Найти тему
Джаз.Ру

Саксофонист Уэйн Шортер. Глава 3: приход во «Второй великий квинтет» Майлза Дэйвиса

Как уже сообщал «Джаз.Ру», 2 марта 2023 года саксофонист Уэйн Шортер ушёл из жизни в возрасте 89 лет. На редакционном канале в сервисе Дзен мы продолжаем цикл из нескольких текстов, посвящённых памяти одного из последних титанов золотого века джаза, кто ещё оставался в строю в XXI столетии. В первом выпуске мы изучали период его работы у барабанщика Арта Блэйки в составе «Посланцев джаза» в начале 1960-х. Во втором — выясняли, как этот период подошёл к концу, и вновь слушали много музыки того периода, в том числе и первый сольный альбом Шортера. Настало время для третьей, заключительной части: в ней Уэйн уходит из Jazz Messengers и присоединяется к одному из величайших джазовых составов 1960-х гг.

  • Книгу «Footprints: жизнь и творчество Уэйна Шортера» написала американская исследовательница Мишель Мёрсер. Русский перевод выполнила Диана Кондрашина.
Wayne Shorter (1933-2023)
Wayne Shorter (1933-2023)

В 1959 году Уэйн Шортер позвонил Майлзу Дэйвису, чтобы предложить себя на замену Джону Колтрейну по рекомендации самого Джона. «Я тебе дам знать, когда мне потребуется другой саксофонист», — ответил ему тогда Майлз раздражённо. Уэйн стал играть в «Посланцах джаза» барабанщика Арта Блэйки, и у группы Майлза дела шли неплохо. «Майлз обожал «Посланцев», — рассказывал тромбонист Кёртис Фуллер. — Даже когда ему говорили, что лучше его группы нет, он возражал, что «Посланцы» — лучше. Он говорил: ''Откуда только Арт откапывает таких пацанов, как вы, чтобы вы ещё писали для него самую лучшую хрень?''»

Freddie Hubbard, Curtis Fuller, Wayne Shorter
Freddie Hubbard, Curtis Fuller, Wayne Shorter

К тому моменту, как Колтрейн ушёл от Майлза в 1961 году, Уэйн стал более искусным исполнителем и композитором, и Майлзу был нужен такой музыкант, как Шортер. «Я приходил повидаться с Майлзом, — рассказывал Хаббард, — а он сидел и слушал одну из тем Уэйна. И спрашивал меня: «Фредди, это — что?» У Уэйна были композиции со странными последовательностями аккордов. Майлзу нравились эти аккорды, как ему нравились аккорды Билла Эванса...»

Miles Davis
Miles Davis

Но Уэйн был «Посланцем джаза», и неписаный этический закон в джазе требовал определённых приличий — Майлз не мог просто взять и похитить сайдмена у старшего коллеги, особенно если этим старшим был Арт Блэйки.

Art Blakey (photo © Francis Wolff)
Art Blakey (photo © Francis Wolff)

Как бы то ни было, уважение к Арту у Майлза было подорвано старой обидой: он считал, что именно Блэйки настучал на него в 1950-м в деле о наркотиках в Лос-Анджелесе... Так что трубач начал настойчиво звать Уэйна, хотя и придерживался неординарных методов. Первый раз он позвонил Уэйну домой в Нью-Йорк в 1961 г. Когда Шортер поднял трубку, он услышал, как кто-то бренчит на гитаре цепочку аккордов. Уэйн был покорён: аккорды звучали так, будто он сам это написал. Музыка продолжалась несколько минут. Наконец, Майлз заговорил: «Гитара — офигеть, не так ли?» Уэйн согласился. Майлз спросил: «Ты счастлив там?» — «Никто не любит предателей, Майлз», — ответил Шортер.

Уэйн Шортер на джаз-фестивале в Сорренто, Италия, 1963 (фото © Roberto Polillo)
Уэйн Шортер на джаз-фестивале в Сорренто, Италия, 1963 (фото © Roberto Polillo)

Майлз появлялся в первых рядах на концертах «Посланцев», пристально глядя на Уэйна, как только тот начинал солировать. «Какое счастье, что Майлз на меня так не смотрел, каким бы ни был повод», — признавался Фредди Хаббард. Дэйвис продолжал периодически звонить Уэйну, хотя и осмотрительно, всегда — на квартиру Шортера в Нью-Йорке. Ему удалось заманить Уэйна в студию на однодневную запись с его секстетом и вокалистом Бобом Дороу, которая вышла в составе сборника названием «Jingle Bell Jazz». Но речь шла лишь об одном треке.

Спустя время нетерпеливость Майлза стала подталкивать его к рискованным поступкам: он позвонил Уэйну во время гастролей в гримёрку «Посланцев». Арт поднял трубку и тут же понял, кто спрашивает «Мистера Шортера». «Дьюи, это ты?» — насторожился Блэйки (Дьюи — второе имя Дэйвиса, которым его звали многие друзья. — Ред.). Майлз не мог скрыть свой характерный хриплый голос, даже если хотел. Но тут он даже не хотел скрываться, и разговаривал в своей обычной расслабленно-наглой манере. «Эй, Уэйн, тут Майлз хочет с тобой поговорить», — сказал Арт небрежно, передавая Шортеру трубку. Потом он начал ходить кругами по комнате и бормотать: «Майлз хочет украсть моего тенора», — раз за разом, как мантру. Застигнутый врасплох Уэйн взял трубку и прикрыл рукой микрофон, чтобы бормотания Блэйки не было слышно. «Ты всё ещё счастлив там?» — снова спросил Майлз...

Ухаживания Майлза достигли кульминации в 1963-м, когда трубач стал собирать свой «Второй великий квинтет». Он переманил барабанщика Тони Уильямса из группы Джекки Маклина и сформировал группу с Роном Картером на басу и Хёрби Хэнкоком на фортепиано. Найти кандидатуру на место саксофониста оказалось сложнее. Хёрби переехал в Нью-Йорк из Чикаго в 1961-м и стал постоянным участником — если слово «постоянный» подходит для сайдмена — группы Дональда Бёрда. Хэнкок знал Уэйна и его игру — вместе они работали на записи пластинки Бёрда «Free Form» (Blue Note, 1961).
Дональд Бёрд (труба), Уэйн Шортер (тенор-саксофон), Хёрби Хэнкок (ф-но), Бутч Уоррен (контрабас), Билли Хиггинс (барабаны)

«Спустя несколько месяцев после того, как я присоединился к Майлзу, мысль о том, что Уэйн должен играть с нами, замелькала в головах у всех нас, — рассказывал Хёрби. — В то время в группе был Джордж Коулман, но что-то такое было в игре Уэйна и в тех композициях, которые он писал, что мы чувствовали, что именно его нам не хватает».

СЛУШАЕМ: Miles Davis Quintet «All Blues», Филармоник-Холл, Нью-Йорк, февраль 1964
Майлз Дэйвис (труба), Джордж Коулман (тенор-саксофон), Хёрби Хэнкок (ф-но), Рон Картер (контрабас), Тони Уильямс (барабаны)

Стиль Коулмана приводил в замешательство свободно мыслящего Уильямса, который считал его подход слишком тривиальным и «в рамках». Напротив, Джордж упрекал коллектив в излишней любви к экспериментам, хотя однажды он всё-таки сыграл «за рамками», чтобы удивить других членов ансамбля.

Майлз отпустил Джорджа восвояси, отчасти чтобы ублажить своего гениального юного барабанщика, и в тур по Японии с ними поехал Сэм Риверс, саксофонист авангардного толка. Хэнкок рассказывал: «Тони хотел, чтобы Сэм был в группе, поскольку тот был наставником Тони ещё с тех времён, когда тот был подростком в Бостоне. Сэм воспитал в Тони музыканта». Уильямс ходатайствовал о том, чтобы его наставник попал в состав ансамбля, надеясь, что либеральная позиция Риверса в музыке взбодрит квинтет. Однако ритм-секция нашла свою уникальную формулу, и нестандартная фразировка Риверса плохо сочеталась с этой формулой. Майлз чувствовал, что должен сдерживаться из-за свободной манеры Сэма, которая больше согласовалась с поисками Орнетта Коулмана и Колтрейна. «С Сэмом всё было не очень гладко, музыка не сцеплялась, — говорил Хёрби. — Сэм прекрасный исполнитель, конечно же. Но просто он не очень нам подходил. И мы ещё больше убедились в том, что ищем как раз то, чем обладает Уэйн».

СЛУШАЕМ: Miles Davis Quintet «My Funny Valentine», концертный зал Косэйнэнкен, Токио, июль 1964
Майлз Дэйвис (труба), Сэм Риверс (тенор-саксофон), Хёрби Хэнкок (ф-но), Рон Картер (контрабас), Тони Уильямс (барабаны)

Когда Майлз узнал, что Уэйн ушёл из бэнда Арта Блэйки и наконец свободен, он подписал своего агента Джека Уайттмора ангажировать Шортера. Тони Уильямс и Хёрби Хэнкок тоже работали над тем, чтобы склонить труднодоступного саксофониста присоединиться к их ансамблю. Это товарищеское давление наконец дало результат. Майлз писал в своих мемуарах:

Когда он наконец перезвонил мне, я сказал ему приехать немедленно. Чтобы убедиться в том, что он поедет, я купил ему билет в первый класс. Вот как сильно я жаждал его заполучить. И как только он приехал, возникла музыка. Наш первый совместный концерт должен был состояться в «Голливудской Чаше». Заполучив Уэйна, я чувствовал себя хорошо, потому что с ним, я знал, будет хорошая музыка. И она началась, началась очень скоро.

ВИДЕО: «Второй великий квинтет» Майлза Дэйвиса в Милане, полный концерт 11 октября 1964 г.
Майлз Дэйвис (труба), Уэйн Шортер (тенор-саксофон), Хёрби Хэнкок (ф-но), Рон Картер (контрабас), Тони Уильямс (барабаны). Видео в оригинале снято на чёрно-белую плёнку, в 2022 г. подвергнуто искусственной колоризации.

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!