Псалтирь – одна из важнейших для каждого православного христианина книг. Ее чтение сопровождает практически все церковные богослужения, а многие верующие используют ее и в домашней молитве, прочитывая ежедневно по одной или несколько кафизм, и это, конечно же, неслучайно. Святитель Василий Великий пишет: «Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов».
Псалмы помогают каждому верующему или настроиться на покаянный лад или прославить и возблагодарить Бога самыми лучшими и искренними словами, произносимыми из глубины души.
Как отмечает святитель Иоанн Златоуст, к псалмопению должна присоединиться и молитва, «чтобы вместе с душою нам освятить и сам дом». Поэтому неслучайно и нахождение в конце каждой кафизмы особых тропарей и молитвы, являющихся откликом верующей души на слова Псалтири, которые по-разному преломляются в сердце каждого человека и становятся основой для личного общения верующего с Богом.
ЧТО ВОЗДАМ ГОСПОДЕВИ? (ПС. 115:3)
Господи, Боже мой, яко Благ и Человеколюбец, многия милости сотворил еси со мною, яже не чаях видети, и что воздам Твоей благости, Господи мой, Господи? – рус. «Господи, Боже мой, как Благой и Человеколюбивый [Ты] сотворил со мной много милости, которой [я и] не ожидал видеть, и что воздам благости Твоей, Господи мой, Господи?» – так звучат начальные слова молитвы по седьмой кафизме. Они являются перифразом текста самой Псалтири: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс. 115:3); Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его (Пс. 102:2).
И псалмопевец, и молящийся выражают одну и ту же мысль – Творец мира непрестанно и неустанно милует свое создание – человека, часто согрешающего и оступающегося со спасительного пути. Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2:4) посылает и скорби, и радости, и испытания, но все это – Его благодеяния по отношению к любимому, дражайшему из Его творений.
Преподобный Серафим Вырицкий в своем духовном завещании так описывает отношение Создателя к человеку: «Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя». И каждый верующий понимает, что все происходящее в его жизни есть Божие благодеяние, служащее только на пользу его душе, и он ищет, как бы возблагодарить своего Творца, сделав все возможное, отдав Ему все лучшее, что у него есть. При этом христианин осознает: как бы он ни старался воздать Создателю за все Его милосердие, он все равно будет ощущать себя не принесшим и не сделавшим ничего достойного – настолько велики Божия благость и Божия любовь ко всем.
Поэтому и в приведенных выше отрывках из Псалтири, и в самой молитве по седьмой кафизме подчеркивается: многия милости сотворил еси со мною, яже не чаях (рус. «не ожидал, не надеялся»)видети.
Человек верующий, конечно, осознает последствия совершаемых им грехов и, бывает, думает, что Бог «отвернется» от него, «забудет» о нем по причине многих его падений.
Однако Сам Христос во время Своего земного служения не раз помогал грешным людям, порою спасая их от верной смерти (Ин. 8:3-11). И они точно так же не ожидали помощи ни от людей, ни от Бога, ведь понимали, что они наказаны справедливо, за нарушение заповедей, отступление от Творца. Но Спаситель был к ним близок, протягивал руку помощи, творил с ними многия милости, на которые они и не надеялись, которых они даже и не ждали.
Так, например, было с благоразумным разбойником, висевшем на кресте рядом со Христом. Он понимал, что наказывается справедливо, достойно приемлет по делам своим (Лк. 23:41), однако же именно он удостоился первым услышать спасительное обетование, о чем, конечно, и не помышлял: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43).
И самым малым, а в то же время и самым ценным, что может принести человек в ответ на Божие милосердие к себе, является благодарение: Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, к Тебе́ усердно притекающе, благодарение по силе приносим – рус. «Сподобившись незаслуженно Твоих благодеяний и даров, мы, как непотребные рабы, прибегая к Тебе с усердием, приносим посильное благодарение» (кондак третьего гласа. Последование благодарственного молебного пения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием). Поэтому и в анализируемой молитве вслед за обращением к Господу следуют слова благодарности.
ЗА ВСЕ БЛАГОДАРИТЕ (1ФЕС. 5:18)
Гимнограф, а вместе с ним и верующие благодарят многопетое (воспеваемое многими) имя Божие. Действительно, в Священном Писании есть множество примеров того, как все творение приносит песнь Создателю: благодарственная песнь Моисея по переходе через Чермное море (Исх. 15:1-19), хвалебная песнь Серафимов, окружающих Престол Божий (Ис. 6:3), песнь Пресвятой Богородицы (Лк. 1:46-55).
Автор молитвы и сами молящиеся, причисляя себя к этому ликующему хору, благодарят Бога за неисповедимое (рус. неизреченное, невыразимое словами)… благоутробие (рус. милосердие, щедрость) и безприкладное (рус. беспримерное, несравненное)… долготерпение.
И в этом вновь видится осознание верующими своей греховности и превосходящей ее Божией благости, о чем пишет и святитель Иоанн Златоуст: «Поистине нет дня, свободного от грехов, но ежедневно мы грешим..., так что никто из нас не мог бы достигнуть и двадцатилетнего возраста, если бы не было великого Его долготерпения и благости».
Причина же Божия долготерпения — надежда на исправление человека.
ГОСПОДИ, СПАСИ МЕНЯ! (МФ. 14:30)
И именно поэтому вслед за словами благодарности Богу в молитве следует уже воззвание о помощи: И отныне заступи, и помози мне, и покрый мя, Владыко, от всех, еже не ктому согрешати пред Тобою – рус. «И теперь, Владыка, защити [меня], и помоги мне, и покрой от всех, чтобы больше не согрешать [мне] перед Тобой».
Без Божия содействия человеку невозможно получить спасение. Христос в прощальной беседе перед Своей Крестной Смертью так говорит ученикам: Без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5), – в том числе и бороться с грехом и страстями. И верующие, подобно ветвям, произрастающим от одного корня, обязательно должны быть со Христом, взывать Ему о помощи, иначе – они «совсем не принесут плода», не получат спасения.
Автор молитвы, продолжая обращаться к Спасителю с мольбой о помощи, говорит следующее: Ты бо веси (знаешь)естества (природы) моего удобопоползновенное (склонность к падениям), Ты веси безумие мое, Ты веси мною содеянная, яже в ведении (сознательно)и не в ведении. Эти слова полны и смирения, и надежды, и мужества. Мужества признать перед лицом Самого Господа свои немощи, хоть для Него они и не неизвестны: Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя (Пс. 68:8). Гордый же человек никогда не захочет признаться ни Богу, ни себе, что он грешен точно так же, как грешен и каждый на земле.
Раз Сам Спаситель претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2:18). Христос, будучи бесстрастным по Божеству, не остался непричастным немощам людей по Своему человечеству, «Он знает, что такое страдание, знает, что такое искушение, и знает не меньше нас страждущих, потому что Он сам страдал».
В Его власти исполнить и это прошение: Очисти росою милости Твоея… и спаси нас… имиже веси судьбами – рус. «Очисти росой Твоей милости, и спаси нас, лишь Тебе известными путями».
Как уже говорилось выше, Бог посылает каждому ежедневно множество различных ситуаций: радостных, печальных, порой и тех, значение которых осознается лишь спустя время. Но у всех них, при правильном к ним отношении, есть лишь одна цель – привести человека к Богу: «Я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне». И именно готовность покориться воле Божией, проявляющейся самыми различными способами в человеческих судьбах, но желающей каждому спасения, обозначают слова молитвы: имиже веси судьбами.
Сам Христос именует Себя светом, истиной, жизнью (Ин. 8:12; 14:6), что находит отражение и в завершительных словах молитвы. Лишь Спаситель может показать, «освятить» грешному человеку дорогу к Себе, и никто: ни грех, ни страсти, ни даже сама смерть – не смогут воспрепятствовать этому.
Таким образом, молитва по седьмой кафизме является одним из ярких примеров отклика христианской души на псалмы. Конечно, ее текст основан и на других книгах Священного Писания, однако именно произнесенные из глубины души слова пророка и царя Давида, переосмысленные ее автором, занимают в ней особое место, ведь, по святителю Иоанну Златоусту, призывающие к себе «Давида с псалтирью, чрез него призывают к себе Христа», а вместе с Ним и любовь, и все остальные блага, прощение согрешений и исцеление от страстей.
Автор: Илья Малыгин
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на соцсети проекта «Всегда живой церковнославянский»