Найти в Дзене
Валерий - моделист

Моя коллекция паровозов. ч.23. BR41 334 ф. Marklin.

Всем моделистам и им сочувствующим привет.

Продолжаем знакомиться с моделями паровозов моей коллекции. Сегодня мы поговорим о серии 41. Этих паровозов у меня два и судя по публикациям, относятся немного к разным периодам, один до Второй мировой войны это паровоз BR41 334 фирмы Marklin, прототип которого был выпущен одним из последних

Модель паровоза BR41 334 ф.Marklin
Модель паровоза BR41 334 ф.Marklin

и второй BR41-1147-2 фирмы Piko, прототип которого остался в ГДР и был переделан, получив модернизированный котел и дополнительную цифру "1" в номере.

Так как некоторые читатели пишут, что статьи несколько длинноваты, то я, как и в прошлый раз, разобью на две части, до войны и после.

Теперь немного истории. (до Второй мировой)

Паровоз BR 41 (Class 41) — стандартный грузовой паровоз (Einheitslok) использовавшийся Deutsche Reichsbahn и выпускавшийся в период 1937—1941 гг.

История от wikipedia.

В поисках нового быстрого грузового локомотива Deutsche Reichsbahn (DRG) в 1934 году было заинтересовано предложением от завода Berliner Maschinenbau (BMAG, ранее Louis Schwartzkopff) о разработке локомотива с осевой формулой 1-4-1. Проект, разработанный Фридрихом Вильгельмом Экхардтом (1892—1961), не соответствовал потребности DRG в локомотиве с осевой формулой 1-4-0, поскольку требуемую нагрузку на ось в 18 тонн легче реализовать на локомотиве с осевой формулой 1-4-1, чем с требуемой 1-4-0. Вскоре DRG согласилось с этим предложением, и BMAG было поручено разработать проект и выпустить два прототипа.

В январе 1937 года 2 прототипа — 41 001 и 41 002, были получены DRG. Прототипы показали высокую мощность, мягкость хода, и превосходное ускорение.

Паровоз серии 41 разрабатывался на принципах стандартного локомотива (Einheitslok), что было экономически выгодно за счет стандартизации деталей. Например, постройка локомотива с использованием частей от паровозов серий BR 03, BR 06 и BR 45 обходилась менее, чем в 10 000 Немецких марок. С октября 1938 года началось полномасштабное производство паровозов BR 41, заказанных уже переименованной в феврале 1937 г. Deutsche Reichsbahn (DRB). Все крупные заводы, производящие локомотивы, включая BMAG, Borsig, Krauss-Maffei, Krupp и другие, приступили к их постройке.

Начавшаяся война сдерживала постройку новых паровозов, и в январе 1941 года все заказы были отменены. 2 июня 1941 г. DRB был поставлен последний паровоз BR 41 с номером 41 352. Всего за 4 года было выпущено 366 локомотивов.

А вот что пишет modellbau-wiki

Немецкие локомотивы Reichsbahn (DR) класса 41 представляли собой тяжелые стандартные тендерные локомотивы для перевозки тяжелых грузов с колесной формулой 1'D1'.

Начиная с января 1937 года, DR интенсивно тестировал две модели, которые впечатляли своими характеристиками, плавностью хода и исключительным ускорением. В октябре 1938 года было запущено серийное производство, в котором приняли участие такие компании, как Berliner Maschinenbau, Borsig, Maschinenfabrik Esslingen, Henschel & Sohn, Arnold Jung Lokomotivfabrik, Krauss-Maffei, Lokomotiv- und Waggonbaufabrik Krupp, Orenstein & Koppel и Schichau.

Нейро пишет.

BR 41 (Class 41) — стандартный грузовой паровоз, использовавшийся на немецких железных дорогах (Deutsche Reichsbahn) и выпускавшийся в период 1937–1941 годов

Некоторые характеристики паровоза BR 41:

  • осевая формула: 1-4-1;
  • длина: 23905 мм;
  • диаметр бегунковых колёс: 1000 мм;
  • диаметр движущих колёс: 1600 мм;
  • диаметр поддерживающих колёс: 1250 мм;
  • ширина колеи: 1435 мм;
  • служебный вес: 101,9 т;
  • порожний вес: 92,6 т;
  • нагрузка от движущих осей на рельсы: 19,7 т;
  • мощность: 1397 кВт;
  • конструкционная скорость: 90 км/ч, 50 км/ч — вперёд тендером;
  • число дымогарных труб: 20;
  • число жаровых труб: 85;
  • число цилиндров: 2;
  • объём баков для воды: 34 м²;
  • запас топлива: 10 т.

Теперь о модели BR 41 334.

Модель выпускалась с 1978 по 1992 гг. и была сделана полностью металлическjq, тяжелjq, очень надежная, как и все модели фирмы Marklin, в варианте с третьим контактным "рельсом". Деталировка очень хорошая, все литое и ничего сломать практически не возможно. То что можно сломать сделано из хорошей металлической проволоки (защита буферных фонарей) или качественного изготовления так же из металла и на заклепках (парораспределительный механизм). В модели имеется свет впереди локомотива, но отсутствует в тендере. Также имеется место для установки дымогенератора, но его не оказалось.

Вид спереди
Вид спереди
Вид слево.
Вид слево.
Вид справо.
Вид справо.
Вид сзади
Вид сзади

Мастера даже попытались сделать заднюю часть котла с топкой, но слишком вынесли ее из-за двигателя, поэтому к кабине "нет" площадки для бригады. Если заменить двигатель на более компактный, то можно сдвинуть во внутрь и котел. Но это делать никто сейчас не будет и так хорошо смотрится. Соединяются паровоз и тендер обычной сцепкой.

Вид на катину.
Вид на катину.
Вид снизу на паровоз
Вид снизу на паровоз
Вид снизу на тендер.
Вид снизу на тендер.

Как вы понимаете, что данный локомотив бегать по двухрельсовой аналоговой схеме не мог. Для этого мне пришлось его переделать как и BR 01. Естественно пришлось переделывать колпары, делать их с одной стороны изолированными. Только на тендере я установил Пиковские колпары, сделав так, чтобы они не касались изолированной частью рамки крепления.

Снят корпус.
Снят корпус.

Привод здесь на паровозе и к изоляции колпар пришлось делать с одной стороны токосъёмники с колес и таким образом питание стало подаваться через них с одной стороны и корпус с другой. Для установки токосъёмников пришлось немного заузить раму на 1-1.5мм.

Видна пластина с токосъёмникими и привод на все ведущие колеса.
Видна пластина с токосъёмникими и привод на все ведущие колеса.

Теперь двигатель. Он как и везде постоянного тока с двумя катушками намагничивания, намотанных встречно для изменения направления магнитного поля. Ими ранее управляло реле, расположенное в тендере. Естественно, что теперь пришлось переделать и двигатель. Можно было его полностью заменить и установить моторчик с постоянным магнитом, но на момент переделки я такого не нашел и установил два диода по одному на каждую катушку, развернул их в разные стороны (общий вход и разные выходы). Теперь двигатель стал работать в соответствии с подаваемым питанием.

Диоды вместо реле.
Диоды вместо реле.
Замененные  колпары на тендере.
Замененные колпары на тендере.

Как и у всех моделей паровозов с большими колесами, придвижении по малым радиусам этот испытывает некоторые трудности, но двигатель, передовая крутящий момент на все ведущие колеса, справляется с этим неплохо.

В целом модель очень хорошая и отличный экспонат коллекции.

Спасибо за то, что читаете мои статьи. Не забывайте подписываться и знакомить с ними своих друзей.

Всем до свидания и до скорых встреч.

P/S. В следующей статье я продолжу рассказ про паровоз 41 серии, где мы коснемся послевоенного периода их модернизации.