Найти в Дзене
Москвич Mag

«Трон: Арес» — фильм о человечной программе, снятый людьми, мечтающими стать роботами

Оглавление

Почти все уникальные экспериментальные фильмы 1970–1980-х, популярные среди тогдашних подростков, позже размножились в массовые франшизы («Звездные войны», «Чужой») или получили новую жизнь спустя десятилетия («Бегущий по лезвию», в начале 1980-х провалившийся в прокате). Даже странно, что «Трон» 1982 года ждал такой же участи так долго — тема виртуальной жизни и ее взаимодействия с реальной занимает настолько важное место в XXI веке, что всего два продолжения, снятые в 2010-м и 2025-м, кажутся упущенной возможностью заработать на сюжете о новых технологиях и зыбких границах виртуального и реального. Возможно, проблема в том, что с точки зрения именно сюжета тут много не скажешь, и новый «Трон: Арес» (в прокате США с 10 октября, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) это подтверждает.

Плюсы:

— тема противопоставления искусственному интеллекту человеческой эмпатии настолько стала довлеющей в поп-культуре и разговорах об отношениях с умными машинами, что у режиссера Йоахима Реннинга и его команды сценаристов не было шанса придумать что-то пооригинальнее истории о роботе с именем как у бога войны Ареса (Джаред Лето явно хочет перечеркнуть все свои заслуги серьезного актера, принесшие ему в свое время «Оскар»), который ослушался хозяина-агрессора и перешел на сторону жертвы. Арес и его коллега по имени, естественно, Афина (Джоди Тернер-Смит) должны добыть из Ив (Грета Ли) так называемый код постоянства, который нужен главе корпорации Dillinger Systems Джулиану Диллинджеру (Эван Питерс) и его жесткой матери Элизабет (Джиллиан Андерсон, явно скучающая здесь из-за роли, сведенной в сценарии к паре реплик). Код постоянства необходим для того, чтобы роботы смогли функционировать больше 29 минут, как сейчас — не проходит и получаса, как очередной Арес тает на глазах. Сюжет, в общем, повторяет синопсис первых двух «Терминаторов» с Ив в роли Сары Коннор и Аресом и Афиной в качестве терминаторов и, как все заимствования, смотрится вторично. Видимо, это проклятие всех фильмов об отношениях машин и людей — вся проблема в том, что первые хотят быть вторыми, и ничего тут больше не скажешь. В результате в новом «Троне» как машины ведут себя все, что, в общем, могло бы быть частью замысла, но так не выглядит;

— как всегда при просмотре «Трона», наибольшее удовольствие от фильма получаешь, когда начинаешь медитировать под прекрасный саундтрек Nine Inch Nails, следя глазами за неоновыми следами, оставляемыми мотоциклами на ночных улицах. В общем, в этом нет ничего плохого, если помнить, что перед нами «Трон», изначально созданный как звуко-световая галлюцинация — напротив, зрители получают именно то, на что рассчитывали;

— в отличие от предыдущего фильма «Трон: Наследие» у «Ареса» хотя бы есть какой-то, пусть и вторичный, сюжет;

— авторы «Ареса» не забывают о поклонниках первого фильма — конечно, герой-машина встречает в сети не кого-нибудь, а патриарха Кевина Флинна, которого по-прежнему играет в робе постаревший иисусоподобный Джефф Бриджес. Флинн благословляет Ареса на проблески человечности и даже немного болтает с ним о преимуществах Моцарта перед Depeche Mode — так фильм закрывает круг ностальгии по 1980-м, которые для нынешних молодых зрителей практически так же далеки, как XVIII век для бумеров. Франшиза, начавшаяся в 1982-м как картинки из будущего, теперь делает ставку на усталую ностальгию — ничего нового уже не придумаешь; раз искусственный интеллект проник в нашу жизнь, единственное, что может ему противопоставить человек — прошлое, опыт, воспоминания и чувства. Мысль объяснимая, но не новая и тупиковая;

— сама фамилия Диллинджеров и названная в их честь компания не просто дань американской истории и цитата, но и попытка социальной критики. Сто лет назад Джон Диллинджер грабил банки, поэтому считался врагом государства номер один. Теперь врагами номер один принято считать миллиардеров, разбогатевших на новых технологиях и создавших параллельные государства. Звучит слегка наивно и слишком прямолинейно, зато понятна позиция авторов, заигрывающих, как всегда было принято в Голливуде, с массовым зрителем.

Минус:

— хуже всего в «Аресе» сделано то, что в наше время в голливудском кино получается плохо почти у всех. У сценаристов и режиссеров сейчас нет времени, желания или способностей написать и предъявить на экране людей (или машины?), которым хочется сопереживать. Джаред Лето помнит, что все-таки играет робота, и не дает волю эмоциям, даже когда нужно «проявить человечность». В финале есть намек на то, что возможен роман его героя с Ив, но Йоахим Реннинг отказывается идти в этом направлении, сворачивая в сторону линий о героях-одиночках, которым неведомы слова любви. Семья Диллинджер показана так однобоко алчной, что Джулиан не особо горюет, когда вырвавшаяся из-под контроля программа убивает его мать. Такие эмоциональные недоработки, которые более опытные сценаристы и режиссеры превратили бы в сильные сцены влюбленности или горя, что приподняло бы фильм на более высокий качественный уровень, выглядят как просто пустая трата времени талантов Джареда Лето, Греты Ли и Джиллиан Андерсон, а, как мы знаем по другим фильмам, они первоклассные актеры и могут все эти эмоции сыграть. Получается, что, говоря о превосходстве человеческого проживания над ИИ, нам не показывают, а чем же оно лучше.

Фото:Walt Disney Studios Motion Pictures

Текст: Геннадий Устиян