В этот раз путешествие на Балчуг мы начнём от станции метро Новокузнецкая. Однако, мы не будем выходить сразу на Пятницкую, а прогуляемся сначала по старинным переулкам.
Этот участок улицы Пятницкой мы исследовали во время путешествия в Кадаши, кто не читал, загляните.
Обходим вестибюль метро и оказываемся в Пятницком переулке. Здесь нас ждёт приятная глазу низкоэтажная застройка.
Станция Новокузнецкая расположена в самом сердце исторической местности Замоскворечье. Заречье (изначальное название) долгое время не считалось престижным районом Москвы из-за своего неудачного расположения в низине и постоянных наводнений. Вплоть до XVIII века район преимущественно населяли ремесленники. Здесь селились: овчинники, кузнецы, кожевники. Память о них сохранилась в названиях местных улиц (Новокузнецкая, Кожевническая).
Самое известное наводнение произошло в 1908 году. В результате бедствия под водой оказалась почти пятая часть города. Вода поднялась на 9,35 метра, затопив дома в среднем на 2,3 метра. Пострадало около 200 тысяч жителей.
Через Пятницкий переулок выходим в Большой Овчинниковский. На пересечении переулков находится исторический дом, построенный в 1860-х годах по заказу Н.С. Замятиной.
Декоративный акцент строения — искусно оформленный угол с каннелированными колоннами, украшенными ионическими капителями. Над колоннами - изящный полукруглый балкон.
Если пересечь Большой Овчинниковский переулок и выйти к Среднему Овчинниковскому, то окажемся в сердце Овчинной слободы. Здесь можно увидеть храм Михаила Архангела XVII века, спрятанный от глаз во дворе здания. Так же неподалёку сохранились древние палаты, где, по мнению специалистов, занимались обработкой овчины. Подробней об этой местности читайте в моём фотопутешествии по Новокузнецкой...
А сегодня мы пойдём по Большому Овчинниковскому в сторону улицы Пятницкой.
Необычное архитектурное сооружение представляет собой дом №24 (на фото справа).
Главным украшением фасада этого доходного дома конца XIX века служат выразительные эркеры сложной формы на втором этаже.
В середине 1950-х годов к дому добавили ещё три этажа, что, к сожалению, нарушило первоначальный архитектурный замысел...
Выходим на Пятницкую улицу, недалеко от Черниговского переулка, начало которого обозначает Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором. У внимательного исследователя Москвы сразу возникнет вопрос: Откуда здесь мог быть бор, если Заречье постоянно затапливалось? Ответ весьма интересный: о загадках этого храма и самого переулка я рассказываю в фотопутешествии по Кадашам. А мы идём дальше по Пятницкой.
Доходим до Чугунного моста и оборачиваемся назад. По правую руку находится сегодня Государственная академическая симфоническая капелла России. В 1897 году здесь открылся один из первых в Москве кинотеатров — Пятницкий электротеатр купчихи А. Е. Белоярцевой. В советское время кинотеатр получил имя «Заря». Этот старейший кинозал сохранился до наших дней.
На углу дома с противоположной стороны Пятницкой красуется надпись «Т.Д. П. А. Смирнова» ("Торговый дом Петра Арсеньевича Смирнова")
Пётр Смирнов родился в семье крепостных крестьян. Его путь к свободе начался в 1857 году, когда его отец Арсений получил «вольную» для себя и старших сыновей — Якова и Петра. Первые шаги в предпринимательстве Пётр сделал ещё в детстве — с 7 лет он работал в лавке своего дяди-виноторговца Ивана Смирнова в Москве. Однако наследства от дяди он не получил.
Интересная история связана с получением стартового капитала. По легенде, одна из покупательниц, барыня, подарила молодому Петру лотерейный билет. Билет оказался выигрышным, и на полученные деньги в 1860 году он купил свой первый ренсковый погреб около Чугунного моста. Это стало началом его собственного дела.
Его главной целью было создание качественной водки взамен низкосортных напитков, продававшихся в кабаках. Пётр Смирнов первым в России внедрил современные методы производства водки. Он использовал дистилляцию (процесс, ранее неизвестный в России) вместо традиционного способа очистки водкой естественными белками. Предприниматель также применял строгий контроль качества на производстве, использовал только мытищинскую воду. «Смирновка» становится эталоном качества и со временем получает международное признание.
Помимо акцента на качестве продукции, Смирнов умело применял различные маркетинговые уловки. Например, он переименовал свою знаменитую настойку с «Невежинской рябины» на «Нежинскую рябину».
Причина была в том, что уникальная рябина для напитка росла в селе Невежино под Суздалем — она имела особый сладкий вкус без горечи. Чтобы конкуренты не смогли воспроизвести рецепт, Смирнов намеренно ввёл их в заблуждение, подменив название.
Это сработало: соперники искали секрет в Нежине под Черниговом, где росла обычная горькая рябина, и не могли получить такой же вкус.
Чтобы сделать свою марку узнаваемой и создать искусственный спрос, Смирнов использовал ещё один хитрый приём: нанял специальных агентов, которые ходили по кабакам и настойчиво требовали «смирновку».
К концу XIX века предприятие Смирнова выросло до огромного завода с ассортиментом более 400 наименований. Особой популярностью пользовались «Вишнёвая водка», «Нежинская рябина», «Финь-Шампань» и любимый ликёр императрицы Марии Фёдоровны — «Белая слива».
Однако, после революции 1917 года его сын Владимир был вынужден продать права на производство напитков в США. Сегодня бренд Smirnoff принадлежит британской компании Diageo и является одним из крупнейших производителей водки в мире.
Мы подошли к водоотводному каналу. Канал был спроектирован главным архитектором Москвы Никола Леграном в 1786 году. Его проложили по заболоченной низине вдоль старицы Москвы-реки для защиты от частых наводнений.
Вместе с прокладкой самого канала был построен первый деревянный мост. В 1835 году на месте деревянного появился величественный чугунный мост с ажурными арками — по нему даже ходил трамвай. Позже, в 1889 году, построили новый трехпролетный мост, от которого до наших дней сохранились уникальные перила.
Современный вид мост приобрел в 1966 году. Однако при реконструкции были сохранены исторические речные опоры и декоративные чугунные элементы 1889 года. Сегодня эти перила и тумбы — единственные свидетели былого величия, настоящие памятники XIX века.
По левую руку открывается вид горбатенький Садовнический мост 1966 года, дальше виднеется сталинская высотка на Котельнической набережной и жилой дом Электродного завода 1954 года на Космодамианской.
Переходим канал по Чугунному мосту. Мы на острове! По улице Балчуг следуем до Садовнической улицы.
История Садовнических слобод началась в 1495 году, когда Иван III основал государев плодовый сад на территории современной Болотной площади. Этот сад просуществовал до 1701 года, когда был уничтожен крупным пожаром. Подробней об этом читайте в первой части путешествия на Балчуг здесь: https://dzen.ru/a/Z-F4X4DrcU_YCdEt
В начальном участке Садовнической улицы (Садовническая, 6с11) расположен древний храм с необычным названием Георгия Победоносца в Ендове. Храм украшен "горкой" кокошников, напоминающих языки пламени.
Её история началась в 1588 году, когда был заложена первая каменная церковь. Современное здание построили в 1653 году жители Нижних Садовников, использовав материалы предыдущей постройки. Название церкви связано с её местоположением: храм стоял на холме, отделённом от Балчуга специальным дренажным рвом. Этот ров проходил через естественные впадины — «ендовы» или «яндовы», которые заполнялись водой во время паводков.
Интересно, что у слова "ендова" было и другое значение. Ендовой называли питейную посуду для коллективного застолья. В ней подавали алкогольные напитки – брагу, мед, водку. Была даже такая поговорка на Руси: «Иное от книг, иное от ендовы». Так вот первый кабак на Руси появился в эпоху правления Ивана Грозного как раз на Балчуге — с видом на Кремль, неподалёку от храма Георгия Победоносца в Ендове. Слово «кабак» пришло от татар — так назывался постоялый двор, где подавали еду и напитки.
После взятия Казани царь был впечатлён количеством местных питейных заведений. По возвращении в Москву он не только открыл кабак на Балчуге, но и издал указ о повсеместном запрете свободной торговли спиртными напитками. Вместо этого в городах стали открываться «царские кабаки», прибыль от которых поступала в казну.
На пересечении улицы Балчуг и Садовнической в историческом здании XIX века расположена гостиница "Балчуг Кемпински".
Слово «Балчек», от которого произошло название района, в переводе с тюркских языков означает топкое, болотистое место.
На территории, где сейчас располагается отель «Балчуг», раньше находились внушительные деревянные бани. Они представляли собой высокие срубы со специальными колодцами-журавлями, с помощью которых воду черпали прямо из Москвы-реки. Русская баня произвела большое впечатление на путешественника Адама Олеария, который посетил Московию в 1636 году: «...Русские в состоянии переносить сильный жар, лежат на полке и вениками нагоняют жар на свое тело или трутся ими... Из горячей бани устремляются в холодную воду».
Выходим к Большому Москворецкому мосту, который был возведён в 1937 году на месте металлического моста инженера Аманда Струве.
Первое упоминание о мосте на этом месте датируется 1483 годом — тогда это был деревянный мост, построенный из массивных брусьев, скреплённых верёвками из липовой коры (наплавной мост): мост не опирался на столбы, а плавал на воде, поднимаясь вместе с уровнем реки.
С Москворецкого моста открывается вид на Раушскую набережную и ГЭС-1 1897 года, своей формой напоминающую большой корабль.
С XV века здесь существовали специальные канавы — ровушки, которые отводили воду из заболоченных земель Замоскворечья. Эти водоотводные сооружения были засыпаны только в 1835 году, но память о них сохранилась в названии набережной.
История ГЭС-1 началась с указа императора Александра III — это была первая в России электростанция, вырабатывающая переменный ток. Первоначально на станции работали нефтяные котлы фирмы «Siemens». Станция первой в советской энергетике перешла на газовое топливо (1946).
Идём по набережной до 2-го Раушского переулка. Здесь расположен один из примечательных храмов Москвы - церковь Николая Мирликийского в Заяицком. История храма началась в 1518 году с деревянной постройки. В 1652 году её заменили каменным зданием, а в 1759 году архитектор Дмитрий Ухтомский возвёл новый каменный храм в стиле барокко.
Название церкви связано с историей местности: по одной версии, её построили заяицкие казаки (с реки Яик, ныне Урал) во время отражения польской угрозы в начале XVII века. По другой — здесь жили заяицкие татары, торговавшие бухарскими товарами.
В 1939 году планировалось снести церковь, но в итоге ограничились лишь демонтажем куполов и верхних ярусов колокольни.
По переулку идём до Садовнической улицы. По адресу Садовническая 30с1 расположен особняк купцов Варыхановых, построенный в стиле русского классицизма. В 1913 году этот особняк приобрела «Контора российско-немецкого акционерного Общества электрического освещения», где работал инженер Г.М. Кржижановский. В 1919 году он переехал сюда и поселился на втором этаже в квартире №4.
Глеб Кржижановский (1872–1959) — революционер и учёный-энергетик: во время Революции 1905 года изготавливал бомбы для боевой организации большевиков. Он был близким другом Владимира Ленина, который часто посещал эту квартиру — здесь проходили важные совещания по проекту ГОЭЛРО. Кржижановский прожил здесь до конца жизни. Сегодня в его квартире работает музей.
Проходим гигантский комплекс РГУ им. А.Н. Касыгина 1930 года постройки (Садовническая, 33). Здание было построено по канонам конструктивизма: геометрические формы, асимметричная планировка, ленточное остекление.
Идём дальше по Садовнической улице. Выходим к жилому дому Электродного завода на Космодамианской набережной. Здание построено в 1954 году по проекту архитектора М.И. Синявского и сразу стало архитектурной доминантой района, формируя облик набережной.
Интересный факт: при строительстве этого дома был передвинут вглубь острова старинный особняк, который раньше выходил на набережную (сейчас это дом 43 по Садовнической улице).
Главная особенность дома — ротонда на крыше. Согласно генеральному плану 1935 года, набережные Москвы-реки предназначались для создания лучших жилых районов города. А теперь давайте посмотрим на этот дом со стороны Котельнической набережной: красота!
Далее на Космодамианской набережной, 24с1 расположен комплекс зданий Кригскомиссариата — это масштабное сооружение в стиле раннего классицизма, построенное в 1780 году архитектором Никола Леграном. Здания выстроены в форме замкнутого каре, где до 1930-х годов был только один вход — въездные ворота на внутреннюю территорию.
Интересный факт: здесь XVII-XVIII веках находилась усадьба, известная как дворец Бирона.
В здании работали известные личности: здесь служил бухгалтером отец А.С. Пушкина, писарем — отец известного архитектора Матвея Казакова, а начальником комиссариата был отец художника Ф.П. Толстого.
По одной из версий в этом здании 23 декабря 1953 года был расстрелян Лаврентий Павлович Берия. Во внутреннем дворе находится бункер, где он содержался до исполнения приговора. В бункере сохранились личные записи Берии и обстановка того времени. Сейчас это место превращено в музей.
По соседству расположены палаты купца Григория Бабкина, построенные в конце XVII века.
Московский купец 1-й гильдии, владелец суконной фабрики. Род Бабкиных долго определял развитие суконного производства в московском регионе.
Эти исторические палаты практически незаметны для прохожих. Чтобы их увидеть, нужно пройти за здание Кригскомиссариата во двор дома №55.
Вернёмся на улицу Садовническую. Впереди виднеются склады Товарищества водочного завода 1889 года, построенные в характерном "кирпичном" стиле.
В советское время здания приспособили под нужды «Винторга». В начале 1940-х годов здесь работал административно-производственный корпус завода шампанских вин. В настоящее время исторический комплекс переоборудован в жилой комплекс Wine House.
В домах 59–61 расположено здание Старого комиссариата. Это историческое сооружение было построено в 1750 году и является памятником архитектуры XVIII века.
За этим комплексом яркий образец архитектуры начала XX века — доходный дом А. М. Бабушкина (1910 - арх. Д. Г. Топазов). Фасад здания украшен трёхгранными эркерами, глазурованной керамической плиткой и растительными орнаментами. В советское время в бывшем доходном доме появились коммунальные квартиры. Интересно, что семья Бабушкиных, несмотря на уплотнение, продолжала жить здесь на протяжении шести поколений. Несмотря на перемены, в доме сохранилась историческая атмосфера и многие элементы старинной отделки.
Во дворе дома 77 на Садовнической улице находится уникальная мастерская известного путешественника Фёдора Конюхова. Это место хранит память о его достижениях: кругосветных путешествиях, покорении полюсов, горных вершин и океанов.
Территория представляет собой настоящий музей под открытым небом: здесь установлены скульптуры Дежнёва, бюсты Ушакова, Высоцкого, Нахимова и Ермака, а также памятники Сергию Радонежскому и Иоанну III.
Двор украшают корабельные якоря, колокола-рынды, штурвалы и альпинистские инструменты.
В здании расположена творческая мастерская Конюхова, где можно увидеть его художественные работы и коллекцию артефактов из экспедиций. Особую ценность представляет часовня Святителя Николая Чудотворца, построенная на средства от продажи картин путешественника. Рядом находится небольшая часовня преподобного Варлаама Керетского — покровителя северных мореплавателей.
На этом наше увлекательное путешествие на остров Балчуг подходит к концу. Рекомендую прочитать первую часть прогулки по острову, если вы ещё этого не сделали!
Спасибо, что дочитали мою статью до конца. Подпишитесь на канал Мастер Путешествий, чтобы не пропускать новые публикации. Буду признателен за лайки и комментарии!
✅ Приглашаю на мои экскурсии по городам России! Открою для вас: Переславль-Залесский, Тулу, Тверь, Владимир, Калугу, Егорьевск, Кимры, Боровск и другие исторические города.
👉 Расписание экскурсий и запись в телеграм: https://t.me/travelmast
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"
.