Найти в Дзене
СВОЛО

Догматизм разбушевался

Надо бы начать с какой-нибудь из женщин, общение с которой у меня было, и оно поучительно в смысле того, о чём я хочу написать ниже. Помню такое. Оно было, помню, в поезде Клайпеда – Каунас. Я ехал из Паланги после отпуска домой. У меня было, не помню, почему, отличнейшее настроение. Я вошёл в купе. Там здорово красивая женщина с двумя детьми. Я решил её наградить за красоту необычным способом – увеселением её детей. И понеслось… Я им предложил, что за 10 вопросов угадаю, какое слово было задумано ими. И мы все четверо безумно визжали, когда это мне удавалось. Ни-как-ких эротических побуждений у меня не возникло к этой красавице. – Странно. Обычно бывало наоборот. Но в тот раз почему-то было наоборот. А была в истории эпоха разнузданности в моральном отношении. Между Ранним и Высоким Возрождениями. Искусствоведы аж скрыли от потомков господствовавший тогда изобразительный стиль. Это были схематические изображения мужских и женских половых органов самих по себе. В литературе аналогом бы

Надо бы начать с какой-нибудь из женщин, общение с которой у меня было, и оно поучительно в смысле того, о чём я хочу написать ниже.

Помню такое. Оно было, помню, в поезде Клайпеда – Каунас. Я ехал из Паланги после отпуска домой. У меня было, не помню, почему, отличнейшее настроение. Я вошёл в купе. Там здорово красивая женщина с двумя детьми. Я решил её наградить за красоту необычным способом – увеселением её детей.

И понеслось…

Я им предложил, что за 10 вопросов угадаю, какое слово было задумано ими. И мы все четверо безумно визжали, когда это мне удавалось.

Ни-как-ких эротических побуждений у меня не возникло к этой красавице. – Странно. Обычно бывало наоборот. Но в тот раз почему-то было наоборот.

А была в истории эпоха разнузданности в моральном отношении. Между Ранним и Высоким Возрождениями. Искусствоведы аж скрыли от потомков господствовавший тогда изобразительный стиль. Это были схематические изображения мужских и женских половых органов самих по себе. В литературе аналогом были похабные анекдоты. В нравственном плане это время Лосев назвал обратной стороной титанизма. Её эхом в Раннем Возрождении была особенная страсть изображения всякого материализма. Что искусствоведы уже не скрыли – не так стыдно было. – Примером этой тенденции была картина одна Мантеньи

Мантенья. Мёртвый Христос. 1466? – 1500?
Мантенья. Мёртвый Христос. 1466? – 1500?

Ну какого чёрта надо было именно ступни Иисуса на передний план выставлять?

А всё из-за зарождавшегося среди ремесленников духа предпринимательства, которое, как максимум, требовало, вообще полной моральной свободы. Деньги превыше всего! И – никакой этой чуть не ежедневной церковной регламентации по отношению к верующему.

«Известно, что средневековые жители, в особенности женская часть населения, посещали церковь от трех до пяти раз в день для молитвы и, по крайней мере, один раз в неделю для службы, исповеди и покаяния» (https://royalcheese.ru/education/kak-lyudi-zhili-v-epohu-srednevekovya/).

Крестились, наверно, вообще по любому поводу.

А тут… Бунт же!

А насмешничающий с горя Гутов по отношению к теперешним гримасам эпохи Потребления с той акцентом на гендере на что должен был ополчиться? – На самое эротически нечувствительное, извращённо превращённое в чувствительное?

«Половое влечение к ступням является, вероятно, самым распространённым видом фетишизма, при котором объектом влечения не являются половые органы» (Википедия).

Так Мантенья хотя бы нарушил перспективу, выдвигая ступни на первый план, – уменьшил их. Ну так Гутов, наоборот, их отрезал, чтоб не было видно, что они уменьшены.

Гутов, Стопы. 2007.
Гутов, Стопы. 2007.

Воображайте, мол, что всё в порядке с перспективным измененнем частей тела. И наслаждайтесь своим новомодным извращением.

17 октября 2025 г.