Найти в Дзене
ИНОСМИ

Война на Ближнем Востоке закончена — или только приостановлена? Это зависит от одного важного обстоятельства

   © AP Photo / Ariel Schalit
© AP Photo / Ariel Schalit

Almasry Alyoum | Египет

В Шарм-эш-Шейхе прошел саммит, целью которого было прекращение войны в секторе Газа, пишет Almasry Alyoum. Чтобы остановить боевые действия между Израилем и ХАМАС не на время, а навсегда, всем участникам встречи нужно будет приложить немало сил.

Амру аш-Шобаки (عمرو الشوبكي)

В Шарм-эш-Шейхе состоялся организованный Египтом и Соединенными Штатами саммит, на котором обсуждались вопросы мира и прекращения огня [в Газе]. В мероприятии приняли участие лидеры европейских и арабских стран. Это стало важным шагом на долгом и сложном пути, который палестинский народ прошел за последние два года, сталкиваясь с ужасными проявлениями несправедливости и геноцида.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

В марте 1996 года в том же городе состоялась другая миротворческая конференция, организованная ныне покойным президентом [Египта] Хосни Мубараком и бывшим президентом США Биллом Клинтоном. В том мероприятии приняли участие не только премьер-министр Израиля Шимон Перес и палестинский лидер Ясир Арафат, но и множество мировых лидеров — из России, Китая, Европы и арабского мира.

Запад "блеснул" логикой: Путин проигрывает на Украине, поэтому завоюет НАТО

Обе конференции были направлены на укрепление мира, хотя контекст, в котором они проходили, сильно различался. Первая конференция в Шарм-эш-Шейхе была призвана спасти мир, а точнее, мирный процесс, начатый в Осло. Он в тот момент начал давать сбои из-за отказа Израиля создать палестинское государство и его политики строительства поселений. ХАМАС, со своей стороны, стал применять насилие против израильских граждан и военнослужащих. Вторая конференция, прошедшая в Шарм-эш-Шейхе, была посвящена реализации плана по прекращению войны, разработанного президентом США и поддержанного Египтом, арабскими государствами, всем миром и обеими сторонами конфликта. Это важное отличие, и план требует от участников приложить больше усилий для его реализации, чтобы не возвращаться к этому вопросу через несколько лет.

Первая конференция в Шарм-эш-Шейхе продемонстрировала, что для урегулирования конфликтов одних лишь международных соглашений и конференций, как правило, недостаточно. Подписание документов не всегда приводит к реальному миру, так как между итоговыми заявлениями саммитов и ситуацией на местах всегда существует разрыв. Успех любого мирного процесса зависит от стремления сторон конфликта претворить в жизнь достигнутые договоренности. Как показал опыт саммита 1996 года, результаты которого оказались скорее символическими, именно эти факторы являются ключевыми для достижения мира.

Конечно, обстоятельства, при которых проходили оба саммита, различаются. Второй саммит, состоявшийся в Шарм-эш-Шейхе, был организован для реализации плана, согласованного обеими сторонами. Это были не переговоры о мирном урегулировании, как в Кэмп-Дэвиде или в рамках мирного процесса в Осло. Скорее, речь шла об активизации плана, который уже был запущен в действие в результате обмена пленными. Таким образом, нынешний саммит призван обеспечить механизмы поддержки и реализации уже существующего плана. Чтобы увеличить шансы на успех, все стороны, включая Египет, должны приложить соответствующие усилия. Результаты встречи должны быть преобразованы в план действий, который убедит ХАМАС полностью следовать его положениям. Это станет возможным, если Соединенные Штаты окажут реальное давление на Израиль, чтобы предотвратить возобновление агрессии после освобождения заложников.

Состав участников саммита в Шарм-эш-Шейхе изменился, но их намерения и надежды остались прежними: они по-прежнему стремятся к прекращению войн и сохранению или укреплению мира. Позиция Египта и арабских стран, которую не разделяет Израиль, также остается неизменной.

Оригинал статьи