Анна Каренина. СССР, 1967. Режиссер Александр Зархи. Сценаристы Александр Зархи, Василий Катанян (по роману Льва Толстого). Актеры: Татьяна Самойлова, Николай Гриценко, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Анастасия Вертинская, Ия Саввина, Борис Голдаев, Майя Плисецкая, Лидия Сухаревская, Софья Пилявская и др. 40,6 млн. зрителей за первый год демонстрации (в среднем на одну серию).
Режиссер Александр Зархи (1908–1997). Число снятых игровых полнометражных фильмов: 21, многие из которых («Горячие денечки», «Павлинка», «Высота», «Люди на мосту», «Мой младший брат», «Анна Каренина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Экранизируя знаменитый роман Льва Толстого "Анна Каренина", Александр Зархи сконцентрировался в основном на любовной линии. Его выбор исполнительницы главной роли казался довольно неожиданным: ведь в течение предшествовавших лет Татьяна Самойлова была эталонной актрисой экспрессивного, необычного по киноязыку кинематографа тандема Калатозов–Урусевский ("Летят журавли", "Неотправленное письмо"). Во время съемок, широко освещавшихся в прессе, журналисты и киноманы гадали – сможет ли "современная" Самойлова превратиться в русскую аристократку прошлого века? Опасения оказались напрасными. Татьяна Самойлова своей трактовкой роли убедила большинство зрителей в том, что Анна могла быть и такой, быть может, более приземленной, чем в иных экранизациях романа, но не менее страдающей и привлекательной.
Гораздо легче были приняты публикой сухой и желчный Каренин в исполнении Николая Гриценко и Василий Лановой в роли красавца Вронского. Особенно хорош он был в сцене на скачках, эффектно снятой оператором Леонидом Калашниковым. Отмечу также потрясающую пластику и стать Майи Плисецкой, сыгравшей в фильме княгиню Бетси.
Анализируя экранизацию романа Льва Толстого «Анна Каренина», предпринятую А. Зархи (1908–1997), кинокритик Александр Свободин (1922–1999) посчитал, что «жестокости толстовского взгляда или впечатляющего собственного отношения автора экранизации фильму … недостает. Стремлением быть верным картинам и типам Толстого фильм в значительной мере обладает» (Свободин, 1968: 40).
А кинокритик Яков Варшавский (1911–2000) был более комплиментарен: «Шестнадцатая экранизация «Анны Карениной» в мировой кинематографии представляется мне наиболее успешной, внушающей искреннее уважение» (Варшавский, 1968: 12).
Мнения зрителей XXI века об «Анне Карениной» Александра Зархи четко разделяются на «за» и «против»:
«Прекрасная экранизация романа. Все на месте, и теперь, перечитывая Толстого, невольно представляешь себе героев именно такими, как в фильме» (Стефа).
«К сожалению, я разочарована до глубины души в этом фильме – возможно потому, что сначала я прочитала саму книгу. Ни один из артистов, на мой взгляд, не сумел передать своей игрой суть образов, созданных Толстым. Особенно я разочарована во Вронском. Этот Вронский на вид жалок, а не обольстителен своей молодостью и наивными убеждениями. … Лановой слишком стар для своей роли. Осадок оставил и сам сценарий – фильм действительно "по мотивам"» (Экспонента).
Киновед Александр Федоров
Молодые. СССР, 1971. Николай Москаленко. Сценарист Александр Червинский (по повести Александра Андреева "Рассудите нас, люди"). Актеры: Евгений Киндинов, Любовь Нефёдова, Жанна Горощеня, Нелли Пшенная, Нонна Мордюкова, Татьяна Пельтцер, Алла Ларионова, Армен Джигарханян, Михаил Кокшенов, Владимир Тихонов, Вячеслав Невинный и др. 39,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
За свою очень короткую жизнь режиссер Николай Москаленко (1926–1974) успел поставить всего три фильма («Журавушка», «Молодые» и «Русское поле»), но все они стали зрительскими фаворитами.
Завязка это мелодрамы о мезальянсе такова: генеральская дочка Женя и простой строитель Леша познакомились на танцах…
В конце 1960–х – начале 1970–х зрители с удовольствием шли в кино, чтобы посмотреть ленты Николая Москаленко, а вот кинокритики эти фильмы нещадно ругали.
К примеру, И. Варшавская в журнале «Искусство кино» сожалела, что «в «Молодых» тема труда проходит незаметной. Фильм о рабочих, про рабочего человека, по сути дела, и нет. Есть бригадир Алексей и вся его бригада в спецовках, а есть Алексей и его товарищи в пиджаках и красивых свитерах. Есть краны, панели, электросварка и есть мебель в генеральской квартире, танцы и гитара, в общежитии. … Не было цельного образа, не было гармонического соединения рабочей темы с темой человеческой» (Варшавская, 1971: 72).
А кинокритик Евгений Громов (1931–2005) в «Советском экране» и сборнике «Экран 1971–1972» был недоволен тем, что в «Молодых» произошла «деперсонализация героев. Ни один из них не только не является личностью, но даже и не стремится стать ею» (Громов, 1972: 91).
Уже в постсоветские времена постмодернисткий кинокритик Денис Горелов лихо и едко расправился с «Молодыми» такими хлесткими фразами: «Крестьяне 70–х любили уесть городских, что те про деревню только и знают, что спереди у коровы рога, а сзади вымя. Москаленко про город знал только то, что там все в очках, с гитарами и хотят свободной любви. Героя звали Алексей Николаев, и у него все действительно было хорошо, потому что только затем он и был выдуман, чтоб показать, как хорошо бывает. … Весь этот стахановский кич, корнями уходящий в мозолистое кино 50–х о перевоспитании ученых белоручек махровой спецовочной правдой просторов и промышленных дымов, смотрело в год выхода 39 (тридцать девять!) млн. человек» (Горелов, 2018).
Мнения нынешних зрителей о мелодраме «Молодые» существенно расходятся:
«Я очень люблю пересматривать этот фильм. Фильм для меня очень приятный, про красивую молодую пару, про любовь. И актёры просто замечательные. Какой здесь Киндинов! Не влюбиться просто невозможно. А главная героиня – очаровательная девушка Женя. Прекрасная актриса Л. Нефёдова сыграла свою единственную роль так, что помнится до сих пор, сколько в ней обаяния, чистоты, красоты» (Наташа Н.).
«Фильм легкий и светлый. Почти все герои внушают симпатию – добрые, простые люди. Алексей цепляет сильным взглядом и настойчивостью в ухаживании, Вадим в исполнении Тихонова – элегантностью, утонченностью. Оба парня, по–моему, славные ребята» (Цветик).
«Любимый фильм моей юности. Обворожительная Нефёдова, великолепные Пельтцер и Ларионова, несравненная Пшенная, на месте Мордюкова, Джигарханян, Киндинов. Актерский состав самый, что ни на есть, звездный» (Адриана).
«Фильм – глупая и смешная лажа, и артисты играют плохо, потому что нечего играть! Не буду разбирать всех фальшивых сцен, только одно хочется сказать: генеральская дочка в 70–е годы ходит в кроличьей шапке с опущенными ушами! Да такие шапки даже нищие не носили! И ничего, все хавают, да еще похваливают!» (М. Джиганская).
«Была попытка снять современный фильм о молодежи, ее проблемах и чаяниях. Явно хотелось снять фильм житейский, а не пропагандистский. Попытка засчитана. Но она не удалась. И сценарий хромает, и подбор актеров» (Юрий).
Киновед Александр Федоров