Вертолет, найденный лишь спустя двадцать пять лет поисков в одном и том же месте, на одном квадратном километре.
Официальная версия, сухо объясняющая исчезновение вертолета плохой погодой и минимальной видимостью в горной местности, была опубликована в реестре авиационных происшествий России в двухтысячном году. Вкратце, она о том, что вертолет геологоразведки, с троими геологами и двоими членами экипажа пропал с радаров и вероятно, там и разбился. Там, это в горах Кабардино-Балкарии, в ущелье Безенги, немного восточнее горы Ак-Кая. Предположительно в низине, где протекает небольшой родник, имеющий среди местных название Кышлык. Место исчезновения точки было зафиксировано точно, машина шла на очень небольшой высоте, бреющим полетом. Если они упали, то должны были лежать в той самой точке, в радиусе никак не больше километра. А место это, в низине у родника, очень хорошо просматривается, в условиях окружающего горного рельефа. Казалось бы, самая заурядная трагедия, с точки зрения легкости для поиска и обнаружения обломков. Но только беда в том, что вертолета этого, там сколько не искали, так и не нашли.
После того как не удалось обнаружить никаких следов трагедии на земле и об этом стало известно, происшествие быстро обросло слухами и домыслами. Появились разные версии. Как, например, о том, что вертолет не разбился, а был угнан за границу в Грузию. Ведь по прямой, от точки исчезновения до грузинской границы, всего шестнадцать километров. И, мол, властям это известно, но не хотят поднимать шумиху, чтобы не привлекать к происшествию лишнего внимания. Геологи, мол, владели такой информацией об оборонной промышленности в регионе, что могли продать ее за миллионы долларов на западе. Что они и сделали, совершив побег за границу. Тщательно подготовленный и курируемый грузинскими спецслужбами. Чем и объясняется исчезновение точки с радаров. Якобы, с той стороны включили мощную глушилку, прикрывая побег.
Или о том, что вертолет угодил в аномальную зону, расположенную аккурат между вершинами Ак Кая и Чегет Джара, по типу Бермудского треугольника.
Приверженцы первой версии, имели очень смутное представление о работе геологоразведки и об уровнях допуска к государственной тайне. Как и о принципах работы радарных установок. А второй придерживались в основном местные пастухи. В чьих рассказах всегда оживают тролли и циклопы, в небесах пролетают гигантские птицы Рух и появляются аномальные зоны, в которых испокон веку пропадали люди и кони, не говоря уже о летающих объектах. Забывая о том, что над этим самым местом, нередко летает вертолет сан авиации из Нальчика, к спортивно-альпинистской базе «Безенги» в конце ущелья. И еще ни разу, за много лет, не пропал.
Как бы там ни было, но через несколько лет после того как были свернуты официальные поиски, в это место потянулись приверженцы эзотерики, экстрасенсы-любители и просто искатели приключений. Кто проводить свои собственные поисковые экспедиции, а кто просто побывать на том самом месте. И за двадцать пять лет они исследовали каждый квадратный сантиметр в том месте, подняли каждый камешек, немалую часть из которых растащили по домам, на сувениры. Загадка исчезновения борта, вместе с пассажирами и экипажем, так и осталась неразгаданной. И, как любая неразгаданная загадка, продолжает привлекать людей и будоражить умы и в наши дни.
Больше никакой информации о той катастрофе нет. Вернее не было, до вчерашнего дня. Когда с утра мне позвонил один мой знакомый друг ©, горный гид, и попросил о встрече. Сказав, что у него есть очень странные сведения и пропавшем вертолете. Вместо сведений, он принес мне фотографии. Белый Ми-8, с разбитыми лопастями и помятым фюзеляжем, лежит, накренившись на бок и хорошо виден, так как снят с близкого расстояния. Изображение посечено мелкими косыми полосками дождя. Нет никаких сомнений в том, что это он. Я сверил бортовой номер, четко отпечатанный и попавший в кадр, со сводкой происшествий.
На неделе в горах была сильная непогода. Ливень с грозой. И вот, в эту грозу, мой друг спускался с двумя туристами от подножия Ак Кая. Дожди в этом месте редкость, обычно там хорошая погода. Такое уж место, замкнутое в кольцо высоких гор, с собственным микроклиматом. Там даже снег зимой не лежит, несмотря на солидную высоту. Все склоны, обращенные к низкому зимнему солнцу, покрыты жухлой и бурой травой даже в январе. Дожди бывают, но практически всегда краткосрочно. Какая-либо затяжная непогода, так чтобы дождь на два-три дня, случается, наверное, не чаще одного, двух раз в год. И вот вчера, как раз, выпали такие дни.
Всего дождь, по словам друга, шел уже третий день. То набирая силу, то превращаясь в унылую осеннюю морось. Все склоны промокли насквозь и напитались водой. Тропы размыло так, что ходить по ним стало опасно. Но, выбора у них не было, и они спускались в ущелье со стороны перевала, на который поднялись днем ранее с противоположной стороны. Спускались осторожно, медленно, продвигаясь по очереди, и страхуя друг друга. Дождь, ближе к обеду, как назло, пошел сильнее. И все продолжал и продолжал набирать силу, превратившись, наконец, в ливень. Они вымокли насквозь, несмотря на дождевики и совершенно продрогли, когда проходили низину родника Кышлык, за которой до села остается всего несколько километров более пологого и каменистого спуска. И вот тут вдруг они набрели на этот самый погибший вертолет.
Мой друг, как и все жители Кабардино-Балкарии, отлично знает историю пропавшего без вести вертолета. И хорошо знает эти места, не один десяток раз пройденные в разных направлениях. Тем сильнее было его изумление, когда он, всмотревшись в нечто большое и белое, лежащее на пути, понял, что видит перед собой. Инстинктивно, не раздумывая, он развернулся к туристам, шедшим в нескольких метрах позади, и пошел навстречу. Сказав, что они дошли до заболоченной поймы ручья, которую нужно обойти стороной, он повел их правее.
Нежелание делить с туристами такое открытие возникло сразу же и прочно поселилось в голове. Думая только о том, как увести их подальше, не дав увидеть вертолет и притом, как не потерять тропу и точное место, он вел их все более широким кругом. И, обходя стороной поляну, время от времени украдкой всматривался сквозь густо падающие капли. Там, все также, едва угадывалось массивное светлое пятно.
Отведя их до того места, откуда шла прямая тропа вниз, к селению, он оставил их и пошел назад. Сказав, что обронил где-то там, на поляне свой телефон. Пообещав скоро вернуться, он со всех ног припустил обратно, зная, что вымотанные туристы ни за что не пойдут за ним обратно наверх и будут ждать, не сходя с места. Возвращаясь по собственным следам, он легко вернулся на поляну, подошел вплотную к вертолету и сделал несколько фотографий с разных ракурсов. И, включив в телефоне навигатор, снял скриншот со своими координатами. Все, место было зафиксировано надежно, и он поспешил вернуться к туристам и увести их с гор, пока не начало темнеть.
Уже на следующий день, едва проспав четыре часа и вскочив еще до рассвета, он вернулся туда. Занимался ясный день, солнце, поднявшись над Скалистым хребтом, вовсю сушило склоны и нагревало землю. Но, сколько он не ходил по месту, отмеченному координатами, держа навигатор перед глазами, он не нашел никакого вертолета. Думая, что техника подвела и плотный облачный покров исказил спутниковый сигнал, он стал возвращаться по памяти, но пришел также на пустое место. Тогда, помня о том, что машина лежит у самого родника, он исследовал его русло снизу и до самого верха, но также не нашел ничего. И более того, на нашел того самого места. Все русло ручья было со скосами в обе стороны, образуя собой как бы мини ущелье, с высотой стен не больше двух метров. А вертолет лежал на совершенно ровной поляне, без уклонов. Что подтверждается и фотографиями.
Проходив там полдня и совершенно сбившись с толку, он поехал домой, а утром позвонил мне.
Вот и вся его история. Я же, держу перед собой фотографии, для удобства распечатанные на принтере и думаю, что понял смысл этой загадки природы. Никто и никогда не найдет вертолет, сколько бы камней он там не перевернул и сколькими дронами не от фотографировал там все квадратные сантиметры. Я не поехал сразу на то место, хотя он очень звал меня, так как был уверен, что это бесполезно, мы найдем там такое же точно ничего. А простое сопоставление даты трагедии и погоды, то есть даты зависания в ущелье циклона, говорит о том, что такое случается там в одно и то же время. Каждый год.
Вертолет упал, по каким то техническим причинам, но упал в такое место, которое там бывает только раз в году, при определенных условиях. Уверен, в следующем году, мы выйдем в нужный день и в нужном месте непременно его обнаружим. Но что еще мы сможем обнаружить там?
Нальчик. Октябрь, 2025г.
Вертолет, найденный лишь спустя двадцать пять лет поисков в одном и том же месте, на одном квадратном километре.
Официальная версия, сухо объясняющая исчезновение вертолета плохой погодой и минимальной видимостью в горной местности, была опубликована в реестре авиационных происшествий России в двухтысячном году. Вкратце, она о том, что вертолет геологоразведки, с троими геологами и двоими членами экипажа пропал с радаров и вероятно, там и разбился. Там, это в горах Кабардино-Балкарии, в ущелье Безенги, немного восточнее горы Ак-Кая. Предположительно в низине, где протекает небольшой родник, имеющий среди местных название Кышлык. Место исчезновения точки было зафиксировано точно, машина шла на очень небольшой высоте, бреющим полетом. Если они упали, то должны были лежать в той самой точке, в радиусе никак не больше километра. А место это, в низине у родника, очень хорошо просматривается, в условиях окружающего горного рельефа. Казалось бы, самая заурядная трагедия, с точки зрения легко