Найти в Дзене

ФЕДОР ИВАНОВИЧ БУСЛАЕВ

Федор Иванович Буслаев родился 13 (25) апреля 1881 года в Пензенской области. Его отец работал секретарем уездного суда, а мать была домохозяйкой. В 1823 году семью Буслаевых постигла ужасная трагедия — умирает отец Федора. Будущему великому филологу и его матери приходится переехать в Пензу. Там у Федора Ивановича прошли детские и юношеские годы. Осенью 1834 года он поступил на филологический факультет Московского университета. После окончания университета Федор Иванович начинает преподавать в московских гимназиях. Вскоре он отправляется заграницу. Жил Федор Иванович исключительно в Италии. Там он изучает историю западного искусства и археологию. Два года, проведенные на Западе, окончательно определили область его научных интересов. Возвратившись в Москву, он снова начинает преподавать в гимназиях. В это время Ф. Буслаев пишет и издает книгу «О преподавании отеческого языка» (1844). Данный труд произвел большой резонанс в академических кругах. Помимо этого, Федор Иванович защищает маг

Федор Иванович Буслаев родился 13 (25) апреля 1881 года в Пензенской области. Его отец работал секретарем уездного суда, а мать была домохозяйкой.

В 1823 году семью Буслаевых постигла ужасная трагедия — умирает отец Федора. Будущему великому филологу и его матери приходится переехать в Пензу. Там у Федора Ивановича прошли детские и юношеские годы.

Осенью 1834 года он поступил на филологический факультет Московского университета. После окончания университета Федор Иванович начинает преподавать в московских гимназиях.

Вскоре он отправляется заграницу. Жил Федор Иванович исключительно в Италии. Там он изучает историю западного искусства и археологию. Два года, проведенные на Западе, окончательно определили область его научных интересов.

Возвратившись в Москву, он снова начинает преподавать в гимназиях. В это время Ф. Буслаев пишет и издает книгу «О преподавании отеческого языка» (1844). Данный труд произвел большой резонанс в академических кругах.

Помимо этого, Федор Иванович защищает магистерскую диссертацию «О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остромирову евангелию» (1848). После защиты Ф. Буслаев становится преподавателем Московского университета.

С 1859 по 1861 гг. он преподавал детям царской семью русский язык и литературу. В эти же годы Федор Иванович пишет большой двухтомный труд: «Исторические очерки русской народной словесности и искусства». В 1861 году, не защищая диссертацию, он становится доктором русской словесности.

Помимо своей профессиональной деятельности в России, Ф. Буслаев избирается членом французского Лингвистического общества в Париже. В 1870-х годах он фокусирует свое внимание на изучение иконографии, живописи, книжного орнамента и других областей древнерусского искусства.

Федор Иванович Буслаев умер 12 августа 1897 года, оставив большое и ценное филологическое наследие, которое актуально и в настоящие дни.

В своем труде «Историческая грамматика русского языка» (1858) он придерживается идеи сравнительно-исторического метода, изучая и выявляя общее родство языка. Федор Иванович считает, что данный метод необходимо изучать после того, как будут усвоены все правила русского языка. Он утверждает, что язык — это «необходимое выражение дара слова», которое отличает нас от других земных существ. Ученый полагает, что грамматические формы современного русского языка многообразны, поэтому нельзя проследить «начатки» образования этого языка.

А в работу «Историческая хрестоматия по церковнославянскому и древнерусскому языку» (1861) он включает одни из самых важных письменных памятников XIV-XV столетия: «Повесть временных лет», «Русская правда», Слова и Сказания святителя Кирилла Туровского, Хожение Игумена Даниила, Слово о Данииле Заточнике, Слово о Полку Игореве и др. Он также предлагает их лингвистические и историко-литературные комментарии. Он считает, что язык непостоянен и изменяется со временем, тем самым теряет свое богатство, которое имел с самого начала. Филолог утверждает: «История языка неотделима от истории его носителей».

Он также разрабатывает учение о членах предложения. Ф. Буслаев вводит новые термины, такие как дополнение, обстоятельство и описание. Они и сейчас используются в школьной и вузовских программах.

Федор Иванович в своем труде «О преподавании отечественного языка» излагает методы обучения русскому языку. Он ссылается на те способы, которые были введены в западных странах: «Педагог должен развивать, образовывать и упражнять способности учащихся: наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается».

Подводя итоги, он утверждает, что изучение родного языка должно быть систематическим, то есть способы объяснения должны быть настолько простыми и привлекающими, чтобы учащийся смог понять и осознать преподаваемый материал.

В своей магистерской работе «О влиянии христианства на славянский язык» Ф. Буслаев делает следующие заключения:

1. славянский язык задолго до влияния равноапостольных Кирилла и Мефодия был подвержен христианским идеям;

2. история языка тесно связана с бытом народа;

3. перевод Евангелия на церковнославянский язык обладает более чистым выражением христианских понятий.

Труд «Исторические очерки русской народной словесности» (1861) посвящен попытке рассмотреть «осколки древних мифов», то есть истоки народного творчества. Данная работа произвела общественный резонанс. Как пишет сам Федор Иванович: «Одни смехотворно надо мной издевались… другие восхваляли и усердно защищали от злостных нападок». Противники этого труда считали, что предания и обычаи — «никуда негодный хлам», а другие напротив думали, что «вопрос народности» является одним из самых главных и существенных, так как уже сейчас происходит эмансипация языка.

Таким образом, Федор Иванович Буслаев был выдающимся филологом, который затрагивал разные области русского и церковнославянского языка. Он сделал значительный вклад не только в изучение русского языка, но и в обучение ему.

Он, рассматривая междисциплинарные проблемы стал основоположником изучения русской народной словесности.

Нельзя не отметить его вклад в древнерусское искусство, где ему принадлежат основные исследования иконографии, стенной живописи и книжного орнамента.

А главное — он во всех областях видел могущественную силу русского языка.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на соцсети проекта «Всегда живой церковнославянский»