Найти в Дзене

ФотоПутешествие в Кадаши | От Пятницкой до Большой Ордынки

Современное название улица Пятницкая получила благодаря церкви Параскевы Пятницы, первое упоминание о которой датируется 1564 годом в связи с московским пожаром. Церковь построили на месте т.н. Ленивого торжка. Ленивыми называли торги, где товар продавался прямо с телег. В 1739 году купцы Журавлёвы профинансировали перестройку церкви Параскевы Пятницы в стиле барокко под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского. Церковь была снесена в 1930-ые годы, а на её месте во время Великой Отечественной войны был построен вестибюль станции метро Новокузнецкая. Станция была открыта в ноябре 1943 года. Это уникальное сооружение стало первым в истории московского метро наземным вестибюлем, построенным в виде ротонды с куполом и колоннами. Интересный факт: Владимир Фролов, 68-летний мастер-мозаичист, создал уникальные мозаики для станции «Новокузнецкая» в блокадном Ленинграде, несмотря на голод, холод и слабое здоровье. Работая практически на ощупь в неосвещенных мастерских Академии Художеств, о
Оглавление

Ленивый торжок

Современное название улица Пятницкая получила благодаря церкви Параскевы Пятницы, первое упоминание о которой датируется 1564 годом в связи с московским пожаром. Церковь построили на месте т.н. Ленивого торжка. Ленивыми называли торги, где товар продавался прямо с телег. В 1739 году купцы Журавлёвы профинансировали перестройку церкви Параскевы Пятницы в стиле барокко под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского.

Церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице 1739 года, архитектор Дмитрий Ухтомский. Из альбома: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 2: Замоскворецкая часть Земляного города. М., 1883, N 15
Церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице 1739 года, архитектор Дмитрий Ухтомский. Из альбома: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 2: Замоскворецкая часть Земляного города. М., 1883, N 15

Церковь была снесена в 1930-ые годы, а на её месте во время Великой Отечественной войны был построен вестибюль станции метро Новокузнецкая. Станция была открыта в ноябре 1943 года. Это уникальное сооружение стало первым в истории московского метро наземным вестибюлем, построенным в виде ротонды с куполом и колоннами.

Вестибюль станции Новокузнецкая 1943 года, архитекторы: архитекторы Владимир Гельфрейх, Игорь Рожин и Любовь Шагурина.
Вестибюль станции Новокузнецкая 1943 года, архитекторы: архитекторы Владимир Гельфрейх, Игорь Рожин и Любовь Шагурина.

Интересный факт: Владимир Фролов, 68-летний мастер-мозаичист, создал уникальные мозаики для станции «Новокузнецкая» в блокадном Ленинграде, несмотря на голод, холод и слабое здоровье. Работая практически на ощупь в неосвещенных мастерских Академии Художеств, он собирал панно из смальты по эскизам А.А. Дейнеки. Фролов успел отправить свои работы в Москву по Дороге жизни зимой 1942 года и завершить их к открытию станции, но сам скончался от истощения в феврале 1942 года.

Станция "Новокузнецкая". Мозаичный плафон. Автор: В. Соломатин. Источник: МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА Издательство «Аврора». Ленинград. 1987 Комплект 24 открытки.
Станция "Новокузнецкая". Мозаичный плафон. Автор: В. Соломатин. Источник: МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА Издательство «Аврора». Ленинград. 1987 Комплект 24 открытки.

В 2007-м сквер перед станцией украсила необычная скульптура Левинской, которая изображает фигуры Адама и Евы под райским деревом. Дерево обвивает змей-искуситель. Почему именно здесь? Напишите в комментариях ваши версии.

Фонтан "Адам и Ева" 2007 года, скульптор М. Левинская
Фонтан "Адам и Ева" 2007 года, скульптор М. Левинская

По Пятницкой до Черниговского переулка

От фонтана поворачиваемся по часовой стрелке. Перед нами Доходный дом купца Владимира Бони, владельца мыловаренного завода Владимира Антоновича Бони. Здание выполнено в стиле неоклассика. Рядом ампирный особняк горнозаводчика Демидова.

Пятницкая улица, 16 - Доходный дом Бони 1911 года, архитектор С.М. Жаров (слева на фото). Пятницкая улица, 18с1 - Усадьба Ф.Б. Лепёшкина – Демидова 1818 года, архитектор архитектор Осип Бове (справа)
Пятницкая улица, 16 - Доходный дом Бони 1911 года, архитектор С.М. Жаров (слева на фото). Пятницкая улица, 18с1 - Усадьба Ф.Б. Лепёшкина – Демидова 1818 года, архитектор архитектор Осип Бове (справа)

Если повернуться по часовой стрелке дальше, увидим солидное здание с портиком и треугольным фронтоном - это дом купца Василия Варгина. В части помещений размещалось мелкое производство.

Пятницкая улица, 16с1 - Дом купцов Варгиных (XVIII)
Пятницкая улица, 16с1 - Дом купцов Варгиных (XVIII)

Об этом замечательном купце стоит упомянуть отдельно. Василий Варгин родился в семье зажиточных крепостных крестьян в Серпухове. Его семья занималась производством и продажей варежек (отсюда и произошла фамилия Варгины), что позволило им стать купцами. Уже в 16 лет он получил первый государственный подряд на поставку холста в армию. Во время войны 1812 года Варгин стал одним из главных поставщиков русской армии, жертвуя собственным капиталом. Его упущенная прибыль за этот период составила более 30 миллионов рублей. За свои заслуги он был награжден бриллиантовой медалью «За усердие» и получил звание потомственного почетного гражданина...

Фото-гравюра Шерер Набгольц и Ко в Москве. Русский архив / Изд. Петром Бартеневым. Год 20. 1882. Кн. II, Вып. 3—4. — М., 1882. — Приложение 1.
Фото-гравюра Шерер Набгольц и Ко в Москве. Русский архив / Изд. Петром Бартеневым. Год 20. 1882. Кн. II, Вып. 3—4. — М., 1882. — Приложение 1.

На другой стороне Пятницкой шикарная усадьба Великолеповых XVIII века, построенная в стиле классицизма. В настоящее время в здании размещен Департамент культурного наследия города Москвы.

Пятницкая улица, 19 - Городская усадьба Великолеповых 1782 года
Пятницкая улица, 19 - Городская усадьба Великолеповых 1782 года

Двигаемся дальше по Пятницкой. Остановимся перед скромным одноэтажным домиком. В 1857-1858 годах усадьбу на Пятницкой снимал Лев Толстой, вернувшийся с Крымской войны уже известным писателем. Именно здесь, в Замоскворечье, он сблизился с выдающимися деятелями культуры того времени: Александром Островским и Афанасием Фетом.

Пятницкая улица, 14с1 – Флигель усадьбы Варгиных 1798 года / Толстовский центр
Пятницкая улица, 14с1 – Флигель усадьбы Варгиных 1798 года / Толстовский центр

Украшением Пятницкой служит Доходный дом купца Аникиты Громова, выполненный в стиле модерн. Громов был владельцем гастрономических и винных магазинов. Фасад оформлен в стиле модерн с характерными плавными линиями и растительными узорами (листайте галерею).

Здание на Пятницкой, 13 имеет богатую историю: оно построено на основе палат XVII века и принадлежало купчихе Марфе Булочкиной, которая торговала мукой. При ней были оборудованы специальные гидроизолированные подвалы для хранения товара. Старинный подклет здания сейчас скрыт под многовековым культурным слоем, а имя первого владельца до сих пор остается неизвестным.

Пятницкая улица, 13с2 - Городская усадьба купчихи Марфы Дмитриевны Булочкиной, в основе палаты XVII века
Пятницкая улица, 13с2 - Городская усадьба купчихи Марфы Дмитриевны Булочкиной, в основе палаты XVII века

Сегодня дом по адресу Пятницкая, 13 называют «изумрудом Шехтеля», при этом современники называли «уродливым ящиком». Дом для меховщика Ильи Гальперина в 1909 году построил архитектор Федор Шехтель. Здание выдержано в стиле модерн с элементами готики. Для облицовки фасадов зодчим использована глазурованная тёмно-зелёная керамическая плитка, так называемый «кабанчик», очень любимый архитекторами модерна. До революции на первом этаже дома размещался меховой магазин, мехами торговали здесь в советское время!

Пятницкая улица, 13с1 - Дом меховщика Ильи Гальперина 1909 года, архитектор Федор Шехтель
Пятницкая улица, 13с1 - Дом меховщика Ильи Гальперина 1909 года, архитектор Федор Шехтель

На противоположно стороне выделяется Доходный дом "колбасного короля" купца Григорьева на Пятницкой, построенный в 1904 году по проекту архитектора Александра Калмыкова, представляет собой яркий образец модерна. До революции первый этаж занимал гастрономический магазин Григорьева, а верхние этажи были меблированными комнатами «Пятницкое подворье». Фасад украшен богатым лепным растительным орнаментом, среди которого выделяются фигуры зверей: над третьим этажом изображены волки или медведи, а на предпоследнем этаже – сова. Особенный интерес представляет горельеф с изображением Лорелеи (женская головка с распущенными волосами). Листайте галерею:

Про владельца колбасной фабрики в Кадашах, купца Николая Григорьева, человека с непростой судьбой, стоит рассказать отдельно. Посмотрите мой короткий ролик:

В Москве рядом со станциями метро существуют скрытые дворики, о которых многие не знают. Один из таких двориков находится всего в 350 метрах от метро Новокузнецкая. Один из таких двориков находится всего в 350 метрах от метро, где за аркой располагаются старинные палаты строителя утраченной церкви Параскевы Пятницы, которая дала название улице. Попасть в него можно через арку Дома Григорьева.

Пятницкая улица, 10с2 - Палаты купца И.Г.Журавлева XVIII века
Пятницкая улица, 10с2 - Палаты купца И.Г.Журавлева XVIII века

Черниговский переулок

На пересечении Пятницкой улицы и Черниговского переулка виднеется колокольня храма Иоанна Предтечи, что под Бором. В XIV-XV веках на этом месте находился деревянный Ивановский монастырь, куда великие княгини приходили молиться о благополучном родоразрешении.

По легенде, изначально монастырь располагался в Кремле, так как в низменном Замоскворечье никогда не было боров.

В 1530 году, в год рождения Ивана Грозного, его мать княгиня Елена Глинская, перенесла монастырь на Кулишки, где он находится до сих пор. На прежнем месте в Замоскворечье остались только церкви, которые стали приходскими.

Пятницкая улица, 4/2с9 - Колокольня (1781) храма Иоанна Предтечи, что под Бором 1658 года
Пятницкая улица, 4/2с9 - Колокольня (1781) храма Иоанна Предтечи, что под Бором 1658 года

Погружаемся в Черниговский переулок. Шум Пятницкой позади. А нас со всех сторон нас окружает Старая Москва. Слева и справа храмы XVII века. Впереди Доходный дом купца Нейштадта 1915 года.

Черниговский, 3 - Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев 1675 года (слева на фото). Большая Ордынка, 9/4с2 - Доходный дом купца Ильи Нейштадта 1915 года, архитектор Капитолий Дулин (справа)
Черниговский, 3 - Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев 1675 года (слева на фото). Большая Ордынка, 9/4с2 - Доходный дом купца Ильи Нейштадта 1915 года, архитектор Капитолий Дулин (справа)

В 1578 году на данном месте торжественно встретили мощи князя Михаила Всеволодовича и его боярина Федора, которые были перенесены из Чернигова. Эти святые были убиты за веру в 1246 году по приказу Батыя. В честь этого события была построена церковь. Позже, в 1675 году, благодаря купчихе Иулиании Малютиной была возведена каменная пятиглавая церковь, которая сохранилась до наших дней почти в первозданном виде.

Черниговский, 3 - Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев 1675 года
Черниговский, 3 - Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев 1675 года

Со двора церкви Свв. Михаила и Федора Черниговских открывается шикарный вид на Доходный дом купца Ильи Нейштадта 1915 года. Фасад дома украшен очень богато, несмотря на то, что выходит в небольшой переулок. Над окнами третьего этажа расположены барельефы с музыкантами. Это неслучайно: родственник хозяина дома, Ильи Федосеевича Нейштадта, был профессиональным музыкантом и даже учеником Чайковского, поэтому музыка в доме звучала постоянно.

При выходе видим белоснежную церковь Церковь Иоанна Предтечи, что под Бором. Стены выполнены в древнерусском стиле, а завершение храма - в барочном.

Пятницкая улица, 4/2с9 - Церковь Иоанна Предтечи, что под Бором 1658 года. Построена на месте каменного храма 1514 года (арх. Алевиз Новый), разрушенного в Смутное время.
Пятницкая улица, 4/2с9 - Церковь Иоанна Предтечи, что под Бором 1658 года. Построена на месте каменного храма 1514 года (арх. Алевиз Новый), разрушенного в Смутное время.

Перед Большой Ордынкой Черниговский переулок делает изгиб. В этом уголке спрятано настоящее сокровище - усадьба XVIII-XIX веков. Красное здание украшают нарядные белые наличники в необарочном стиле. В основе главного корпуса здания палаты 1710 года. При последнем владельце здание было отдано в аренду под частную мужскую гимназию В. Д. Касицына. В этом здании снималась сцена из фильм «Брат-2». «Я узнал, что у меня есть огромная семья: и тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок», - говорил главный герой, находясь здесь.

Черниговский переулок, 9/13с2 - Здание гимназии Касицына XVIII-XIX веков, перестроено в 1906 году под руководством архитектора Владимира Шервуда
Черниговский переулок, 9/13с2 - Здание гимназии Касицына XVIII-XIX веков, перестроено в 1906 году под руководством архитектора Владимира Шервуда

Кадаши

С Черниговского переулка выходим на Большую Ордынку. Далее чуть уходим во 2-ой Кадашёвский переулок. Удивительно то, что второй Кадашёвский до сих хранит общий двухэтажный масштаб. Справа по ходу движения сохранился фрагмент старинной ограды бывшей колбасной фабрики купца Николая Григорьева. Сейчас на месте фабрики расположен элитный жилищный комплекс "Меценат (2019).

2-й Кадашёвский переулок, 5 - ЖК Меценат 2019 года
2-й Кадашёвский переулок, 5 - ЖК Меценат 2019 года

Фабрика представляла собой образец архитектуры так называемого “кирпичного стиля” конца XIX века.

Кадашевская фабрика Н. Г. Григорьева 1900–1910. Источник: музей «Кадашевская слобода»
Кадашевская фабрика Н. Г. Григорьева 1900–1910. Источник: музей «Кадашевская слобода»

Доходим до 1-го Кадашёвского и разворачиваемся назад, чтобы полюбоваться малоэтажной застройкой.

Перспектива 2-го Кадашёвского переулка, справа ограда Церкви Воскресения Христова в Кадашах
Перспектива 2-го Кадашёвского переулка, справа ограда Церкви Воскресения Христова в Кадашах

Уходим по 1-ому Кадашёвскому переулку вправо. По левую руку у нас будет Церковь Воскресения Христова в Кадашах.

2-й Кадашёвский переулок, 7- Церковь Воскресения Христова в Кадашах 1695 года
2-й Кадашёвский переулок, 7- Церковь Воскресения Христова в Кадашах 1695 года

По адресу: 1-й Кадашёвский переулок, дом 10, строение 1 расположен Дом купца Николая Григорьева.

1-й Кадашевский переулок, 10с1 - Дом хозяина колбасной фабрики Николая Григорьева 1880-е годов
1-й Кадашевский переулок, 10с1 - Дом хозяина колбасной фабрики Николая Григорьева 1880-е годов

Заглянем во дворик. Исторический особняк был построен в 1880-х годах. В здании проживала семьи владельца, а так же располагалась контора его колбасно-гастрономической фабрики. Архитектурно здание представляет собой яркий пример стиля эклектика, который был популярен в конце XIX века.

1-й Кадашевский переулок, дом 10, строение 1 расположен Дом купца Николая Григорьева 1880-е годов
1-й Кадашевский переулок, дом 10, строение 1 расположен Дом купца Николая Григорьева 1880-е годов

Купец Николай Григорьевич Григорьев был прихожанином церкви Воскресения Христова в Кадашах и был одним из самых значимых благотворителей этого храма. Дом Григорьева расположен напротив Кадашёвского тупика, через который мы можем попасть на территорию храма Воскресения. Церковь построена в стиле московского барокко XVII века с традиционной планировкой «кораблём» - вытянут с запада на восток, имеет колокольню, алтарь и пятиглавие. После закрытия в 1934 году в здании размещались различные организации, включая архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики.

2-й Кадашёвский переулок, 7- Церковь Воскресения Христова в Кадашах 1695 года
2-й Кадашёвский переулок, 7- Церковь Воскресения Христова в Кадашах 1695 года

На северной стороне церкви расположен мемориальный комплекс, центральным элементом которого является скульптурное изображение Страстей Креста Господня. В этом месте были перезахоронены останки бывших прихожан Воскресенской церкви. Для создания комплекса использовались старинные плиты из белого камня, включая сохранившиеся надгробия. Останки собирались на протяжении многих лет после того, как кладбище было упразднено в 1920-х годах. Окончательное перезахоронение состоялось в общей могиле после того, как в 1993 году возобновилась приходская жизнь церкви.

Мемориальный комплекс. В этом месте были перезахоронены останки бывших прихожан Воскресенской церкви.
Мемориальный комплекс. В этом месте были перезахоронены останки бывших прихожан Воскресенской церкви.

В целом территория вокруг храма Воскресения в Кадашах - это настоящий оазис. В непосредственной близости к храму нет заведений общепита и магазинов. Так что здесь всегда тишина и покой. Просто рай, особенно в летнее время. Смотрите мой короткий ролик:

Выходим назад в 1-й Кадашёвский. Перед 3-им Кадашёвским переулком расположена усадьба конца XVIII в. - начало XIX в. отличной сохранности. Сейчас здание занимает библиотека Третьяковки.

1-й Кадашёвский, 14/13с1 - Дом конца XVIII в. - начала XIX в.
1-й Кадашёвский, 14/13с1 - Дом конца XVIII в. - начала XIX в.

В 3-ем Кадашёвском главной достопримечательностью можно назвать Кадашёвские бани Федора Кузнецова, построенные в 1904 году по проекту Адольфа Эрихсона в стиле модерн. «Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал — это баня. Причем <…> все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами», - писал в своей книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский. Бани в Малом Кадашевском переулке также получили название «Европейские».

3-й Кадашёвский, 7-9с1 - Кадашевские бани Федора Кузнецова (1904 - Адольф Эрихсон)
3-й Кадашёвский, 7-9с1 - Кадашевские бани Федора Кузнецова (1904 - Адольф Эрихсон)

Большая Ордынка

Доходный дом на пересечении 3-го Кадашёвского и Большой Ордынки (18/1) был построен в 1902 году по проекту архитектора Ушакова. Здание выполнено в стиле модерн, характерном для начала XX века (листайте галерею).

Выходим на Большую Ордынку. Здесь на нас смотрит необычный многоквартирный дом с красивой оградой. Здание представляет собой палаты XVIII столетия, которые были перестроены после Отечественной войны 1812 года по заказу купца Алексея Алексеевича Куманина. Кованая решетка и входная калитка – еще с куманинских времен. В 1938 году дом был надстроен еще на три этажа.

Интересный факт: в этом доме бывал Федор Михайлович Достоевский, так как его тётя Александра Федоровна Куманина приходилась родной сестрой владельцу дома Алексею Куманину.
Большая Ордынка, 17 - Дом Алексея Куманина (XVIII; XIX; 1938)
Большая Ордынка, 17 - Дом Алексея Куманина (XVIII; XIX; 1938)

В период с 1939 по 1966 год Анна Ахматова часто останавливалась в этом доме, в квартире №13 у семьи Ардовых. В честь этого во дворе дома был установлен памятник поэтессе, созданный по рисунку её друга - художника Модильяни.

Памятник Анне Ахматовой 2000 года, скульптор Владими́р Су́ровцев)Большая Ордынка, 17 - Дом Алексея Куманина (XVIII; 1938)
Памятник Анне Ахматовой 2000 года, скульптор Владими́р Су́ровцев)Большая Ордынка, 17 - Дом Алексея Куманина (XVIII; 1938)

Во время войны 1812 года Алексей Куманин организовал сбор 500 тысяч рублей для армии и пожертвовал лично 50 тысяч. За патриотизм был отмечен на досках Храма Христа Спасителя как герой победы над Наполеоном. Куманины внесли значительный вклад в развитие Москвы: на их средства были построены памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, а так же Преображенская Скорбященская церковь, которая находится здесь же Большой Ордынке.

Большая Ордынка, 20с10 - Церковь иконы Всех скорбящих радости 1836 года, архитектор Осип Бове
Большая Ордынка, 20с10 - Церковь иконы Всех скорбящих радости 1836 года, архитектор Осип Бове

Прихожанами церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке были многие известные люди. Среди них:

  • Известный писатель и дипломат Александр Грибоедов, который часто посещал храм, находясь в гостях у своего дяди
  • Родственник купцов Куманиных, великий русский писатель Фёдор Достоевский
  • Поэт Аполлон Григорьев
  • Выдающийся композитор Александр Бородин
  • Знаменитый драматург Александр Островский
  • Поэтесса Анна Ахматова
Большая Ордынка, 20с10 - Церковь иконы Всех скорбящих радости 1836 года, архитектор Осип Бове
Большая Ордынка, 20с10 - Церковь иконы Всех скорбящих радости 1836 года, архитектор Осип Бове

Интересный факт: купцы Куманины подарили церкви известную картину «Се Человек» мастерской Яна Мостарта, которая высоко почиталась верующими и даже описывалась в романе Достоевского «Идиот». В настоящее время картина находится в одном из залов Третьяковки.

Картина «Се Человек» (также известная как «Ecce Homo») Яна Мостарта
Картина «Се Человек» (также известная как «Ecce Homo») Яна Мостарта

Предлагаю так же посмотреть мою прогулку в виде короткого ролика:

Всем спасибо за то, что дочитали мою статью до конца. Подпишитесь на канал Мастер Путешествий, чтобы не пропускать новые публикации. Буду признателен за лайки и комментарии!

✅ Приглашаю на мои экскурсии по городам России! Открою для вас: Переславль-Залесский, Тулу, Тверь, Владимир, Калугу, Егорьевск, Кимры, Боровск и другие исторические города.
👉
Расписание экскурсий и запись в телеграм: https://t.me/travelmast

Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"

Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"