Затянувшаяся работа над "Форсажем 11" тревожит поклонников, но в этом есть и хороший знак: похоже, Голливуд начинает умерять аппетиты в отношении своих мегафраншиз.
Прошло уже больше двух лет с тех пор, как "Форсаж 10" оборвался на полуслове, оставив зрителей гадать, чем же закончится финальная глава саги.
Однако разработка грандиозного финала идёт совсем не быстро - в основном потому, что студия Universal до сих пор не дала проекту зелёный свет. У фильма всё ещё нет даты выхода, а актёры признаются, что даже не видели сценария. Недавний репортаж The Wall Street Journal подсказывает: главная причина промедления - бюджет.
Согласно отчёту, Universal не готова тратить на фильм более 200 миллионов долларов, а это колоссальное сокращение по сравнению с бюджетом "Форсажа 10". Вину Дизелю придётся урезать сценарий, придумать, как сократить актёрский состав и снимать кино в более простых локациях. И хотя это может ударить по масштабу "Форсажа 11", сама ситуация, скорее всего, обернётся благом для всего мира кино.
В 2010-х франшизы вроде "Форсажа" вышли из-под контроля
Всё началось в 2009 году, когда на экраны вышел "Аватар" и стал самым кассовым фильмом всех времён. После его премьеры в Голливуде начался бум блокбастеров, собиравших более 1 миллиарда долларов. Фильмы вроде "Алисы в Стране чудес", "Пиратов Карибского моря: На странных берегах" и "Трансформеров 3" стали первыми ласточками, показав, какого успеха могут добиваться франшизы.
Этот тренд сохранялся до конца десятилетия, а в прокате царили такие гиганты, как киновселенная Marvel и "Звёздные войны". 2019-й стал для Голливуда рекордным: девять картин преодолели планку в миллиард долларов, и семь из них выпустила студия Disney. В те годы она была на коне благодаря Marvel, "Звёздным войнам", Pixar, своей анимации и игровым ремейкам.
"Форсаж" тоже оказался в выигрыше от этого кассового бума. С выходом "Форсажа 5" в 2011 году серия об уличных гонках превратилась в запредельно зрелищный боевик, по сути, в супергеройское кино. "Форсаж 7" и "Форсаж 8" собрали по миллиарду с лишним, и казалось, что сагу Дизеля уже ничто не остановит.
Однако вместе с прибылью росли и бюджеты. На многие фильмы тратили по 200–300 миллионов долларов - явный симптом самоуверенности студий в своих флагманских проектах. К примеру, после оглушительного успеха седьмой части бюджет "Форсажа 8" вырос до 250 миллионов.
Другие франшизы не отставали. Бюджет каждого фильма новой трилогии "Звёздных войн" превышал 250 миллионов долларов, а на производство "Мстителей: Война бесконечности" и "Финал" в сумме ушло 686 миллионов. Впрочем, эти гигантские траты себя оправдывали: фильмы не просто окупились, но и принесли колоссальную прибыль.
К сожалению, в 2020 году кассовый бум оборвался из-за пандемии. Переход зрителей от кинотеатров к стримингу также изменил их привычки. В 2020-х фильмы-франшизы уже не так хорошо показывают себя в прокате, и беспокойство Universal из-за "Форсажа 11" ясно доказывает: студии меняют свой подход к блокбастерам.
Голливуд наконец-то учится работать с франшизами в современных реалиях
С 2020 года лишь девяти фильмам удалось войти в "клуб миллиардеров". Некоторые из них - ожидаемые супергеройские блокбастеры вроде "Человека-паука: Нет пути домой" и "Дэдпула и Росомахи", но были и сюрпризы, такие как "Барби" и "Топ Ган: Мэверик".
И всё же фильмы-миллиардники в этом десятилетии стали редкостью. Зрители стали разборчивее, а громкое имя франшизы больше не гарантирует успех. По-настоящему стабильными сериями остаются разве что "Человек-паук" и "Мир Юрского периода".
При этом бюджеты многих картин по-прежнему высоки, даже на фоне растущего числа провалов. Свежий пример - "Индиана Джонс и колесо судьбы". Судя по недавним документам Disney, на съёмки фильма с Харрисоном Фордом ушло 419 миллионов долларов, а в мировом прокате он собрал всего 384 миллиона. Похожая участь постигла "Белоснежку" (2025) и "Капитан Марвел 2".
"Форсаж" тоже ощутила на себе этот спад, особенно в США. "Форсаж 9" и "Форсаж 10" собрали по миру более 700 миллионов, но это куда меньше, чем у их предшественников. И хотя 700 миллионов - внушительная сумма, десятый фильм при бюджете в 340 миллионов должен был заработать гораздо больше, чтобы стать для Universal настоящим хитом.
Осторожность Universal с "Форсажем 11" - это ясный сигнал: Голливуд меняет свой подход, и другим студиям пора брать с него пример. Да, франшиза требует грандиозного экшена и звёздного состава с большими гонорарами, но это перестало быть разумной инвестицией, когда нет гарантий окупаемости.
Бюджет в районе 200 миллионов долларов кажется справедливым - тогда сборы в 700 миллионов принесут Universal хорошую прибыль. Если эта модель сработает, другим студиям придётся перенять подход, особенно с более рискованными проектами. Остаётся лишь надеяться, что "Форсаж 11" всё-таки снимут, и он достойно завершит эту долгую историю.