Мошенники обманывают жителей столицы через сообщения на автоответчик – послание маскируется под уведомление от банка, службы доставки или государственного органа. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил заведующий лабораторией доверенного искусственного интеллекта РТУ МИРЭА Юрий Силаев.
«Схема с автоответчиком – это классический пример голосового фишинга (вишинга). Мошенники используют автоматизированные системы, которые совершают массовые звонки на городские и мобильные номера. Когда человек снимает трубку, он слышит заранее записанное сообщение, которое часто маскируется под уведомление от банка, службы доставки или государственного органа. Например, сообщение может утверждать, что с карты списались средства, заблокирован счет или посылка не может быть доставлена. Для решения проблемы жертву просят нажать определенную клавишу или перезвонить по указанному номеру. Дальнейший сценарий предполагает живой разговор с «оператором», который под предлогом помощи выведывает конфиденциальные данные: реквизиты карт, коды из SMS, паспортные данные или даже коды доступа к онлайн-банку», – сказал Силаев.
Он подчеркнул, что в зоне наибольшего риска здесь находятся пожилые люди, которые могут быть менее осведомлены о подобных технологических уловках и чаще доверяют авторитетному голосу «из банка».
«Однако под удар попадают абсолютно все, поскольку звонки носят массовый характер, а искусно составленные сообщения могут вызвать панику и у более подготовленных граждан. Ключевой фактор успеха для мошенников – это эмоциональный всплеск у жертвы, будь то страх из-за мнимого списания денег или желание получить обещанную выгоду», – пояснил Силаев.
В заключение он добавил, что противодействие мошенникам требует в первую очередь повышения цифровой и финансовой грамотности.