16 декабря 2015 года в читальном зале РГАДА меня вновь поджидала радость – принесли оклеенные столбцы по Ельцу, а в них за № 38 «Дело по челобитью Филата Лаврентьева сына Кривенцова о даче ему в Елецком уезде в Бруслановском стану на пустошь дикое поле с писцовых и отказных книг ввозной грамоты»! Мечты сбываются.
Оно и понятно, коль скоро Филатово поместье было «одозорено» и размежевано, споры с соседями ефремовцами более-менее улажены, дошло дело и до ввозной грамоты.
Вновь в моих руках документы без малого 400-летней давности, 1646 года!
«(л. 301) Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии бьёт челом холоп твой ельченин Филатка Лаврентьев сын Кривенцов. Бил челом я, холоп твой, блаженной памяти отцу твоему государю царю и великому князю Михаилу Фёдоровичу або возной грамоте, и то государево дело выписано, а указу мне, холопу твоему, нет… Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии, пожалуй меня, холопа своего, государевым по тому делу своим указом. Царь государь, смилуйся, пожалуй.
(л. 302) А о чём государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии бьёт челом, и то писано выше сего.
Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси елченин Филатко Кривенцов бьёт челом, бил де он челом блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Фёдоровичу всея Руси на своё поместье на 80 чети об возной грамоте, и дело де выписано, а указу ему не учинено. Государь ево пожаловал, велел ему по тому делу свой государев указ учинить.
От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии в Елецкой уезд в Бруслановской стан в пустошь дикого поля под Слободским лесом в Сторожевой поляне и по обе стороны верха Сторожевого и по обе стороны реки Мечи и в Малых Полянках, что была та пустошь дикое поле в порозжих землях, а в прошлом в 143 году то дикое поле дано в поместье ельченину Филату Лаврентьеву сыну Кривенцову, да в пустош дикого же поля по обе стороны Сторожевого верха за реку за Мечю на гору по Крутику к Рысенской дороге и вдол по Рысенской дороги с малые Липежки по Турмышскому верху на подол по Турмышу к реке к Мече, что была та пустошь дикого
поля в порозжих же землях в прошлом (л. 303) во 145 году то дикое поле дано в поместье Филатку же Кривенцову. Всем крестьянам, которые в том поместье в пустошах учнут жить, бил нам челом ельчанин Филатко Лаврентьев сын Кривенцов, нашего жалованья велено за ним по окладу учинить поместья на сто четей, и за ним поместья на Ельце, что ему дано в прошлом в 143 году в Елецком уезде в Бруслановском стану пустош дикое поле под Слобоцким лесом в Сторожевой поляне шестьдесят чети. Да ему ж де дано во 145 году пустош дикое ж поле по обе стороны Сторожевого верха за реку за Мечю двадцать чети, а обе в восемдесят чети, и те де пустоши ему в поместье отказаны, и отказные де книги к нам к Москве в поместной приказ присланы, и наши де ввозные грамоты ему на то ево поместье не дано, и в правде ему тем своим поместьем владеть не по чему, и нам бы ево пожаловать, велеть ему на те пустоши на восемдесят чети с отказных книг дать нашу ввозную грамоту, по чему ему тем своим впредь владеть, а по даче и по отказным книгам и отдельным книгам отделу ельченина сына боярского Алферя Федосеева 143 году в том ево Филаткове поместье Кривенцова в пустоши диком поле под Слобоцким лесом в Сторожевой поляне и по обе стороны верха Сторожевыя, и по обе стороны реки Мечи, и в Малых Полянках написано пашни шестьдесят чети, а в пустоши диком же поле по обе стороны Сторожевого верха за реку за Мечю на гору по Крутику от Рысенской дороги и вдол по Рысенской дороги с Малыи Липешки по Турмышскому верху на подол по Турмышу к реке к Ме-(л. 304)че по даче ж 145 года и по отказным книгам отделу елчанина Олфёра Федосеева 146 году написано пашни двадцать чети. Обоево в том ево Филатове поместье Кривенцова написано пашни восемьдесят чети в поле, а в дву по тому ж. И мы указали: елченину Филатку Лаврентьеву сыну Кривенцову на то ево поместье на восемьдесят четей по отказным книгам дать нашу ввозную грамоту, по чему ему тем своим поместьем вправду владеть. Все крестьяне, которые в том ево поместье на пустошах учнут жити, елченина Филатка Лаврентьева сына Кривенцова слушали, пашню на него пахали и доход помещиков ему платили.
Писан на Москве лета 7154 марта в 18 день»[1].
На вопрос, поселились ли крестяне «в том ево поместье», отвечает «Переписная книга г. Ельца и Елецкого уезда, переписи Ф. П. Барятинского» того же 1646 года:
[1] РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Ельцу. Д. 637/24145. Л. 301–304.
«За Филатом Кривенцовым двор бобыль Фетка Яковлев з братом с Кузкою. Всего один двор бобыльской, в нём два человека»[1].
После Филата все мои предки жили исключительно своим трудом. Да и у Филата спустя три года крестьян уже не было[2]. «Двор бобыльской» запустел, вероятно, во время волнений в Елецком уезде 1648 года, а бобыли Фетка с Кузкой «сошли безвестно» в поисках лучшей доли.
Некоторое недоумение вызвало у меня указание в ввозной грамоте на размер поместного оклада Филата в 100 четвертей, тогда как вёрстан он был новичным окладом в 150 четвертей. Куда и почему пропали 50 четвертей оклада за 18 лет (с 1628 г. по 1646 г.) неводомо.
[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп.1. Ч. 1. Д. 135. Л. 202.
[2] См. с. 288.
А Вы исследовали свою семейную историю? Поделитесь в комментариях, нашли
ли Вы интересные факты о предках, или задайте вопросы — я помогу
разобраться! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи о
генеалогии и секретах родословной. Поддержите автора лайком или
небольшой подпиской на канал — это помогает создавать больше полезного
контента!
#Генеалогия
#Родословная #СемейнаяИстория #ПоискПредков #СемейноеДрево #Архивы
#История #ИсторияРоссии #Геральдика #ДНКТест #Наследие #СемейныеТрадиции
#АрхивныеДокументы #Интересное #Образование