О чём нужно помнить в храме? Что говорит о славе Божией Матери Священное Писание? К чему может привести примирение с Богом? Об этом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2016 г. Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Как и сегодня на Литургии, так и вчера на утрене мы, братья и сестры, слушали слова Священного Писания. Вчера это были пророческие слова о славе Божией Матери в Новозаветной Церкви Христовой, которые в своё время записал евангелист Лука.
В наше время, как и в прежние времена, есть люди, которые не почитают Божию Матерь и стараются оправдать себя и опровергнуть Её славу в Церкви Христовой, ссылаясь на тексты Священного Писания, а более — на свои скудоумные размышления.
Но мы, братья и сестры, читаем в книге пророка и псалмопевца царя Давида: «Предста́ Цари́ца одесну́ю Тебе́, — обращается он к Богу, — в ри́зах позлаще́нных оде́яна преиспещре́на. … Приведу́тся … де́вы вслед Ея́, и́скренния Ея́ приведу́тся Тебе́» (Пс. 44:10, 15).
За сотни лет до рождения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы псалмопевец царь Давид пророчески написал: «Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой, Ты и Киво́т святы́ни Твоея́» (Пс. 131:8). По толкованию святых отцов, этот одушевлённый Кивот святыни Божества — Божия Матерь, Которая приняла во чрево Своё Младенца — Христа Спасителя, из плоти Которой действием Духа Святого была соткана плоть для Бога Слова, Духа бестелесного и всесовершенного.
И вот вчера на утрене мы слышали слова, которые записал святой апостол и евангелист Лука. Слова, казалось бы, о не ведомой тогда ещё миру Отроковице. Он описывает, как Дева Мария после Благовещения приходит в дом Захарии в нагорной стране, в граде Иудином, и приветствует целованием сродницу Свою Елисавет. И тогда говорит пророчески Елисавета: «Отку́ду мне сие́, да прии́дет Ма́ти Го́спода моего́ ко мне!» (Лк. 1:43). Не просто евангелист Лука передал эти слова — он, прежде чем их привести, пишет: «…испо́лнися Ду́ха Свя́та Елисаве́т … и рече́», — то есть указывает, что Духом Святым были сказаны эти слова, а значит они истинные, пророческие.
И далее Божия Матерь произносит слова, которые также записывает евангелист Лука, записывает для каждого из нас и во внимание, и в назидание. Отвечая на таковое пророческое приветствие святой праведной Елисаветы, Богородица со смирением воздаёт славу Богу: «Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м, я́ко призре́ на смире́ние Рабы́ Своея́…» — то есть как бы говорит: «Призрел на Моё недостоинство». И тут же пророчески продолжает: «…се бо, отны́не ублажа́т Мя вси ро́ди…». И опять прославляет Бога, а не Себя: «…я́ко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́» (Лк. 1:46–49).
Мы можем приводить и многие другие фрагменты Священного Писания, говорящие о Божией Матери. Можно вспомнить слова пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (смотр. Ис. 7:14; Мф. 1:23).
И в книге Бытия мы читаем, как при изгнании Адама из рая Бог даёт ему обетование: «Семя Жены сотрёт главу змия» (смотр. Быт. 3:15). Как в своё время через нарушение заповеди Евою пришёл в мир грех, а вместе с ним — отпадение от Бога, так через новую Еву, Пречистую Божию Матерь, Которая чистотою Своею настолько превзошла естество человеческое, что Церковью со удивлением называется честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим, — то есть опять же через женский род — пришло к нам и спасение. Так промыслительно Господь исправляет древнее преступление женского естества, возвеличив его в деле спасения всего человеческого рода.
Заступнице Усердная
Мы, братья и сестры, взирая на историю Церкви, видим, коль велика слава Божией Матери и Её Материнское заступничество всему роду человеческому. Мы видим, что Божия Матерь спасала иногда целые народы Своим заступлением. Мы видим, как Она города защищала и селения. Мы видим, братья и сестры, как Она обители покрывала и особое попечение являла при их становлении. Мы видим, что и в деле спасения каждого человека, той или иной личности, Божия Матерь проявляет силу Своих молитв и силу Своей Материнский любви.
Ведь святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в своё время был Божией Матери дарован как сын, а в его лице, братья и сестры, усыновлены все верующие во Христа. Мы с вами, христиане, усыновлены Божией Матери.
Она является нашей Заступницей и Покровительницей. И наш народ имел особое доверие в Её Материнском заступлении, Материнской молитве. Так, матери благословляли иконой Божией Матери сыновей своих на войну, благословляли своих детей на создание семьи. Иконами Божией Матери осеняются дома православных христиан. И я, братья и сестры, могу сказать, что в старое время, даже недавнее перед нами, люди с благоговением относились к родительским благословениям и к иконам, которые стояли в родительских домах.
Почему не надо «избавляться» от старых икон
К сожалению, в наше время люди приносят нам в обитель иконы и говорят: «Вот у меня мама умерла. А после неё остались иконы, но они большие — куда нам? Заберите их в монастырь». Значит, матери нужны были иконы, чтобы за детей своих молиться, а детям они стали не нужны, чтобы молиться за своих детей и внуков!
В связи с этим мне хочется привести один из примеров заступления Царицы Небесной.
В 1960-е годы, когда сносили ветхие дома, особенно бараки послевоенной постройки в рабочих посёлках, и людям выдавали квартиры, одной семье дали квартиру в новом доме. И вот, переезжая, отец семейства — а семья состояла из мужа, жены, 12-летней парализованной дочери и тёщи — сказал: «Икона слишком большая, мы её не будем брать. Где её в новой квартире ставить?». Но тёща настояла: «Нет, икона мне дорога. Это благословение моей матери, и я икону не оставлю». Ну что ж? Уже махнули рукой, взяли икону в новую квартиру. Когда только переехали, образ временно поставили на стул. Но тут и мебель заносили, и какие-то сантехники приходили, ещё кто-то… И чтобы никому не видно было иконы, как бы стесняясь, что у него такая большая икона Божией Матери «Казанская» в доме, отец накрыл её простынёй. И так икона накрытая стояла.
Однажды, когда дома никого не было, парализованная его 12-летняя дочь, лёжа на кровати, вдруг услышала от закрытой стоящей на стуле иконы голос: «Открой Меня!». Девочка, услышав, испугалась, но этот голос был наполнен особой любви, доброты и материнской ласки, и она как к живой обратилась к иконе: «Как я смогу это сделать? У меня ножки не ходят». «А ты попробуй. Встань, подойди и открой», — был опять голос от иконы. Девочка потихоньку спустила ноги с кровати, подошла к иконе и открыла её. А потом, села на кровати, не зная даже, как молиться, как благодарить Божию Матерь, потому что особо и не научена была молитве, хотя и крещена. Она просто сидела на кровати и смотрела на икону. Когда вернулись родители, дочь окрепшими ногами вышла встречать их, зашедших в квартиру.
Стоит ли говорить, что с тех пор икона Божией Матери заняла почётное место в этом доме? А на праздник Казанской Божией Матери вся семья всегда ходила в храм почтить Царицу Небесную за Её милость и просила батюшку отслужить благодарственный молебен.
И так хочется сказать, братья и сестры, тем, кто приносит родительские иконы из дома в храм: «Вы понимаете, чего лишаете свои семьи?! Вы лишаете их заступничества Божией Матери, вы лишаете свои семьи источника благотворения, а зачастую — и источника исцелений!».
Всегда наши деды и прадеды с особым благоговением относились к иконам Божией Матери. Они поставляли их в святых углах, украшали святые углы — подчас по-простому, по-сельски, накрывая образа рушниками, которые вышили своими руками. Светили лампадку на праздники, а если семья была благочестивая, то ежедневно негасимая лампада перед образами светилась. Часто делали цветы из бумаги и ими образа́ Господа и Царицы Небесной украшали, не имея возможности живыми цветами украшать иконы круглый год.
Что произошло в Х веке во Влахернском храме?
Собравшись в нынешний день, братья и сестры, под сводами этого храма, посвящённого Покрову Царицы Небесной, мы вспоминаем чудо, которое явила Божия Матерь в Х веке. Уже сотни лет наш народ почитает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Уже сотни лет славится имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии как Заступницы Усердной рода христианского.
История, братья и сестры, говорит о том, что тогда Константинополь окружили вражеские войска. В городе не было должного количества воинов, чтобы защитить его от неприятеля. Со стен городских жители Константинополя видели, как враги разоряли их предместье, как грабили монастыри и храмы, которые были за городской стеной, убивали на их глазах их соотечественников, насиловали и издевались над женщинами, над монахинями, которые не успели укрыться в городе.
Казалось, не оставалось уже надежды на спасение, и народ собрался во Влахернском храме. Что это за храм? Влахернский храм особое место занимал в Константинополе, потому что в нём, кроме чудотворной иконы Божией Матери, хранилась Её риза.
Когда народ стоял на всенощном бдении и, заливаясь слезами, молился, в это время молился с народом и славянин по происхождению, Христа ради юродивый Андрей с учеником своим Епифанием.
И вот, когда они молились, вдруг преподобный Андрей, Христа ради юродивый, увидел, как разверзлись своды храма, и вот Божия Матерь грядет по облакам к Престолу Божию и восседающему на нём Христу Спасителю. За Ней следовали апостол Иоанн Богослов и другие апостолы, пророки, мученики, преподобные, множество ангельских воинств… Царица Небесная встала у Престола Вседержителя и начала молиться за народ. Помолившись усердно со всеми святыми, Она сняла с главы Своей покрывало (или мафо́рий, или как ещё его называют — омофо́р) и распростёрла его над всеми молящимися в храме, как бы символически показывая этим Своё Материнское заступление, покров Свой молитвенный над людьми.
Узнав об этом явлении Богородицы, патриарх Фотий дерзновенно взял ризу Божией Матери, под покровом ночи спустился по стене городской к водам морским Босфора и с дерзновением омочил край ризы Божией Матери в водах морских. И случилась на море страшная буря, так что потонули многие корабли вражеские и вместе с ними множество воинов. Враги просили мира с жителями Константинополя, и мир был заключён.
Как ни странно, это событие не получило распространения как праздник в Византийской империи (впоследствии в Греции), и греки этот праздник не отмечают. А на Руси он был впервые отпразднован в XII веке. И множество городов и сёл носят имя в честь Покрова Божией Матери — сёла Покровки, Покровские, Новопокровки и др., — потому что люди, устраивая новые селения, вручали их Покрову Царицы Небесной. Также множество храмов и монастырей в честь Покрова Богородицы воздвигнуто в нашем Отечестве.
Святогорский Покровский храм и его чудо
И мы, братья и сестры, сегодня стоим в храме в честь Покрова Божией Матери. Этот надвратный храм с колокольней был построен в 1851 г. на месте святых врат XVII века.
В нём молились многие угодники Божии. В нём молился преподобный архимандрит Арсений (Митрофанов), возобновитель нашей обители, который имел собеседование с преподобным Серафимом Саровским и переписку с Оптинскими старцами.
Здесь молился и преподобный архимандрит Герман. И ему явление Божией Матери было в этом храме: когда братия читали акафист Царице Небесной, во время пения 13-го кондака архимандрит Герман стоял вместе с певчими посреди храма, и вдруг сквозь открытые Царские врата он увидел, как на горнем месте этой Покровской церкви встала наяву Божия Матерь с воздетыми руками, окружённая лёгкими облачками и сиянием Небесной славы. Она стояла и молилась. Отца Германа и холодный пот прошибал, и в жар его бросало от созерцания этого. Видение продолжалось на протяжении всего пения 13-го кондака. Когда кондак закончился, видение Божией Матери исчезло — только лёгкие облачка носились на горнем месте алтаря этого Покровского храма, в котором мы сегодня с вами служим. Божия Матерь Своим присутствием освятила этот храм.
Когда в 1922 г. монастырь закрыли, и эту Покровскую церковь разделили перегородками на отдельные комнаты, и поселили в ней красноармейцев с семьями, то они смогли только две ночи здесь перебыть — не переночевать, а перебыть! Потому что под сводами храма по ночам раздавался женский плач — такой, как когда сельские женщины тужат-голосят над покойником: Божия Матерь плакала о безумии христиан, о безумии Своих детей, поругавших церковь. Только две ночи смогли красноармейцы перебыть в этом храме и потом сказали: «Мы тут жить не будем! Потому что неведомо Кто плачет под сводами церкви каждую ночь!».
Впоследствии здесь располагалась библиотека санатория, и атеистические лозунги и портреты деятелей компартии кощунственно висели на стенах храма вместо икон.
Но Господь судил, чтобы этот храм опять стал вместилищем благодати Духа Святаго и Покров Божией Матери распростирался над всеми нами, собравшимися под сводами этой церкви.
В нынешний день, братья и сестры, мы, взирая на историю Церкви, помня, сколько раз Божия Матерь заступала и защищала православных христиан, и внимала их молитвам, исполняя их просьбы во благое, — вверяем свои души, свою жизнь Божией Матери.
Мы молимся Ей, как ребёнок с доверием просит о чём-либо свою матерь. Он знает, что мама не откажет, и просит неотступно. Просит, докучая своей матери, пока она не исполняет его просьбу.
Немая церковь
И не дай Бог, братья и сестры, чтобы наша церковь была немой! Скажете: «Как это?». А есть такое сказание под названием «Немая церковь».
В своё время один праведник был восхищен силами ангельскими в Горний Иерусалим. И вот когда ангелы возносили его в Небесное Царство, чем выше он поднимался от земли, тем всё больше затихали шумы праздников, плясок, восторженные крики, крики ссоры и вражды, крики возмущения. И вот наконец затихли крики и шумы суеты земной, и праведник услышал редкие, но прекрасные звуки. И обратился он к ангелу: «Что это за звуки прекрасные?». И сказал ангел: «Это идущие к Богу молитвы людей». Тогда праведник удивился: «А как же так? Ведь сколько людей стоит и молится в храмах — почему же эти звуки такие редкие?». И ангел ответил: «Говоришь, что многие молятся, многие стоят в храмах? Ну что ж, вот под нами великолепный огромный соборный храм. Сегодня праздничная служба. Спустимся с тобой в этот храм».
И спустились они незримые в храм Божий. Церковь была наполнена народом до отказа. И стал праведник смотреть на людей, стоящих в храме. Вот он видит вроде углублённую в себя женщину. Он говорит: «Наверное, она молится». Но ангел коснулся сердца этой женщины, и оно как бы открылось перед праведником, и он увидел сердечные помыслы женщины. Она стояла в храме в задумчивости и осуждала свою соседку, которая стояла рядом с ней: «Вырядилась! Что она из себя представляет? У самой муж пьёт, дети непутёвые, а она вырядилась, пришла и стоит в церкви на первом месте!».
А вот стоял купец и взирал на иконостасные образа. Казалось, он был отвлечён от всего, погружён, наверное, в благочестивые думы. И коснулся ангел души его — она открылась перед праведником, и оказалось, что купец стоял и думал: «Ну вот, продешевил за товар — теперь убытки! И как теперь выкручиваться?..». И стоял он и грандиозные свои планы строил, глядя на иконостас, а думками пребывая в своём купеческом деле.
Ко многим людям праведник подходил, и ангел касался их сердец. И кто-то из них тяготился службой, переминаясь с ноги на ногу и думая: «Да когда же она закончится?». Кто-то спешил мыслями домой, планируя что там и как там. Кто-то устраивал свою женитьбу, разглядывая девушек, в храме стоящих. Кто-то взирал на юношей, выбирая себе супруга, строя планы на будущее, как она создаст семью и как они счастливо будут жить.
Церковь была немой. Праведник видел, что идёт служба — а звука нет! Тужился диакон, но только рот у него открывался. Открывал рот батюшка — а какой возглас, не было слышно. Вроде, басы на клиросах трудились настолько, что аж красные лица были у них от натуги пения, и у теноров жилы на лбу вспухали — а звука не было!..
И вдруг один голосочек в этом немом храме услышал праведник — один голосочек. В углу церкви перед иконой Божией Матери стоял на коленях в бедной одежде худенький маленький мальчик. Плача навзрыд, он просил: «Мамочка Божия! Исцели мою маму — она тяжело болеет!». Этот голосок раздавался в переполненном народом храме единственный, и он пронизывал небеса, доходил до Божией Матери, доходил до Престола Вседержителя. И молитва этого отрока была в тот же момент Богом исполнена.
Примиримся с Богом!
Мы с вами, братья и сестры, сегодня тоже стоим в храме Божием, собравшись на молитву. Но не будем же церковь и собрание наше делать немым! Пускай не только уста наши говорят к Богу и Его Матери, но и помышления наши и сердечные чувства сопрягаются со словами, которые мы произносим. Пусть наши молитвы зазвучат в поднебесной вышине и достигнут Престола Вседержителя. Пусть, братья и сестры, в нынешний день аккордом прекрасных звуков хвалительным зазвучат наши голоса у Престола Вседержителя и возносимые перед чудотворной иконой Божией Матери молитвы дойдут до Царицы Небесной, и Она приклонит ухо Свое к нам. Как говорит пророк и псалмопевец царь Давид: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́» (Пс. 44:11). Пускай Божия Матерь нас услышит и воззрит на нас милостивым оком как на детей Своих, как на тех, которые хотят жить под Её покровом, исполняя заповеди Сына Её и Бога нашего.
И верьте, братья и сестры, что как детская просьба слышима матерью (говорят: «Дитина не плаче — й мати не розуміє»), так и наши слёзы, наши сердечные воздыхания, наши искренние, неформальные молитвы слышимы и исполняемы Царицей Небесной. Не просто доверяйте, а верьте, что именно так и будет!
О чём в нынешний день, братья и сестры, вознесём молитвы? Многие скажут: «О мире», — ведь так? Но будем помнить, что мир внешний — это, братья и сестры, следствие мира внутреннего, который наступает, когда человек с совестью своею примиряется, а не соперничает с ней, поступая вопреки её голосу; когда человек с Богом через покаяние примиряется, осознавая свою греховность и недостоинство и стремясь быть Божиим.
Ведь что такое внешний мир? Это дар Божий. А дары Божии присутствуют там, где Бог. Дары Божии присутствуют там, где благодать Божия, сила Божия. А Господь и Его благодать — там, братья и сестры, где народ Божий, где народ, стремящийся жить с Богом, по-Божьему, по совести своей.
Не будем забывать Бога! Примиримся с совестью своею, примиримся с Богом! И тогда, поверьте, многое в жизни нашей исправится. И от каждого из нас сегодня зависит, братья и сестры, снизойдёт ли благодать Божия на Отечество наше и на народ наш.
Сегодня, братья и сестры, молясь сердечно, с сокрушенным сердцем и смиренным, мы вручаем жизнь свою молитвенному заступлению за нас Божией Матери. Почему? Да потому, что как земная мать ни за кого так не молится и ни за кого так не переживает и не плачет, как за своего сына или свою дочь, которые в беду попали или ступили на скользкий, греховный путь в жизни (как земная мать за него или неё переживает!), так точно и Божия Матерь переживает за всех нас, по-матерински сострадая нам, желая нам исправления, по-матерински самоотверженно молясь день и ночь за род христианский.
Мы не безродные беспризорники — мы дети Божией Матери! И как Её чада, вручаем жизнь свою Её Материнскому заступлению, Её Материнским молитвам. И к сердечным молитвам Царицы Небесной прибавляем своё сокрушение, покаяние и живое стремление жить по-Божьему. В этом да поможет нам Царица Небесная Своим Материнским наставлением, вразумлением и всепрощением! Аминь.