Найти в Дзене

Мосгорсуд: цены на услуги УК обоснованны потому, что дифференцированны!

Новый уровень дна Российского правосудия: Истец - ИП Креков Сергей Сергеевич: "Установленные цены для собственников помещений многоквартирных домов постановлением правительства Москвы №2797 экономически не обоснованы о чем свидетельствует факт выдачи префектурами города субсидий из бюджета Москвы на основании постановления правительства Москвы №299, которое позволяет выделять данный вид финансирования в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме." Ответчик - правительство Москвы: "Нет, экономического обоснования у нас нет, у нас есть нормативный акт в рамках, которого эти тарифы рассчитываются поэтому экономическое обоснование не требуется." Мосгорсуд: "Цены за содержание жилых помещений установленные в Приложении №4 и Приложении №5 установлены в зависимости от категории дома, его конст

Новый уровень дна Российского правосудия:

Истец - ИП Креков Сергей Сергеевич: "Установленные цены для собственников помещений многоквартирных домов постановлением правительства Москвы №2797 экономически не обоснованы о чем свидетельствует факт выдачи префектурами города субсидий из бюджета Москвы на основании постановления правительства Москвы №299, которое позволяет выделять данный вид финансирования в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме."

Ответчик - правительство Москвы: "Нет, экономического обоснования у нас нет, у нас есть нормативный акт в рамках, которого эти тарифы рассчитываются поэтому экономическое обоснование не требуется."

Мосгорсуд: "Цены за содержание жилых помещений установленные в Приложении №4 и Приложении №5 установлены в зависимости от категории дома, его конструктивных особенностей и года постройки, а потому являются экономически обоснованными, каких-либо положений, возлагающих на граждан дополнительные обязанности по внесению гражданами платы за жилое помещение либо определяющих по-иному структуру, порядок определения платы за жилое помещение, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, оспариваемые нормы не предусматривают."

Сергей Креков лидер профсоюза "ЯУправдом": "Если установленные цены постановлением постановлением Москвы №2797 экономически обоснованы, то на каких правовых основания были выделены триллионы рублей субсидий группе лиц ГБУ "Жилищник" из бюджета города Москвы за годы действия постановления правительства Москвы №299, на основании которого они выделялись? Об этом мы скоро узнаем!"

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 3а-2557/2025

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 01 октября 2025 года

Московский городской суд в составе судьи Лебедевой И.Е. при секретаре Мелихове М.Н. с участием прокурора Каировой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-2557/2025 по административному исковому заявлению ИП Крекова Сергея Сергеевича к Правительству Москвы об оспаривании в части Постановления Правительства Москвы от 06.12.2024 года №2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения»,

УСТАНОВИЛ:

06 декабря 2024 года Правительством Москвы принято постановление N 2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения».

Данное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 06.12.2024, а также в печатном издании «Вестник Москвы», N69, 12.12.2024.

Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2025 N 1474-ПП внесены изменения в постановление N 2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения». Постановление опубликовано в «Вестник Москвы» - 08.07.2025.

Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» (далее по тексту - постановление) утверждены цены на содержание и ремонт помещений для:

нанимателей жилых помещений, предоставленных в пользование по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения и договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, включая нанимателей по заключенному в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 г. N 588-ПП "О порядке выкупа и найма жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров" договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, ранее предоставленного по договору найма жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы; для граждан - пользователей жилыми помещениями государственного жилищного фонда, предоставленными по договору безвозмездного пользования, а также для граждан - собственников жилых помещений, если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание жилых помещений, согласно приложению 4 к настоящему постановлению (п. 1.2.1 постановления);

нанимателей жилых помещений по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения и договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования; для граждан - пользователей жилыми помещениями, предоставленными по договору безвозмездного пользования, а также для граждан - собственников жилых помещений, если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание жилых помещений (в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы в границах, установленных до 8 мая 2024 г.), согласно приложению 5 к настоящему постановлению (пункт -1.2.2 постановления).

Административный истец ИП Креков С.С. обратился в суд со следующими требованиями (с учетом поданных уточнений): признать недействующим постановление Правительства Москвы от 06.12.2024 года №2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» в части установления цен за содержание жилых помещений, а именно пункт 1.2 постановления полностью, а также Приложения №4 и №5 к указанному постановлению.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При обращении в суд с данным административным иском административный истец указывает, что применением оспариваемого в части нормативного акта нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности тем, что установленные тарифы не позволяют ему оказывать услуги по управлению многоквартирными домами в городе Москве по экономически обоснованным ценам.

Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом урегулированы цены за содержание и ремонт помещений в городе Москве, административный истец, является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Николаева Т.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители Правительства Москвы Радиулова Н.А., Филиппова И.В. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали.

Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на соответствие положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим отклонению, суд приходит к следующему.

По мнению административного истца Правительство Москвы не обладает полномочиями по установлению цены на услуги по содержанию жилого помещения, а установленная плата за содержание жилого помещения не является экономически обоснованной.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами, такими как Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.

С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с частью 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Законом города Москвы от 27.01.2010 N 2 «Основы жилищной политики города Москвы» установление размеров платы за пользование жилым помещением, содержание жилого помещения, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, тарифов на коммунальные услуги в соответствии с федеральным законодательством, размера стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг отнесено к полномочиям Правительства Москвы в жилищной сфере города Москвы ( пункт 16 части 2 ст.7 Закона).

Таким образом, Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с требованиями Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" постановление Правительства Москвы от 10 апреля 2023 N 556-ПП подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы". Таким образом, суд находит, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в установленном порядке.

Особенности разработки и введения цен (тарифов) по содержанию жилых помещений для нанимателей жилых помещений, а также для пользователей жилыми помещениями по договору безвозмездного пользования жилым помещением, а также для граждан - собственников жилых помещений в случаях, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, определены постановлением Правительства Москвы от 29.09.2009 N 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве», которым разработка предложений по установлению либо изменению цен возложена на Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 постановления Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года N 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве» цены (тарифы) должны быть обоснованными и обеспечивать компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыль. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества поставил в зависимость от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

Цены за содержание жилых помещений установленные в Приложении №4 и Приложении №5 установлены в зависимости от категории дома, его конструктивных особенностей и года постройки, а потому являются экономически обоснованными, каких-либо положений, возлагающих на граждан дополнительные обязанности по внесению гражданами платы за жилое помещение либо определяющих по-иному структуру, порядок определения платы за жилое помещение, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, оспариваемые нормы не предусматривают.

Напротив, установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме обусловлено отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме, которые в установленном порядке не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в связи с чем размер платы за содержание и ремонт жилых помещений управляющей компанией не установлен.

Доводы административного истца о том, что установленные цены являются заниженными, что влечет предоставление субсидии из бюджета города Москвы в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен, что в свою очередь является преференцией и нарушает ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», судом отклоняются в связи со следующим.

Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП. Указанным Порядком предусмотрено предоставление субсидий из бюджета города Москвы любым управляющим организациям соответствующим установленным в данном порядке критериям. Суд отмечает, что социально-экономическое значение размера тарифов за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги - создание препятствий к необоснованному повышению платы для плательщиков, являющихся субъектами жилищных правоотношений. В этой связи установленные тарифы на содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме не должны превышать затраты на его содержание, данному критерию оспариваемые административными истцом тарифы полностью соответствуют.

Доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что постановление Правительства Москвы от 06.12.2024 года №2797-ПП принято уполномоченным органом государственной власти, соответствует актам большей юридической силы, не влечет нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ИП Крекова Сергея Сергеевича о признании недействующим Постановления Правительства Москвы от 06.12.2024 года №2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» в части установления цен за содержание жилых помещений, а именно пунктов 1.2 постановления полностью, а также Приложений №4 и №5 к указанному постановлению, -отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2025 года

Судья

Московского городского суда И.Е. Лебедева