Семак пытался оставить игрока в команде, однако все же пришлось уйти.
В октябре 2025 года известный российский футболист Александр Кокорин дал большое интервью обозревателю «СЭ» Игорю Рабинеру. В отрывке ниже — рассказ Кокорина об уходе из «Зенита» и переходе в «Спартак».
Большие дяди решили, что мне нельзя оставаться в «Зените». Никаких обид, сам виноват
- Вы начали четвертый сезон в «Арисе». Когда сюда приходили, могли представить, что кипрская история окажется такой долгой? – первый вопрос Кокорину.
- Вначале - точно нет. Это же была аренда из «Фиорентины». Бежал оттуда куда-нибудь. Никаких мыслей, просто хотел пойти туда, где буду играть, вспомнить вообще, что это такое, набраться нового опыта. А потом, когда все получилось и в первый же сезон мы выиграли чемпионат и попали в еврокубки (Кокорина в сезоне-2022/23 признали лучшим игроком года на Кипре. - Прим. И.Р.), уже подумал, что можно связать себя с «Арисом» долгосрочно. И выступать тут до тех пор, пока буду получать удовольствие от футбола.
- Еврокубки тоже повлияли?
- Все вместе. Вот представьте: прихожу из «Фиорентины», где бюджет - 200 миллионов евро, тяжелый чемпионат. По его итогам команда два года попадает в Лигу конференций и невероятно этому рада. А тут оказываюсь вроде как непонятно где, никто не слышал про этот клуб. Но мы становимся чемпионами и выходим в группу Лиги Европы. Появляются забытые чувства хороших европейских игр (Кокорин в том групповом турнире забил «Бетису» и «Спарте». - Прим. И.Р.). Выходишь на них - и понимаешь, что на Кипре мне более реально пробиться даже в Лигу чемпионов, как сейчас «Пафос».
- Интересно получается - чемпионом и капитаном вы стали после 30 на Кипре. Не совсем там, где этого можно было ожидать. Если бы лет 15 назад вам рассказали такой сценарий - сильно удивились бы?
- Да. Вообще своей жизни сильно бы удивился. Но, когда многие начинают умничать - вот, у него карьера должна была сложиться по-другому, суперталант, туда-сюда, - вспоминаю один момент. Как в 16 лет поставили диагноз, что мне вообще нельзя играть в футбол. Мы зашли с родителями к врачу, и та сказала: «Какой спорт?! Надевайте ему корсет на спину, иначе он будет инвалидом». Мама чуть ли не теряет сознание, а я, молодой, всерьез это не воспринимаю: что, мол, ты несешь, тетя, успокойся! И после этого в 17-18 лет попадаю в высшую лигу чемпионата России и играю за «Динамо».
- Это где ж вам такое сказали?
- В Институте хребта в Харькове. Это ближайшая к моим родным Валуйкам специализированная клиника по позвоночнику. Туда и поехали. На всю жизнь это запомнил. И после такого быть кучу лет в любимой игре - это супер!
- Были большие проблемы со спиной?
- И по сей день есть. Как и у многих людей - грыжи межпозвоночных дисков. Просто у кого-то они развиваются, у кого-то - нет. У меня, слава Богу, не развились. Но при этом у меня больная спина всю жизнь. Постоянно ею занимался и думаю, что если бы с ней у меня было получше, то и травм получал бы меньше. От спины многое зависит. А карьера вышла такая - много есть, что вспомнить. И веселого, и грустного, и хорошего, и плохого.
- Какой совет дали бы себе 17-18-летнему, когда только заходили в большой футбол?
- Пораньше уехать в Европу, в сильный чемпионат. Только за это обидно. А так не скажу, что у меня где-то, кроме Италии - где просто здоровье не позволило, - не получилось нормально поиграть и проявить себя. Причем странно, что приехал туда и как раз пытался быть суперпрофессионалом, но каждый месяц случалась какая-то дикая травма, каких не бывает.
- А раньше могли уехать?
- Да. Хорошие варианты были, но я сам их не рассматривал. Когда начал играть, очень сильно любил «Динамо» и относился к нему с большим уважением. Потом, когда прошло время и меня попросили оттуда уйти, перешел в «Зенит» и нормально относился к нему. С ним бы, думаю, у меня была бы связана вся судьба до конца карьеры, если бы сам не накосячил с тюрьмой. А когда это произошло, тоже могу их понять - большие дяди решили, что мне нельзя там оставаться. Никаких обид на «Зенит» не осталось - это моя стопроцентная вина.
- В Сергее Семаке тогда не разочаровались? Он обещал и хотел вас взять в «Зенит». Но не взял.
- Семак вообще ни при чем! Если бы это зависело от него, я бы сто процентов там был. То, что от него это не зависит, я понял из разговора с Александром Медведевым на сборе в Катаре. По его словам стало ясно, что мне уже просто нельзя находиться в «Зените». Причем даже после этого Семак дает мне капитанскую повязку, вечером я играю с ней, и он за меня высказывается. Думаю, после этого его предупредили: «Сергей Богданович, оставь уже эту тему».
- Думаете, он не мог настоять?
- Нет. Думаю, это было однозначно связано с высшим руководством. Либо из-за репутационных моментов после тюрьмы, либо из-за человека, с которым я дрался (Дениса Пака. – Прим «СЭ»), а тот знаком со всей нашей иерархией. Просто сказали: «Чтобы его там не было».
- Когда вы давали интервью Федору Смолову для его подкаста, своей главной командой назвали все-таки «Зенит», а не «Динамо». Почему?
- Потому что «Зенит» не просил меня уйти. А из-за «Динамо» я отказывал всем клубам, хотел там оставаться, был единственным оттуда, кто начал постоянно играть в сборной. А потом ко мне приходят и говорят: у нас новый вектор развития, тебе нужно уйти. После чего команда вылетает в первую лигу. Это было очень странное решение. Они ведь могли ко мне прийти: «Саша, у тебя большая зарплата, а мы теперь будем уменьшать расходы. Ты можешь подвинуться и остаться? Мы на тебя рассчитываем». А мне сказали, что нужно уйти. Набрали ноунеймов, вылетели и удивились: как так, мы никогда не вылетали.
Кто чаще побеждал, у кого больше голов? Докажи, что ты знаешь все о футболе
- Когда «Динамо» в позапрошлом сезоне находилось в тайме от золота, смотрели решающий матч с «Краснодаром»?
- Честно - нет. Но удивился, как закрутился сюжет. И хотел, чтобы «Динамо» победило - это было бы очень здорово для команды. Столько лет ждать... Не просто так нефарт у «Динамо»… Может, какой-то сглаз.
- То есть верите в «проклятие жены Севидова»?
- Не верю - но вот, например, «Арис» приглашает батюшку в начале каждого сезона. Может, и «Динамо» такую практику ввести, позвать на стадион священника? Что-то же не дает сбыться мечте.
- К смене Марцела Лички на Валерия Карпина как отнеслись?
- Да без разницы - я же ни с тем, ни с другим не работал. Вот про Шварца мне нормально отзывались. А до него хотелось клубу сказать: попробуйте уже, возьмите хорошего тренера с именем. Позвали Черчесова, был нормальный бюджет, выиграли шесть матчей из шести в Лиге Европы, «Динамо» стало превращаться в нормальную команду. И тут вы меняете вектор, топите команду, потом пытаетесь заново ее строить. Не понимаю всего этого.
Когда-то у «Динамо» было очень много начальников и, пока доходило до решения, время оказывалось упущено. Сейчас там генеральный директор, который пришел из «Зенита», хороший, смышленый (Павел Пивоваров. - Прим. И.Р.). Но «Динамо» ошибку сделало, когда меня не подписало, и я в «Спартак» ушел.
«Спартак» подписал меня, чтобы плюнуть в лицо «Зениту»
- Вы прилично прошлись по «Спартаку» на подкасте у Федора Смолова. «Клуб для интриг, клуб-интриган, живет сплетнями, кайфует от этого». Хоть о ком-то в «Спартаке» за время вашего пребывания там остался позитив?
- Хочу, чтобы вы понимали, почему все это сказал. Я пришел в народную команду, историческую, с огромным количеством болельщиков. Только подписал контракт, это еще нигде не могло просочиться - уже читаю об этом, причем не на клубном сайте. Ладно, это еще нормальная история. Но в целом аура необъяснимая. Все было в высшей степени непрофессионально. Может, с тех пор что-то поменялось.
Притом что тогда был суперклассный тренер Тедеско. Но постоянно какие-то интриги, стремление как можно быстрее все донести руководству в определенном свете… В какой-то момент я понял, как выгляжу в глазах того же Федуна. Пошли даже разговоры, что не играю, потому что «Зениту» так обещал! И в это верят! И я во всем этом сижу! Читаю где-то: у него травма, поскольку его массажист с ним что-то сделал. Господи, да я с этим массажистом работаю всю жизнь, делаю всегда одно и то же. Он повидал больше, чем вы все, вместе взятые.
И такое каждый день. При этом у меня и с ребятами, и с тренерским штабом, и с персоналом все сложилось нормально. Даже с болельщиками. Вначале три раза крикнули - иди на ***, а потом никаких проблем и с ними не было. Для чего постоянно плести интриги и в этом жить? Вместо того чтобы приехать, потренироваться, поесть и уехать домой готовиться к завтрашнему матчу, думаешь - тому сказали обо мне так, а этому донесли, что я игры сдаю. При этом меня сделали самым высокооплачиваемым футболистом в «Спартаке», которому надо было только довериться, чтобы я давал результат.
- Вы сказали, что подписали контракт со «Спартаком» назло «Зениту», который от вас отказался.
- Да. И они тоже подписали меня для того, чтобы плюнуть в лицо «Зениту». Эти два клуба любят между собой такое устраивать. Так, наоборот, вы вложили огромные деньги в человека - дайте ему возможность показывать результаты и обыгрывать тот же «Зенит»! А у меня на ровном месте начались с ними такие скандалы, что чувствовал себя пацаном, который пришел из второй команды. «Восстанавливаться в отпуск не поедешь, будешь здесь сидеть…»
- Кто это вам сказал?
- С подачи Заремы. Она сказала это руководителям клуба, а те - мне. Я ответил: «Со мной так не работает».
- С ней так ни разу и не пообщались?
- Нет. Ради интереса один раз сам написал ей сообщение: «Если вы хотите, давайте увидимся. У меня есть много вопросов». Она ответила, что все вопросы - через спортивного директора.
- С Федуном лично когда-нибудь виделись?
- Да. Но поговорили… никак.