Найти в Дзене
Джаз.Ру

Зачем в джазе какие-то конкурсы, это же искусство?

Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру» Я приглашён вновь (впервые за 8 лет) работать в жюри самого старшего в России джазового исполнительского конкурса, который проводится с 1990 г.: сначала раз в два года как Всероссийский, а с 2011 г. ежегодно под названием «Мир джаза». В 2025 году он проводится в 20-й раз. Участвовать могут студенты эстрадно-джазовых отделений/кафедр как средних специальных, так и высших учебных заведений, а также профессиональные джазовые музыканты в возрасте до 32 лет. Я подчёркиваю: это конкурс не творческий, а исполнительский, т.е. комментарии типа «не понимаю смысла конкурсов в музыке» тут ожидаемы, конечно — но неприменимы. Музыка, безусловно, высокое искусство (и во многих случаях — самодеятельное искусство, зачастую пользующееся широким успехом в силу попадания в точку спроса на рынке). Но при этом музыка ещё и рынок, индустрия, бизнес — а значит, и ремесло. В академической музыке, а в последние сто лет — и в джазе достижения в искусстве практически нев

Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»

Жюри и лауреаты конкурса «Мир джаза» в Ростове-на-Дону, 2017 (фото: Наталья Кравченко)
Жюри и лауреаты конкурса «Мир джаза» в Ростове-на-Дону, 2017 (фото: Наталья Кравченко)

Я приглашён вновь (впервые за 8 лет) работать в жюри самого старшего в России джазового исполнительского конкурса, который проводится с 1990 г.: сначала раз в два года как Всероссийский, а с 2011 г. ежегодно под названием «Мир джаза». В 2025 году он проводится в 20-й раз. Участвовать могут студенты эстрадно-джазовых отделений/кафедр как средних специальных, так и высших учебных заведений, а также профессиональные джазовые музыканты в возрасте до 32 лет.

Я подчёркиваю: это конкурс не творческий, а исполнительский, т.е. комментарии типа «не понимаю смысла конкурсов в музыке» тут ожидаемы, конечно — но неприменимы. Музыка, безусловно, высокое искусство (и во многих случаях — самодеятельное искусство, зачастую пользующееся широким успехом в силу попадания в точку спроса на рынке). Но при этом музыка ещё и рынок, индустрия, бизнес — а значит, и ремесло. В академической музыке, а в последние сто лет — и в джазе достижения в искусстве практически невозможны без владения ремеслом.

Джон Колтрейн
Джон Колтрейн

Можно повторять, как мантру, что Джон Колтрейн не получил профессиональной подготовки, но это же враньё. Во-первых, Колтрейн учился в Филадельфии сначала в музыкальной школе Орнстайна, а после службы во флоте использовал полагающиеся ему по Джи-Ай-Биллю (законе об оплате образования демобилизованным солдатам Второй Мировой) деньги на оплату обучения в серьёзном колледже — Музыкальной школе Граноффа. А кроме того, когда деньги по Джи-Ай-Биллю кончились (между прочим, хватило на три года обучения), Колтрейн очень много занимался. Говорят, что в пиковый момент развития своего искусства (конец 50-х) Трейн беспрестанно играл упражнения из книги Николая Слонимского «Тезаурус гамм и мелодических оборотов», разнообразные гаммы и звукоряды по 10 часов в сутки.

Билл Эванс
Билл Эванс

А, например, пианист Билл Эванс, тоже титан и столп развития джазового искусства 1950-60-х гг., окончил Маннес-колледж в Нью-Йорке (ныне это часть Университета Новой Школы) — правда, не со степенью, а с «дипломом артиста«, т.к. степень бакалавра музыки у него уже была после окончания Университета Юго-Восточной Луизианы.

Саксофонист Уэйн Шортер, 12-кратный лауреат премии Grammy, один из ярчайших импровизаторов в джазе с 1960-х по 2000-е годы, учился в Университете Нью-Йорка по специальности «музыкальная педагогика». Первопроходец фьюжн, пианист Джо Завинул, учился в Венской консерватории, а его коллега Чик Кориа — сначала в Колумбийском университете в Нью-Йорке, затем в престижной Джульярдской консерватории. Ну и так далее...

В общем, не надо ля-ля. В большинстве случаев джаз требует очень серьёзной профессиональной подготовки.

Так вот конкурс в Ростове — это конкурс на владение чисто профессиональными исполнительскими навыками, на уровень ремесленной подготовки, которая должна (ну, в декларируемой теории) каменной стеной стоять за талантом музыканта и лежать в не менее каменном фундаменте его искусства. На таких конкурсах все участники играют одно и то же (заранее известен список из 10 тем, импровизировать на любую из которых конкурсант должен быть способен без подготовки — по указанию жюри, данному прямо на сцене).

Кроме всего прочего, для молодых музыкантов любой конкурс высокого уровня, особенно не в своём городе — мощное средство социализации и, прости Господи за нерусский термин, нетворкинга. Вот я смотрю на фото лауреатов этого же конкурса 2017 г., когда я участвовал там в жюри предыдущий раз (фото выше) — и вижу среди этих лауреатов как минимум двух нынешних преподавателей Академии джаза, где и сам с 2019 г. работаю... Случайность ли это? Учитывая, что председатель жюри конкурса в Ростове — одновременно художественный руководитель Академии джаза, вряд ли совсем уж случайность.

Короче говоря, до встречи в Ростове, и желаю удачи конкурсантам!

-4