Найти в Дзене

Задача №372: Тормозной путь поезда — какова была начальная скорость?

Дорогие друзья, сегодня у нас на повестке дня задача на равнозамедленное движение, в которой нам известна не вся картина, а лишь фрагмент тормозного пути — последний километр. Однако, зная, как изменилась скорость на этом участке, и общий тормозной путь, мы можем восстановить начальную скорость поезда. Это отличный пример того, как физика позволяет «заглянуть в прошлое» движения, зная лишь его финальную часть! Условие задачи: Требуется найти начальную скорость v₀. Шаг 1. Введём обозначения Пусть: Тогда: (Внимание! Условие говорит: «скорость уменьшилась на 10 м/с» — а в конце торможения скорость 0, значит, в начале этого участка она и была 10 м/с.) Шаг 2. Рассмотрим последний километр Для равнозамедленного движения справедлива формула (без времени): v² – v₁² = –2 a S₂ Но конечная скорость v = 0, поэтому: 0 – v₁² = –2 a · 1000
→ v₁² = 2000 a Подставим v₁ = 10 м/с: 100 = 2000 a
→ a = 100 / 2000 = 0,05 м/с² Итак, модуль ускорения (замедления): a = 0,05 м/с² Шаг 3. Рассмотрим весь тормозной

Дорогие друзья, сегодня у нас на повестке дня задача на равнозамедленное движение, в которой нам известна не вся картина, а лишь фрагмент тормозного пути — последний километр. Однако, зная, как изменилась скорость на этом участке, и общий тормозной путь, мы можем восстановить начальную скорость поезда. Это отличный пример того, как физика позволяет «заглянуть в прошлое» движения, зная лишь его финальную часть!

Условие задачи:

  • Поезд движется с некоторой начальной скоростью v₀ и начинает равнозамедленное торможение.
  • Общий тормозной путь: S = 4 км = 4000 м.
  • На последнем километре (то есть на участке от 3000 м до 4000 м от начала торможения) скорость поезда уменьшилась на 10 м/с.
  • В конце торможения поезд останавливается: v = 0.

Требуется найти начальную скорость v₀.

Шаг 1. Введём обозначения

Пусть:

  • v₀ — скорость в начале торможения (искомая),
  • a — модуль ускорения (так как торможение, ускорение отрицательное, но мы будем работать с модулем),
  • v₁ — скорость поезда в начале последнего километра, то есть на расстоянии 3000 м от начала торможения.

Тогда:

  • На последнем километре (S₂ = 1000 м) скорость уменьшается от v₁ до 0, и по условию:
    v₁ – 0 = 10 м/сv₁ = 10 м/с

(Внимание! Условие говорит: «скорость уменьшилась на 10 м/с» — а в конце торможения скорость 0, значит, в начале этого участка она и была 10 м/с.)

Шаг 2. Рассмотрим последний километр

Для равнозамедленного движения справедлива формула (без времени):

v² – v₁² = –2 a S₂

Но конечная скорость v = 0, поэтому:

0 – v₁² = –2 a · 1000
v₁² = 2000 a

Подставим v₁ = 10 м/с:

100 = 2000 a
a = 100 / 2000 = 0,05 м/с²

Итак, модуль ускорения (замедления): a = 0,05 м/с²

Шаг 3. Рассмотрим весь тормозной путь

Теперь применим ту же формулу ко всему пути:

0 – v₀² = –2 a S
v₀² = 2 a S

Подставляем:

  • a = 0,05 м/с²
  • S = 4000 м

→ v₀² = 2 · 0,05 · 4000 = 0,1 · 4000 = 400

v₀ = √400 = 20 м/с

Шаг 4. Проверка

  • Начальная скорость: 20 м/с
  • Замедление: 0,05 м/с²
  • Время торможения: t = v₀ / a = 20 / 0,05 = 400 с
  • Общий путь: S = (v₀²) / (2a) = 400 / (0,1) = 4000 м — верно.

Теперь найдём скорость на расстоянии 3000 м от начала:

v² = v₀² – 2 a · 3000 = 400 – 2 · 0,05 · 3000 = 400 – 300 = 100
→ v =
10 м/с — совпадает с условием!

На последнем километре скорость падает с 10 м/с до 0 — уменьшение на 10 м/с, как и требуется.

Всё сходится!

Окончательный ответ:
Начальная скорость поезда в начале торможения равна 20 м/с.

(Это 72 км/ч — вполне реалистичная скорость для пригородного поезда.)

Почему это важно?

Эта задача показывает, как локальная информация (изменение скорости на последнем участке) позволяет восстановить глобальные параметры движения (начальную скорость). Такой подход используется в аварийной реконструкции, железнодорожной безопасности и даже в спортивной биомеханике.

Физический вывод: при равнозамедленном движении скорость зависит от пройденного пути квадратичным образом, поэтому уменьшение скорости на одинаковых участках пути не одинаково — на высоких скоростях скорость падает медленнее (по величине Δv), чем на низких.

Представьте, что вы тормозите на велосипеде. Первые 3 км вы катитесь почти без тормоза — скорость падает с 20 до 10 м/с. А последние 1000 метров — уже «в пол»: за это расстояние вы теряете оставшиеся 10 м/с и останавливаетесь. Кажется, что «последний километр — самый тяжёлый», но на самом деле торможение было равномерным всё время! Просто на высокой скорости вы «проноситесь» мимо больших участков, теряя мало скорости, а на низкой — каждая сотня метров «съедает» много км/ч. Так что, друзья, если инспектор спросит: «С какой скоростью вы ехали?» — не говорите «я же почти остановился!», скажите: «По формуле v₀ = √(2aS) — 20 м/с!» 😉.