В майской книжке «Вестника» помещены три заметки о садовых училищах - это: описание училища в Гейзенгейме, мнение Императорского Общества Садоводства на проект Министерства Государственных Имуществ и отдельное мнение г-на Н. Е. Волкенштейна, прямо противоположное мнению общества.
Нельзя не согласиться с тем, что всякое мнение как за, так и против проекта известного государственного учреждения желательны, и чем их больше - тем легче устранить в учреждаемом ошибки и несообразности. Всякое новое учреждение будет тем целесообразнее, чем вернее оно отвечает насущным потребностям данного времени, а это в свою очередь зависит от того, насколько верно разработаны детали учреждения.
Немцы, например, имеют во всяком из своих учреждений эпиграфом русскую поговорку «семь раз примерь и раз отрежь» - и все хорошо; у нас же, к великому нашему горю и за очень и очень малыми исключениями, это проделывается как раз наоборот - попробуйте, например, кому-нибудь, на своем стуле за 30-40 лет насидевшему геморрой, чиновнику заметить, что какое-то слово пишется иначе, он непременно и с раздражением ответит вам: «Батенька, 30-40 лет его так пишу, а замечаний, слава Богу, не получал», и так везде и во всем.
Позволяем себе обратить внимание на следующее: при Императоре Петре Великом вся интеллигенция государства, высшая и низшая, иначе говоря, все грамотное и читающее, состояло на службе государству, и вследствие этого всякое новое, имеющее в виду приготовление известного интеллигентно-специального человека, учреждение, прежде всего, предназначало ему место в строе государственной жизни, ему гарантировали: место, класс, чин и мундир - и никакое, вследствие этого, учебное заведение без прерогатив этих и существовать не могло; и это же, к сожалению, совершенно не современное, стремление - приготовлять чиновников - как нельзя яснее проглянуло в проекте вопросом - найдут ли чиновники-садоводы места?
Мы на это, положа руку на сердце, скажем: нет и нет, и вот почему:
1) кто наймет садовода с каким бы то ни было специальным образованием? Государство, промышленник и лакомка-богач. Спросим, много ли таким будет места? так мало, что и училищ заводить не стоит, ибо государство их уже в огромном большинстве имеет; промышленник всегда сам специалист этого дела и сам подготовляет нужных ему помощников, специализируя их практические познания и способности до ne plus ultra; остаются, следовательно, богачи, во времена крепостного права можно было говорить об этом, а теперь едва ли и нужно.
Для сравнения позволим уклониться немного в сторону - возвратимся к одной из величайших реформ минувшего царствования - освобождению крестьян. При осуществлении этой реформы явились два требования, предъявленные жизнью - это:
1) в виду того, что большинство помещиков остались с незначительным количеством, за выделом надела крестьянам, земли - эту последнюю продадут и таким образом в интересах государственной экономии, надо было дать невежде-капиталу агронома-специалиста - учредили Петровскую Земледельческую академию; интересно бы было познакомиться со статистическими данными деятельности ее воспитанников на специальном поприще; сознаемся в печати, нам как-то об этом читать не приходилось.
2) Та же самая реформа не могла не видеть, что при составлении документов о наделе крестьян землею неизбежно явятся споры; отсюда необходимость дать или, так как у нас прежде ничего подобного не было, приготовить людей, мнение которых в решениях спорных вопросов было бы компетентно; по примеру Пруссии, где существуют таксаторы, учредили и у нас чуть не при всех гимназиях землемерно-таксаторские классы, воспитанникам которых, прослушавшим 2-х летний учебный курс, и давали звание таксатора, для получения которого в той же Пруссии требуется около 20 лет практики (мы ноль отбросили).
Мало дать известные права, аттестаты и т. п., нужно, чтобы лица, для пользы которых учреждение существует, признали их пригодность, а при таком обороте аттестаты и ученые звания и степени сводятся к 0, и таксаторские классы, едва просуществовав 9-10 лет, сами собой закрылись, не встретив ни сочувствия, ни, главное, веры.
Возвращаемся к началу нашей статьи и зададимся вопросами, что нужно сделать для возвышения российского садоводства и огородничества?
Закоснелость нашего усадьбовладельца, не знающая и не желающая знать что-либо по улучшение огорода и сада, бесспорна. Сельские школы на Руси теперь считаются тысячами, у нас есть школы и постоянные и подвижные и т. д., во всех этих школах обучаются дети землевладельцев и у каждой из них есть непременно свой огород - часто и сад. Позволяем себе задать вопрос, сколько школ в России имеют, не говорим сад, куда, а какой-нибудь огородишко с двумя-тремя саженными грядами? Неужели же наши сельские школы направлены давать мальчику-мужичку сведения, ему в большинстве не пригодные, или которые он через 4—5 лет по выходе из школы забудет, как не применимые к его обстановке, а между тем мы огурцов, напр., сажать не умеем, у нас чем гуще - тем и больше, потому что густо - вот вам и резон; основная причина нашей закоснелости - неимение примера.
В каком, напр., количестве экземпляров расходится единственный по садоводству на 100-миллионную Россию журнал «Вестник»? и то ли же за рубежом? и даже ближе в Польше? Дайте возможность сельскому учителю или учительнице практически знакомить мальчуганов и девочек с уходом за огородом, ранней выгонкой и т. п. - с сельской школой будет иное; приток учеников будет больше; в военную службу еще попадет или нет, вопрос, да и все равно - оторвут ли его на службу на 3, 4 года или на 5, работник одинаково пропал. Каждый деревенский мальчуган, смотря как его мать ухаживает за своим огородом - будет в уши жужжать, что не так и не так, и в конце концов неверующую в лучшие результаты мать приведет на школьный огород и на деле докажете, что он, мальчуган, прав.
Несколько лет тому назад не было города, где бы не было воскресной школы - цель хорошая - но таково же должно быть и исполнение, у нас этого не оказалось и школы эти сами собой закрылись; дайте же вы возможность рабочему в воскресенье познакомиться с чем-нибудь полезным в его специальности, и он скажет большое спасибо, да и не одни рабочие. Есть, например, у меня небольшой свой огород. В воскресенье я пойду в школьный огород - послушать рассказы садовника - не для того пойду, чтобы закоснел в своем скептицизме - пойду посмотреть, посмеяться - лето пройдет и пройдет мое закоснение - когда я увижу, что получил огородник ученья и, конечно, я пойду к нему за советом, убедившись, что он, как говорится: «умеет сделать из...конфекту».
Д. Грудзинского.
Вестник садоводства, плодоводства и огородничества: ежемесячный иллюстрированный журнал. 1884, №10
Источник заимствования предоставлен и опубликован с разрешения Российской государственной библиотеки. Выражаем искреннюю благодарность РГБ за её неоценимый вклад в сохранение культурного наследия и обеспечение доступа к редким историческим изданиям!
С другими уникальными изданиями в их подлинном виде можно самостоятельно ознакомиться в Национальной электронной библиотеке.