Найти в Дзене
Елена Курилович

Почему нам труднее восстанавливаться в одиночку, роль группового взаимодействия в терапии

Многие люди, столкнувшиеся с тревогой, хроническим стрессом, тревогой или эмоциональным выгоранием, пробуют самые разные способы восстановиться: читают книги по самопомощи, медитируют, устраивают цифровой детокс, уединяются чтобы перезагрузиться. Иногда это действительно даёт облегчение, но не на долго, на несколько часов или дней. Но потом напряжение возвращается, и снова все по кругу. Мы привыкли верить, что справиться со своими трудностями нужно самому: собраться, перетерпеть, перерасти, научиться контролировать себя. Эта установка особенно сильна у тех, кто привык быть опорой для других - у ответственных, самостоятельных, зрелых людей. И всё же, несмотря на усилия, они часто замечают: внутренние ресурсы не восстанавливаются, тревога не отпускает, а привычные методы перестают работать. И дело не в том, что человек делает что-то не так - а в том, как устроен сам человеческий мозг. Мы устроены так, что нам жизненно необходимы другие люди. Без контакта, поддержки и ощущения связи с ке

Многие люди, столкнувшиеся с тревогой, хроническим стрессом, тревогой или эмоциональным выгоранием, пробуют самые разные способы восстановиться: читают книги по самопомощи, медитируют, устраивают цифровой детокс, уединяются чтобы перезагрузиться. Иногда это действительно даёт облегчение, но не на долго, на несколько часов или дней. Но потом напряжение возвращается, и снова все по кругу.

Мы привыкли верить, что справиться со своими трудностями нужно самому: собраться, перетерпеть, перерасти, научиться контролировать себя. Эта установка особенно сильна у тех, кто привык быть опорой для других - у ответственных, самостоятельных, зрелых людей. И всё же, несмотря на усилия, они часто замечают: внутренние ресурсы не восстанавливаются, тревога не отпускает, а привычные методы перестают работать.

И дело не в том, что человек делает что-то не так - а в том, как устроен сам человеческий мозг. Мы устроены так, что нам жизненно необходимы другие люди. Без контакта, поддержки и ощущения связи с кем-то наш мозг не чувствует себя в безопасности - так же, как тело не может жить без воздуха и еды. Наш мозг эволюционно запрограммирован на взаимодействие. Именно через присутствие других людей он получает сигналы безопасности, успокаивает тревогу и включает процессы восстановления.

Когда человек остаётся один, даже если внешне он просто отдыхает, нервная система всё ещё может оставаться в режиме настороженности. Ведь нет никого, кто мог бы отзеркалить его состояние, подтвердить, что он в безопасности, что все хорошо, и можно расслабиться. И именно это делает восстановление в одиночку таким трудным.

Современные нейронаучные исследования подтверждают этот феномен. Когда рядом есть человек, которому мы доверяем - друг, партнёр друзья, где нас понимают, мы буквально успокаиваемся. Так работает встроенный в нас биологический механизм социальной регуляции эмоций.

Групповое взаимодействие - это способ вернуть себе способность чувствовать, быть живым, дышать глубже. Когда нас видят и принимают, внутренние напряжения начинают растворяться. Мы перестаём быть наедине с тревогой, и тело получает сигнал, что опасность миновала. Именно с этого момента начинается настоящее восстановление.

Когда усилия самопомощи работают против нас

Самопомощь - это самый быстрый инструмент, который у нас есть под рукой. В момент тревоги или панической атаки мы можем сделать дыхательные практики, внутренним диалогом настраивать себя на то, что с нами происходит не представляет опасности для жизни. Если говорить о самопомощи не в моменте, то к ней можно отнести медитации, чтение книг на предмет нашего интереса (с чем мы хотим справиться), саморазговоры. А еще появился новый способ - консультация себя через искусственный интеллект (нейросети). Это прекрасные инструменты, которые помогают нам в моменте и на короткое время, а иногда и вовсе не помогают (часто слышу такое от своих клиентов). А причиной может являться недооценка глубины и сложности травматического или хронического стресса (то, что мы можем считать простой усталостью, совсем не усталость), или у нас нет внешней обратной связи - мы застреваем в ловушке своих мыслей, не замечая, что пропустили что-то важное, или без группы или терапевта сложно распознавать свои подавленные эмоции, неосознанные убеждения, психологические процессы, которые внутри себя мы часто не видим или игнорируем.

Важность человеческой поддержки

Когда в нашей жизни происходит стрессовая ситуация, первое, что мы инстинктивно ищем - это не советы и не решения, а людей, которые смогут разделить с нами переживание. Нам важно, чтобы кто-то был рядом, просто выслушал, понял, не осудил. И именно это присутствие других людей запускает в теле процессы успокоения и восстановления.

Когда рядом есть человек, которому мы доверяем, происходит несколько естественных вещей:

1. Уходит чувство отверженности. Мы перестаём ощущать себя так как будто мы сейчас в одиночку против всего мира. Появляется ощущение связи, принадлежности и это снижает внутреннее напряжение и уровень тревоги. Исследования показывают, что простое общение с понимающим человеком активирует области мозга, отвечающие за чувство безопасности, и снижает уровень кортизола - гормона стресса.

2. Снижается чувство, что с нами что-то не так. Когда кто-то говорит, что у него было также -такие эмоции как стыд и вина уходят. Мы перестаём воспринимать свои реакции как слабость и это ощущение даёт удивительное облегчение, позволяет снова дышать.

3. Люди отражают нам наши эмоции. Люди, с которыми мы в контакте, невольно отражают наши эмоции путем выражения лица, голосом, тоном. Через их отклик мы получаем невербальную информацию, что нас видят, понимают, и теперь мы не в опасности.

4. Возвращается ощущение контроля. Поддержка других помогает увидеть ситуацию под другим углом. Иногда достаточно, чтобы кто-то просто сказал: "Это правда тяжело, но ты справишься” - и в теле появляется устойчивость, а тревога отступает.

Почему в группе восстановление идет глубже?

Когда человек пытается справиться с трудными переживаниями в одиночку, он часто остаётся внутри собственного восприятия - в привычных мыслях, защитах, искажениях. Мозг в стрессе воспринимает всё через призму угрозы, и без внешнего отражения человеку сложно увидеть ситуацию иначе.

Когда рядом появляется другой человек - особенно эмпатичный, принимающий, мы ощущаем, что не одни в этом не совсем дружелюбном мире. Исследования показывают, что переживания, связанные с социальным отвержением или потерей, считаются одними из самых болезненных переживаний, с которыми мы, люди, сталкиваемся и эта душевная боль сравнима с физической болью.

В терапии, как индивидуальной, так и в групповой - человек не просто рассказывает о себе. Он попадает в новое поле восприятия, где его чувства не обесценивают, не требуют быть сильным и со всем справляться. Быть услышанным и принятым позволяет нам перепрограммировать привычные реакции, такие как тревога и страх больше не управляют поведением, а чувство безопасности и понимания становится новым ориентиром.

В группе этот эффект усиливается многократно.

  • Каждый участник становится зеркалом для других: через истории других мы начинаем понимать собственные.
  • Возникает чувство принадлежности и универсальности - я просто человек, и у других тоже есть похожие переживания.
  • В группе формируется коллективная регуляция: если кто-то тревожится, а другие спокойно дышат и присутствуют, нервная система бессознательно синхронизируется с более устойчивыми ритмами.

Восстановление идёт быстрее, когда есть другой человек, потому что психика регулируется через контакт. Мы эволюционно не предназначены выдерживать стресс в изоляции, связь с другими возвращает безопасность, а безопасность делает возможным внутренние изменения.

Записаться в онлайн группу в формате КПТ терапии можно здесь.

Старт группы 26 октября.

Ссылка на мой Телеграмм канал

Запись на консультацию:  8 918 946 65 48