Найти в Дзене
Наталья Стейтс

Айронбридж: как чугун преобразил Англию и весь мир

Представьте себе юношу по имени Абрахам Дарби (Abraham Darby), который в самом начале 18 века переехал в крошечный промышленный городок в Англии. Имя вроде бы обычное, но звучит странно для англичанина тех времен. Дело в том, что оно библейского происхождения, что встречалось часто среди евреев и протестантов, к которым принадлежала его семья. А вот фамилия - настоящая загадка! Изначально семья носила французскую фамилию De la Ferte. Вероятно, англичанам было сложно ее произносить, поэтому родители Абрахама стали называться Дарби (Darby). Это типичный пример того, как люди, переезжая в новую страну, стремятся ассимилироваться. Итак, Абрахам Дарби - нестандартной молодой человек того времени, своего рода гибрид. Корни французских эмигрантов-гугенотов и протестантское воспитание подарили миру настоящего новатора в металлургии. Теперь вернемся к городку Коулбрукдейл. На фото выше вы видите доменные печи Коулбрукдейла на реке Северн, написанные Филипом Джеймсом де Луйтербургом в 1801 году
Оглавление

Человек, изменивший мир, и его железный мост

Представьте себе юношу по имени Абрахам Дарби (Abraham Darby), который в самом начале 18 века переехал в крошечный промышленный городок в Англии. Имя вроде бы обычное, но звучит странно для англичанина тех времен. Дело в том, что оно библейского происхождения, что встречалось часто среди евреев и протестантов, к которым принадлежала его семья. А вот фамилия - настоящая загадка! Изначально семья носила французскую фамилию De la Ferte. Вероятно, англичанам было сложно ее произносить, поэтому родители Абрахама стали называться Дарби (Darby). Это типичный пример того, как люди, переезжая в новую страну, стремятся ассимилироваться.

Итак, Абрахам Дарби - нестандартной молодой человек того времени, своего рода гибрид. Корни французских эмигрантов-гугенотов и протестантское воспитание подарили миру настоящего новатора в металлургии.

Ночное представление Коулбрукдейла, масло на холсте, Филип Джеймс де Луйтербург (1740–1812), 1801. Фото из открытогог источника
Ночное представление Коулбрукдейла, масло на холсте, Филип Джеймс де Луйтербург (1740–1812), 1801. Фото из открытогог источника

Теперь вернемся к городку Коулбрукдейл. На фото выше вы видите доменные печи Коулбрукдейла на реке Северн, написанные Филипом Джеймсом де Луйтербургом в 1801 году во время его путешествия по Британии. Эта захватывающая сцена признана одним из лучших произведений живописи, отражающих эпоху промышленной революции.

Этот маленький, ничем не примечательный поселок благодаря Абрахаму Дарби и его открытиям преобразился, обзаведясь новыми технологиями и заводами. Город рос, и здесь был построен первый в мире мост из чистого чугуна - Айронбридж (Ironbridge Gorge). Вся Европа восхищалась: «Вот это прогресс - настоящая промышленная революция!»

Железный мост, диорама, музей ущелья (The Ironbridge, diorama, Museum of the Gorge). Фото из открытого источника
Железный мост, диорама, музей ущелья (The Ironbridge, diorama, Museum of the Gorge). Фото из открытого источника

Однако жизнь полна сюрпризов. Со временем местные шахты истощились, появились конкуренты в других уголках Англии, и бедный Коулбрукдейл снова превратился в захолустье. Лишь спустя годы стало ясно, насколько важен был его вклад в промышленную историю человечества. Только в 1986 году Айронбридж стал одним из первых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Англии. Именно туда мы с мужем и отправились, чтобы увидеть знаменитый Железный мост (Ironbridge Gorge).

Наше путешествие, по местным меркам, было неблизким. Преодолев километры извилистых дорог, мы наконец добрались до городка Айронбридж. Но это еще не все! Отдохнуть от дорожных приключений мы решили на старой ферме в местечке Элсмэр (Ellesmere). Об этом месте я тоже обязательно расскажу - впечатления остались просто потрясающие… Итак, вперед, к Айронбридж!

«От Коулпорта до Айронбриджа, что в двух милях, река протекает через самый необычный район в мире: берега по обе стороны возвышаются на высоту от 30 до 400 футов, усеянные металлургическими заводами, кирпичными мастерскими, судостроительными верфями, магазинами розничной торговли, гостиницами и жилыми домами, на которых, возможно, находится 150 судов. Река, активно занятая или ожидающая грузов; в то время как сотни занятых смертных усердно трудятся…»
Чарльз Халберт, 1837 год

Представьте себе, что Чарльз Халберт писал в своем дневнике о кипящей жизни реки Северн (River Severn): суда, фабрики, тысячи рабочих… Настоящий котел прогресса! Маленькая деревня оказалась сердцем британской промышленности, а мост стал катализатором использования железа и стали в архитектуре. Это действительно впечатляет!

Печи для обжига извести на Линкольн-Хилл: от камня к раствору

Интересно, как выглядел Линкольн-Хилл конца 18 века... Высокие кирпичные башни-трубы поднимаются над холмом, окутанные дымом, струящимся вверх, подобно теням. Именно здесь, в этом месте, располагалась целая серия печей, работающих непрерывно почти сто лет, преобразующих твердый известняк в мягкий, рассыпчатый материал - известь. Как магия алхимии, эти печи творили настоящее чудо промышленного масштаба, наполняя округу специфическим запахом горячего камня и влажного дыма.

Эти печи, работавшие с 1760 по 1870 год, снабжали известняком чугуноплавильные заводы. Качественный камень шел на обжиг, а менее качественный - на строительство шахт.

Печи непрерывного действия загружались сверху известняком и топливом (чаще коксом). Процесс обжига длился неделю и более. При нагреве из известняка выделялся углекислый газ. Топливо поддавалось снизу, а сверху добавлялись новые порции известняка и топлива. Полученная известь гасилась водой, превращаясь в порошок, который использовался как строительный раствор и удобрение.

Всматриваясь в кирпичную кладку старинных печей, я задумалась о хрупкости человеческих усилий перед лицом неумолимого течения времени. Настоящий гимн труду, усердию и вере в будущее!

Свободный проезд и плата за него

Абрахаму Дарби было всего 23 года, когда он возглавил компанию Коулбрукдейл (Coalbrookdale Company) в ущелье. Семьюдесятью годами ранее его дед с таким же именем впервые применил выплавляемый на коксе чугун. Эта разработка открыла потенциал чугуна - его производство стало дешевле.

Абрахам Дарби владел большинством акций Айронбриджа и его контрольно-пропускного пункта. Семья Дарби и менеджеры компании были членами Общества друзей (Society of Friends), также известного как квакеры (Quakers). Они верили в равенство всех людей и считали, что каждый должен платить одинаковую цену за проезд по Железному мосту, независимо от своего статуса, даже если это член королевской семьи!

Бывший пункт взимания платы за проезд по Айронбридж (The Ironbridge Toll House), ныне - музей. Фото из личного архива
Бывший пункт взимания платы за проезд по Айронбридж (The Ironbridge Toll House), ныне - музей. Фото из личного архива

В таблице сборов были указаны цены на проезд для карет, лошадей, крупного рогатого скота и пеших пассажиров. Эти цены, вероятно, отражали изменения, произошедшие в период с 1781 по 1950 год. Были напечатаны квитанции об оплате проезда, и существовала возможность приобрести сезонные проездные билеты. Например, годовой проездной билет для пешеходов стоил одну гинею (около £1,05 фунта или 113 руб.). Первый сезонный проездной билет для оператора автобуса, курсировавшего из Лондона в Шрусбери, обходился владельцу в 3 шиллинга в месяц (в переводе со старых британских на современные деньги, около £127 или 12 700 руб.).

Таблица сборов за проезд по мосту. Фото из личного архива
Таблица сборов за проезд по мосту. Фото из личного архива

Единственными, кто был освобожден от платы за проезд, были операторы лодок, потерявшие средства к существованию из-за строительства Железного моста. Все остальные, включая военнослужащих, были обязаны платить.

Движение по мосту было закрыто в 1934 году, а плата за проезд была полностью отменена в 1950 году.

Мы с мужем прогулялись по Айронбридж, прошлись под ним, чтобы получше разглядеть конструкцию. Сам мост, конечно, произвел неизгладимое впечатление. Его чугунная конструкция, такая изящная и одновременно монументальная, кажется совершенно нереальной для своего времени. Стоя на нем, я пыталась представить, как здесь кипела жизнь два века назад, как по нему двигались повозки, шли люди, перевозились товары...

Исследуя историю городка Айронбридж

А затем мы отправились исследовать сам городок. Айронбридж, хоть и потерял свою былую промышленную мощь, сохранил атмосферу той эпохи. Старые здания, многие из которых теперь превращены в музеи или уютные кафе, рассказывали свои истории. Мы посетили Музей ущелья (Museum of The Gorge), узнали больше о людях, которые сделали Железный мост возможным.

-7

Здание музея прошло долгий путь: сначала оно было складом компании Коулбрукдейл, затем фабрикой по производству лимонадов, позже гаражем и магазином запчастей. В 1977 году его переделали в музей Севэн Уэйрхауc (Severn Warehouse), дословно можно перевести как «склад на реке Северн». Сейчас стены украшают бетонные блоки, установленные в 1970-х годах, когда здание перешло Фонду музея долины Айронбридж. За почти 200 лет тут многое происходило!

Вода, вода, кругом вода...

Река Северн протекает прямо рядом со знаменитым складом - ныне музеем ущелья. Во времена промышленной революции река использовалась для доставки товаров по всей Европе. Склад специально построили вплотную к воде, чтобы удобно грузить баржи и лодки. Но такое удобство расположения имело обратную сторону - частые наводнения. Всего с момента постройки склада в 1834 году вода затапливала территорию 57 раз. Только за последние двадцать лет произошло 13 крупных потопов. Изменение климата сделало ситуацию хуже: сильные дожди случаются чаще, угрожая зданию и жителям долины. Стеклянные окна музея хранят отметки уровней воды и дат каждого крупного наводнения.

Стеклянное окно Музея ущелья хранит отметки уровней воды и дат каждого крупного наводнения. Фото из личного архива
Стеклянное окно Музея ущелья хранит отметки уровней воды и дат каждого крупного наводнения. Фото из личного архива

Кстати, фразу «Вода, вода, кругом вода...» (Water, water, everywhere...) впервые использовал известный поэт Сэмюэл Кольридж в своем стихотворении «Сказание о старом мореходе». Смысл простой: герой плыл по океану, где вокруг было полно воды, но пить ее нельзя, потому что она соленая. Так он чувствовал себя потерянным и отчаянным, несмотря на всю воду вокруг.

На реке Северн в Айронбридже ситуация схожая: большое количество воды становится проблемой, а не ресурсом. Река - важная водная артерия для жизнедеятельность регионов, расположенных вдоль нее. Тем не менее, наводнения делают ее источником проблем, разрушая дома, нарушая инфраструктуру и мешая повседневной жизни. Жители бессильны перед стихией природы, что вызывает аналогичное чувство безнадежности и невозможности справиться с обстоятельствами, как у моряка, попавшего в бурю.

Открытие мира плюшевых мишек

Неожиданным для меня оказалось то, что в городке Айронбридж расположена компания Мерритхаут (Merrythought). Она известна миру своим производством высококачественных плюшевых мишек ручной работы. Компания была основана в 1930-е годы и изначально называлась Chad Valley Company Ltd., позже сменив название на Мерритхаут. Хотя сама идея плюшевого медведя появилась раньше и не непосредственно в Айронбридже, завод компании Мерритхаут сыграл важную роль в развитии производства мягких игрушек в регионе. Здесь плюшевые мишки Тедди (Teddy Bear) - повсюду!

Бывшее здание завода Мерритхаут по пошиву мягких игрушек. Фото из личного архива
Бывшее здание завода Мерритхаут по пошиву мягких игрушек. Фото из личного архива
Стенд в Музее ущелья, рассказывающий об истории предприятия. Фото из личного архива
Стенд в Музее ущелья, рассказывающий об истории предприятия. Фото из личного архива

Лодки вместо технологий: сюрприз в Центре зеленого леса

Прогулка по Айронбриджу привела нас к Центру зеленого леса, точнее сказать, «Центру зеленых древесных технологий» (The Green Wood Centre). Название обещало знакомство с интересными технологиями обработки дерева или изготовления изделий из дерева, но, увы, ожидания не оправдались.

Центру зеленого леса (The Green Wood Centre) в городке Айронбридж. Фото из личного архива
Центру зеленого леса (The Green Wood Centre) в городке Айронбридж. Фото из личного архива

Внутри обнаружился скромный музейчик, экспонаты которого сосредоточены главным образом на традиционной лодке коракл (coracle). Это почти миниатюрное плавсредство из плетеного каркаса и кожи, некогда незаменимое для рыболовов и переправщиков на реке Северн.

Один из экспонатов музея в Центре зеленого леса с изображением последнего горожанина, использовавшего коракл для рыбалки. Фото из личного архива
Один из экспонатов музея в Центре зеленого леса с изображением последнего горожанина, использовавшего коракл для рыбалки. Фото из личного архива

Экскурсовода или смотрителя в музее не было, мы осмотрели его самостоятельно, но ничего революционного в плане инновационных технологий не нашли.

Прощаясь с Айронбридж, мы снова неспешно прошлись по его узким улицам, наслаждаясь очарованием старинных домов, маленьких магазинов и уличных кафешек. Один из них - уютный сувенирный магазинчик на главной улице, где глаза разбегаются от разнообразия сувениров и необычных подарков. Каково было мое удивление, когда мы нашли там деревянный конструктор легендарного советского танка Т-34!

Немного дальше - маленькое семейное кафе, откуда открывается потрясающий вид на знаменитый Железный мост. Сидя в тепле, мы с мужем любовались величественным символом промышленной революции, наслаждались напитками (я выбрала латте, муж пил английский чай с молоком) и думали о дальнейших приключениях.

Вы уже знаете, что наше путешествие не завершилось на этом. Покидая Айронбридж, мы направились в очаровательное местечко Элсмэр (Ellesmere), где нас ждало особое событие - визит на старую ферму, спрятанную среди пасторальных пейзажей английской провинции.

Вторая часть нашего путешествия подробно описана здесь🌟

Оставайтесь со мной - это интересно! 🔥