Найти в Дзене

Материалы для библейской группы с комментариями для ведущего

В Евангелии Недели 19-й по Пятидесятнице описано чудо воскрешения сына наинской вдовы. Иисус Христос встречает похоронную процессию у ворот города. Видя горе матери, Он сжалился, остановил шествие, коснулся одра и словом воскресил умершего. Это первое воскресение из мёртвых в земном служении Христа, явленное как знак Его силы и милосердия. Народ, объятый страхом, славит Бога: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». ‌1) Слово утешения: Милость, опережающая просьбу (ст. 11–13) Вопрос 1. Почему Христос, встретив похоронную процессию, говорит вдове странные слова: «Не плачь»? Комментарий: В тот день вдова, вероятно, много раз слышала эти слова от людей, но они были пустым утешением. Однако Христос говорит «Не плачь» как Тот, Кто словом сотворил мир. Его слово — не просто сочувствие, а властное повеление, содержащее в себе силу будущего чуда. Он говорит так, потому что уже намерен устранить саму причину скорби. Это слово обращено и к нам: Тот, Кто способен воск
Оглавление

Зачало Недели: Неделя 19-я по Пятидесятнице (Лк. 7:11–16)

Зачало Недели: Неделя 19-я по Пятидесятнице (Лк. 7:11–16)

В Евангелии Недели 19-й по Пятидесятнице описано чудо воскрешения сына наинской вдовы. Иисус Христос встречает похоронную процессию у ворот города. Видя горе матери, Он сжалился, остановил шествие, коснулся одра и словом воскресил умершего. Это первое воскресение из мёртвых в земном служении Христа, явленное как знак Его силы и милосердия. Народ, объятый страхом, славит Бога: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

‌1) Слово утешения: Милость, опережающая просьбу (ст. 11–13)

Вопрос 1. Почему Христос, встретив похоронную процессию, говорит вдове странные слова: «Не плачь»?

Комментарий: В тот день вдова, вероятно, много раз слышала эти слова от людей, но они были пустым утешением. Однако Христос говорит «Не плачь» как Тот, Кто словом сотворил мир. Его слово — не просто сочувствие, а властное повеление, содержащее в себе силу будущего чуда. Он говорит так, потому что уже намерен устранить саму причину скорби. Это слово обращено и к нам: Тот, Кто способен воскресить мертвого, способен остановить любую нашу скорбь.

Вопрос 2. Что побуждает Христа совершить чудо?

Комментарий: Побуждением является исключительно Его личное сострадание — «Господь сжалился над нею». Это показывает сердце Христа: Он действует не по просьбе (вдова к Нему не обращалась), а по собственной любви и милости, видя человеческое горе. Он приходит на помощь, когда мы еще не успели или не смогли попросить.

2) Сила жизни: Действие, побеждающее смерть (ст. 14–15)

Вопрос 3. О каком одре говорится в Лк. 7:14 и что значит прикосновение Христа к нему?

Комментарий: Одр — это погребальные носилки. Прикосновение к ним для иудея того времени означало ритуальное осквернение, соприкосновение со смертью. Но Христос, являясь источником жизни, не оскверняется, а, наоборот, освящает осквернённое смертью. Это действие символизирует, что Господь не боится войти в самую гущу нашего горя, нашей духовной смерти и скверны, чтобы даровать жизнь.

Вопрос 4. Какие действия Христос совершает для воскрешения?

Комментарий: Он останавливает саму процессию смерти, властно касается её символа (одра) и так же властно обращается к мёртвому: «юноша! тебе говорю, встань!». В Его словах — творческая сила, которая сильнее смерти. Он Тот, Кто создал жизнь из праха, теперь воссоздаёт её вновь.

Вопрос 5. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» — чему нас может научить эта деталь?

Комментарий: Эта деталь показывает полноту воскрешения. Юноша не просто ожил, он вернулся к полноценной жизни: он способен двигаться («поднявшись, сел») и общаться («стал говорить»). Это знак того, что Христос воссоздаёт целостного человека, возвращая и тело, и душу к активной жизни.

Вопрос 6. Почему важно, что Христос «отдал его матери его»?

Комментарий: Это кульминация чуда и выражение нежной заботы Христа. Он возвращает жизнь не ради демонстрации Своего могущества, а ради восстановления отношений и разрушенной семьи. Он возвращает матери её сына, её опору и надежду, упраздняя её скорбь.

3) Реакция народа: Благоговейный страх и признание (ст. 16)

Вопрос 7. Как реагируют свидетели чуда и что означает их слова?

Комментарий: Их объял благоговейный страх. Они славили Бога и провозгласили: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Это ключевая фраза, означающая исполнение ветхозаветных ожиданий: Сам Бог пришёл к Своему народу, чтобы даровать жизнь и спасение, явив Свою силу через Иисуса Христа.

🙋 Применение к жизни

Что я делаю, когда сталкиваюсь с человеческой безысходностью — прохожу мимо или сострадаю?

Верю ли я, что слово Христа сильнее любой «смерти» в моей жизни (греха, отчаяния, страха)?

Замечаю ли я, что Бог «посещает» меня в скорбях и испытаниях?

📖 Параллельные места из Писания: к каждому стиху

· 7:11 — Шел в город с народом

Мф. 9:35 — Образ служения Иисуса в городах.

Лк. 8:1 — Путешествие с учениками.

· 7:12 — Умерший единственный сын вдовы

3 Цар. 17:17 — Прообраз: сын вдовы в Сарепте (Илия).

4 Цар. 4:32 — Прообраз: сын сонамитянки (Елисей).

Лк. 8:42 — Единственный ребенок при смерти (дочь Иаира).

· 7:13 — Сжалился и сказал: "Не плачь"

Пс. 102:13 — Основа Божьего милосердия.

Мк. 1:41 — Проявление милосердия перед исцелением.

Ин. 11:33, 35 — Сострадание у гроба Лазаря.

· 7:14 — Прикоснулся к одру и сказал: "Встань!"

Мк. 5:41 — Прямая параллель: "девица, встань".

Ин. 11:43 — Властное слово: "Лазарь! иди вон".

1 Цар. 2:6 — Бог имеет власть над смертью.

· 7:15 — Мертвый встал и отдан матери

3 Цар. 17:23 — Прямая параллель: Илия отдает сына матери.

4 Цар. 4:36 — Елисей возвращает сына матери.

· 7:16 — Страх и слава: "Восстал пророк, Бог посетил народ"

Лк. 1:68 — Тождественное исповедание: "Бог посетил народ".

Лк. 5:26 — Реакция страха и прославления Бога.

Ин. 6:14 — Народ признает в Нем "Того Пророка".

Втор. 18:15 — Пророчество о Пророке, подобном Моисею.

📖 Параллельные места из Писания: ко всему отрывку. Общая тема: "воскресение из мертвых".

3 Цар. 17:17–24 — Илия воскрешает сына вдовы в Сарепте.

4 Цар. 4:32–37 — пророк Елисей воскрешает сына Сунамитянки.

Мф. 9:18–26 — воскресение дочери Иаира.

Ин. 11:1–44 — воскресение Лазаря.

Ин. 5:25 — «наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут».

***

Заключение для ведущего

Чудо в Наине — это свидетельство о милосердии Христа и Его власти над смертью: Он сжалился над плачущей вдовой и словом победил смерть. Для Церкви это знамение будущего воскресения и жизни во Христе.

История показывает, что Христос не равнодушен к человеческому горю. Он останавливает похоронное шествие мира, поражённого грехом, и возвращает жизнь. Ответ народа — страх и прославление Бога — становится примером для нас: видеть в каждом проявлении Божьей силы Его милосердное посещение.