В человеческом социуме важную коммуникативную роль играет общение. С помощью языка люди познают окружающий мир, взаимодействуют друг с другом, дают определения вещам и предметам, событиям и процессам. Безусловно, способность говорить — один из многочисленных даров, данных людям Господом, ведь в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1).
В лингвокультурологической науке постепенно выработалось понятие концепта — особой структурно-содержательной единицы сознания, отражающей совокупность знаний, представлений, мнений об определенном объекте мышления, то есть языковой области, состоящей из слов и выражений, характеризующих сферы и предметы окружающего мира.
В русской языковой картине мира, особенно в контексте церковного мышления, существуют уникальные библейские концепты. Они нередко связаны с религиозными образами, укорененными в Священном Писании, Предании, святоотеческой традиции и литургической практике Церкви. Одним из таких концептов является «бессмертие» — идея, имеющая не только философское, но прежде всего богословское содержание и основание.
Для православного христианина осмысление концепта бессмертия не может существовать отдельно от основ веры в воскресение мертвых, вечную жизнь, обожение человека во Христе. Истолкование этих тематик требует обращения к библейским образам и церковнославянскому языку — языку Священного Писания и богослужения.
Настоящая заметка призвана показать, как библейский образ бессмертия отображается и интерпретируется в и православной богословской традиции и церковнославянской лексике.
Что такое Бессмертие?
В православном понимании бессмертие — это не просто продолжение существования души после смерти, а жизнь вечная в общении с Богом, даруемая Христом через победу над смертью.
Человек был создан для вечной райской жизни и наслаждения от лицезрения Бога и общения с Ним, но одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков (Рим 5:12). Иисус Христос, придя в мир в человеческом теле и победив смерть, вновь открыл людям путь к нетлению и бессмертию.
Священное Писание учит, что Бог — источник жизни: Аз есмь воскреше́ние и живо́т. Ве́руяй в Мя, а́ще и у́мрет, оживе́т — рус. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
То есть в первую очередь к лексико-семантическому полю «бессмертия» стоит отнести указанные Самим Господом в Евангелии слова.
1. Воскресе́ние (воскреше́ние).
«Словарь русского языка XI-XVII вв.» дает такое объяснение этому слову: «Согласно христианскому учению — возвращение умершего к жизни».
Церковнославянское слово воскресе́ние имеет известный греческий аналог — ἡ ἀνάστασις (1. подъем, вставание; 2. возрождение; 3. восстание; 4. разрушение, уничтожение, разорение).
В Священном Писании Ветхого и Нового Заветов присутствует большое количество сюжетов воскрешения умерших пророками и Господом. Самый яркий из них, наверное, воскрешение праведного Лазаря, находившегося за вратами смертными целых четыре дня (см. Ин. 11).
Однако все эти сюжеты коренным образом отличаются от Великого и Славного Воскресения Господа Иисуса Христа. Если до этого люди восставали к жизни благодаря действиям других людей, то Спаситель воскресает самостоятельно, ведь ад не может содержать в себе безгрешного, а князь мира сего, и не имеет ничего в Нем (Ин. 14:30).
Следовательно, под Воскресением Господа стоит понимать не только итоговый результат — возвращение к жизни, но и сам путь — разрушение и уничтожение греха и смерти: Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́, разруши́вшаго у́бо смерть и возсия́вшаго жизнь и нетле́ние благовествова́нием — рус. «Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» (2Тим. 1:10).
В славянских языках есть калька греческого слова — это имена Анастасий и Анастасия. В русском воскресеньем называется последний день недели в память о событиях Пасхи Христовой, произошедшей именно в этот день.
2. Живо́т.
Данное церковнославянское существительное является паронимом и имеет сразу четыре русских варианта перевода:
— жизнь.
Говоря о Святой Троице, апостол Иоанн Богослов, помимо прочего сообщает, что в Том живо́тбе, и живо́т бе свет челове́ком — рус. «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4).
Преподобный Симеон Новый Богослов объясняет евангельские слова так: «Говоря так, Иоанн Богослов открывает таинство нераздельной Троицы и Богом называет Отца, Словом — Сына, жизнию — Духа Святого, Который есть и свет; и опять все три лица, Отец, Сын и Дух, суть единый Свет, который светит во тьме, то есть в мире сем. Ибо Бог присущ всюду, во всей целости бытия, и, будучи Светом, все просвещает, и тьма его не объемлет, то есть нечистота греховная отнюдь не приближается к Нему» (Симеон Новый Богослов, прп. «Слова»).
Таким образом, жизнь как способ бытия бессмертия присуща именно Богу, который по своей безграничной любви делится им со всеми людьми.
— жизнь — именование Христа и Пресвятой Троицы.
Часто под данным словом аллегорически понимается и Иисус Христос, а также вся Святая Троица. Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского возглашает: Тро́ице неразде́льней, еди́нице по существу́, я́ко све́ту и све́том, животу́и живото́м — рус. «нераздельной Троице, Единице по (Своему) существу: как Свету и (трем) Светам, как Жизни и (трем) Жизням» (Великий Покаянный канон, седьмая песнь).
— земная жизнь, образ жизни.
В особых хвалитных псалмах Библии псалмопевец восклицает Господу: Восхвалю́ Го́спода в животе́мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь — рус. «Буду хвалить Господа в жизни моей (т. е. доколе я жив), буду петь Богу моему, пока я существую» (Пс. 145:2).
— пропитание, имущество.
А сын царя Давида — великий израильский царь Премудрый Соломон в книге Притчей говорит о судьбе (жизни) праведников и грешников: Не убие́т гла́дом Госпо́дь ду́шу пра́ведную, живо́т же нечести́вых низврати́т — рус. «Не даст Господь умереть от голода праведнику, а имущество нечестивых сокрушит» (Притч. 10:3).
Несмотря на такой обширный спектр значений, в контексте концепта бессмертия наиболее подходящими для определения данного состояния естества являются первый и второй эквиваленты.
3. Ве́чность и нетле́ние.
Наконец, к анализируемому концепту можно отнести и эти церковнославянские существительные, а также производные от них формы других имен. В данной заметке они объединены воедино, так как фактически в Священном Писании (преимущественно Нового Завета) понимаются как синонимы.
Так, например, прилагательное ве́чный, согласно «Словарю русского языка XI-XVII вв.» означает «1. вечный, нескончаемый, не перестающий существовать; 2. исконный; 3. длящийся всю жизнь», а существительное нетле́ние — «нетленность, неразрушимость».
Казалось бы, никакой связи между этими лексемами нет. Однако, если обратиться к другому церковнославянскому существительному тле́ние, можно увидеть, что оно означает «1. тление; 2. гибель, разрушение; 3. подверженность смерти, гибели; 4. телесные повреждения». То есть отсутствие тления, нетле́нность — это непричастность к смерти или, иначе, — ве́чность.
Господь, уча о своем Втором Славном Пришествии, сообщает своим ученикам-апостолам: И и́дут си́и в му́ку ве́чную, пра́ведницы же в живо́т ве́чный — рус. «И пойдут сии (грешники) в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).
А апостол Павел в своем письме к ученикам в Риме дополняет эту Радостную Весть: И́же возда́ст коему́ждо по дело́м его́. О́вым у́бо, по терпе́нию де́ла блага́го, сла́ву и честь и нетле́ние и́щущим, живо́т ве́чный — рус. «Который (Господь Иисус Христос) воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную» (Рим. 2:6-7).
Таким образом, в Православии бессмертие — это вечная жизнь человека с Богом, а не просто существование после смерти.
***
Итак, концепт бессмертие в языковой картине мира русского православного человека становится отражением одной из важнейших тайн вероучения Церкви — тайны Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его Крестной смерти, Всеславного Воскресения, совоскресения, восстановления всего человеческого рода.
Церковнославянские слова, составляющие лексико-семантическое поле этого библейского образа и используемые в богослужении Русской Православной Церкви, показывают всем верующим, что смерть побеждена Богом, ее больше нет.
Вслед за богодухновенным апостолом люди каждый год восклицают таинственное и великое: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор. 15:55).
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на соцсети проекта «Всегда живой церковнославянский»