появления гаражей — всё-таки желание обрести постоянство, уют и тепло дома. У него должны быть хотя бы стены и угловатая крыша, чтобы дождь и снег стекали с неё. Этот дом может быть голубым, розовым, звонко-зелёным — лишь бы он был».
-7

Её творчество — это разговор о простых вещах без пафоса, без дистанции. Оно возвращает внимание к малому и неидеальному, к тому, что рядом с нами каждый день.

Мои впечатления

Если коротко: мне очень понравилось. Я буквально успокоилась, умиротворилась (а мне это было очень нужно), а где-то даже поностальгировала, похихикала, узнала себя.

Почему мне понравилось? Я уже описала эмоции, которые испытала: умиротворения — благодаря тишине, сдержанным тонам, понятным формам, знакомым темам. Я уже видела работы художницы раньше — радость узнавания была бонусом. Для меня во фразах на стенах было много чего-то знакомого «на грани бытовухи и бытия»: гаражи, развешенные в разных углах, — привет из детства; бетонные горшки с мёртвыми цветами — чисто я и домашнее садоводство.

-8

Несмотря на «просто надписи» и «просто железяки» выставка ни разу не скучная. Пространство интересное, развеска необычная, темы понятные, произведения с «универсальным нервом, позволяющим каждому прочувствовать их».

Стиль Ани Жёлудь называют концептуальным минимализмом. Но есть в её подходе и акцент на процессуальности, свойственный абстрактному экспрессионизму, и что-то перформативное.

-9

Мне очень понравилась аналогия художницы между музеем и храмом. Она утверждает, что для нее они поменяны местами с самого детства. В этот раз и у меня сработало так: кому-то для успокоения нужен храм, а меня умиротворил музей современного искусства.

Ещё две выставки, которые стоит посмотреть

Если вы вдруг не знаете, как работает МАММ (Мультимедиа Арт Музей): это большое пространство, где одновременно проходит 6–8 выставок, а билет на все — единый. «Вдох Выдох» занимает верхние этажи (6-й и 7-й), и я начинала именно с неё — возможно, поэтому восприятие оказалось таким ясным и неторопливым. После неё я спускалась вниз — и советую сделать то же самое.

Андрей Гросицкий. «Опознанный объект» (5-й этаж)

Персональная выставка одного из главных представителей московского нонконформизма. Гросицкий — художник «вещей»: он изображает предметы, барочно по духу, эффектно, создавая ощущения материальности и присутствия, выхода за раму полотна. В его произведениях простые предметы становятся метафорами существования и памяти.

-10
-11
-12

Владимир Григ. «Спасибо вам, что были снами» (3-й этаж)

Выставка суперсовременного художника (работы в основном 2024 года), участника Венецианской биеннале и лауреата премий Кандинского и Куинджи. Он создают фантасмагорические миры, соединяет античные сюжеты, массовую культуру и телевизионные образы. Но главная фишка — техника: мозаика из эмали, стекляруса, бисера и т.п. Всё это очень ярко переливается, хочется рассматривать, восхищаться, разгадывать отсылки. Григ исследует, как визуальные образы разных эпох сосуществуют в современном сознании.

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22