Найти в Дзене

Почему хорроры - самый многогранный жанр

Когда я говорю, что хорроры — мой любимый жанр, на меня часто смотрят с лёгким недоумением. Люди привыкли считать ужастики чем-то примитивным: пугалка ради пугалки, кишки, крики, фонарик, упавший на пол. Но на самом деле хоррор — это единственный жанр, который напрямую разговаривает с нашим бессознательным. Он не просто пугает. Он достаёт наружу то, что мы тщательно прячем. Именно поэтому после просмотра действительно сильного ужастика людям часто снятся кошмары. Потому что сны — это тоже язык бессознательного. А хоррор — это сон, только на экране. 📚 Когда я училась на психолога в 2018 году, я была в шоке, насколько часто в анализе использовались хорроры. Это были вовсе не боевики, не комедии, не мелодрамы. Это были «Бабадук», «Маяк», — фильмы, в которых прятались настоящие психологические травмы, фобии, социальные страхи. Мы привыкли смотреть буквально, а ведь хорроры чаще всего говорят с нами языком метафор. Например, в «Бабадуке» монстр — это персонифицированное горе, непрожитая
Оглавление

Когда я говорю, что хорроры — мой любимый жанр, на меня часто смотрят с лёгким недоумением. Люди привыкли считать ужастики чем-то примитивным: пугалка ради пугалки, кишки, крики, фонарик, упавший на пол. Но на самом деле хоррор — это единственный жанр, который напрямую разговаривает с нашим бессознательным.

🎭 Хоррор вскрывает тень

Он не просто пугает. Он достаёт наружу то, что мы тщательно прячем. Именно поэтому после просмотра действительно сильного ужастика людям часто снятся кошмары. Потому что сны — это тоже язык бессознательного. А хоррор — это сон, только на экране.

📚 Когда я училась на психолога в 2018 году, я была в шоке, насколько часто в анализе использовались хорроры. Это были вовсе не боевики, не комедии, не мелодрамы. Это были «Бабадук», «Маяк», — фильмы, в которых прятались настоящие психологические травмы, фобии, социальные страхи. Мы привыкли смотреть буквально, а ведь хорроры чаще всего говорят с нами языком метафор.

Например, в «Бабадуке» монстр — это персонифицированное горе, непрожитая утрата, ПТСР, который начинает разъедать не только мать, но и её ребёнка. И когда ты смотришь это не как «фильм про страшного монстра», а как символ травмы — ты понимаешь, насколько мощная это работа.

💀 Это жанр с самым большим количеством поджанров

-2

Зомби, одержимость, слэшеры, монстры, проклятые дома, ведьмы, вампиры, культовые секты, сатанизм, архаические ритуалы, фольклор, мифы — и всё это с возможностью уйти в глубину. Это даёт невероятную свободу авторам, но и невероятную возможность зрителям погрузиться в исследование самого себя.

🧠 Что такое страх? Это первичная эмоция, не фильтрованная разумом. Хоррор апеллирует к ней напрямую, минуя рациональность. Он вытаскивает наружу страх смерти, безумия, изоляции, изгнания, утраты контроля. Эти фильмы не просто пугают — они рассказывают, через что на самом деле мы боимся пройти.

📽 Хорроры как отражение эпохи

-3

Очень важно смотреть на хоррор в контексте времени, в котором он был создан. Потому что ужастики зачастую рождались как реакция на экономические, политические и культурные события.

🔸 «Носферату» (1922) — снят в Германии после Первой мировой войны. Дракула — это не просто вампир, это воплощение смерти, опустошения и ужаса, которые остались после войны. Вампир, как символ страха перед неизбежной тенью прошлого, которая всё ещё преследует.

🔸 «Ночь живых мертвецов» (1968, Джордж Ромеро) — фильм о зомби, но на деле — картина о страхе перед распадом общества. Он снят в разгар протестов, гражданских волнений и культурной анархии. Здесь зомби — это не «монстры», это толпа, в которой исчезает личность. Это страх перед разрушением социальной структуры.

🔸 «Техасская резня бензопилой» (1974) — это гениальное отражение упадка американской мечты. Сельская семья-каннибалов — символ разрушающейся провинциальной Америки на фоне нефтяного кризиса, коррупции и безработицы. Фильм буквально кричит о том, что всё, что было базой и опорой, гниёт изнутри.

🔸 «Ребёнок Розмари» (1968) — один из самых недооценённых массовым зрителем фильмов. Он стал резонансом на волну оккультизма и сатанизма в США, на паранойю вокруг закрытых обществ, на страх утраты контроля над своим телом и материнством. И он страшен как раз тем, что зла «вроде как» не происходит — но тревога расползается по коже.

🎬 Почему я влюблена в этот жанр

-4

Хоррор — это зеркало. Только оно показывает не внешность, а внутренности. Его тяжело смотреть, потому что он не про других, он про нас.

Когда в кадре девушка бежит от маньяка — мы не смотрим на неё, мы — она. Когда герой сталкивается с нечистью, он сталкивается с тем, что он не готов признать в себе. Когда мир рушится — рушится то, во что мы верили.

Конечно, не каждый хоррор глубокий. Но именно в этом жанре, как ни в каком другом, встречается столько подсознательного, исторического и философского. Именно поэтому он до сих пор жив, развивается, трансформируется. Он был в эпоху немого кино, он выжил в период упадка, он расцвёл в артхаусе, он заново родился через A24, Джордана Пила и Роберта Эггерса.

💌 Если ты не любишь хорроры — попробуй посмотреть их по-другому

-5

Не как развлечения. А как послания из глубины.

Не как пугалки. А как
метафоры.

Не как фильм про чудовище. А как
разговор с тенью.

Тогда, возможно, ты увидишь, почему хорроры — это не просто жанр, а целый мир.

______________

КАКИЕ ЕЩЕ ЖАНРЫ ХОТИТЕ НА РАЗБОР?⬇️⬇️⬇️⬇️

__________

Меня зовут Алиса Гальярдо, я режиссер, сценарист и психолог. Вас будут ждать разборы фильмов, сериалов и персонажей — от неожиданных сюжетных поворотов до глубоких смыслов. 🎬🔍

Подписывайся, если любишь копаться в деталях, искать скрытые смыслы. 🍿✨

🎬Мой тг с ежедневными рекомендашками: https://t.me/movies_for_love

🎬Поддержать мой канал донатами: https://dzen.ru/alyssa_o_kino?donate=true

-6