Пока Русский музей распахнул свои двери для почитателей творчества Куинджи, хочется вспомнить о пути, который привел великого живописца к славе. Существует расхожая история о его упорстве, почти как у Ломоносова, когда, не принятый в Академию, он впоследствии поразил всех своими работами, заняв почетное место в искусстве. Но есть и другая версия его успеха, в которой ключевую роль играет женщина.
Как гласит известная фраза, cherchez la femme(ищите женщину), ведь именно женщина способна на невозможное: вдохновлять или разрушать. В жизни Куинджи была женщина, его верная спутница на протяжении многих лет, их союз – прекрасная идиллия. Но как же все начиналось, и как Куинджи обрёл свою известность? Попробуем взглянуть на эту историю под другим углом. Ведь эта история тоже может быть правдой.
Архип Куинджи до...
Архип Куинджи осиротел в раннем детстве, и это, несомненно, сформировало его характер, наделив стремлением к выживанию и самостоятельности. Учеба давалась ему нелегко, хотя потенциал был очевиден. Зато с ранних лет проявилась его страсть к рисованию, ставшая, возможно, спасением от душевной боли. Воспитываясь тетей и дядей, он все же был предоставлен сам себе, находя единственный авторитет в учителе греческого языка. Однако греческая кровь не вызывала в нем особого трепета, его сердце принадлежало России, особенно Крыму, с которым ему было суждено связать свою судьбу.
Детство Куинджи было наполнено тяжелым трудом, он мечтал о большем. Именно мечта вела его по жизни. Однажды, поверив в себя, он отправился к самому Айвазовскому, но тот не оценил его стремлений. И это к лучшему, ведь манера Куинджи, поражающая публику колоритом, и манера Айвазовского – два совершенно разных мира. Архип Иванович должен был найти свой собственный путь в живописи, и он его нашел.
Первое знакомство и важное условие
В 17 лет Куинджи, еще никому не известный, встретил любовь своей жизни.
В тихом Мариуполе, где рождались рассветы над Азовским морем, судьбы Архипа Куинджи и Веры Шаповаловой-Кетчерджи переплелись в нитях судьбы Он – сын сапожника, мечтающий о красках и славе, она – дочь богатого купца, воспитанная в стенах Кушниковского института благородных девиц. Вера росла на глазах Архипа, превращаясь из девочки в юную девушку, излучающую свет и благородство. Он видел, как в ней формировались и доброта, и сострадание, и истинная красота.
Куинджи понимал, что в глазах отца Веры, Елевферия Спиридоновича Кетчерджи, он – никто. Художник, пусть и талантливый, не мог тягаться с богатыми женихами, готовыми осыпать Веру золотом и шелками. В глазах отца, Вера стоила гораздо больше, чем просто взаимная любовь – она стоила выгодного брака, укрепления торговых связей, процветания семьи.
Куинджи, чтобы видеться с ней, приходил рисовать отца, но, конечно, рассчитывать на брак не мог. Он был беден, без богатых родителей, что он мог предложить? Этот союз казался невозможной целью.Поэтому, чтобы добиться ее руки, Куинджи должен был совершить нечто невероятное, доказать свою ценность и перспективность. Этот вызов стал для него дополнительным стимулом, подтолкнув к покорению вершин в искусстве. Предание гласит, что Елевферий Спиридонович(Леонтий Шаповалов) поставил Архипу условие: сто рублей золотом – лишь тогда он получит благословение на брак.
Сейчас эта история кажется красивой легендой, рассказом о настоящей любви, преодолевающей все преграды и многие этот миф развенчивают. Но как мог отец отдать свою дочь замуж за небогатого, никому не известного художника? Неужели их чувства были настолько сильны, что он готов был пренебречь своим положением и благополучием семьи? Вероятно, истина скрыта где-то между романтическим вымыслом и суровой реальностью тех времен.
Так или иначе, испытание было поставлено. Куинджи, движимый любовью и желанием прославиться принял вызов. Петербург – город возможностей и разочарований – стал его целью. Он отправился туда, чтобы заработать, рисовать, а быть может и доказать, что достоин руки Веры.
Тернистый путь
Так в 1865 году Архип Куинджи, полный амбиций, отправился покорять Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. Однако первые попытки оказались провальными. Приёмная комиссия, не оценив его талант, отказала ему в поступлении.
Но Куинджи не сдавался. Он продолжал усердно работать и год за годом пытался поступить в Академию.Он был настоящим целеустремленным человеком, так как это были не просто амбиции, на кону стояла любовь. После трёх лет упорных попыток, его мечта сбылась благодаря картине «Татарская сакля в Крыму»( работа не сохранилась). Это полотно позволило Куинджи получить звание свободного художника.
В 29 лет он становится вольнослушателем Императорской Академии художеств, где знакомится с художниками-передвижниками, такими как Иван Крамской, Виктор Васнецов и Илья Репин. Под влиянием новых знакомств и идей, он пишет несколько картин, и одна из них, «Осенняя распутица», приносит ему звание классного художника и признание публики. Наконец-то Куинджи начал зарабатывать. Слава о необычном художнике, который открывает двери своей мастерской, прозвучала громким аккордом над Петербургом.Теперь-то он может ехать свататься и теперь легенда не кажется легендой, ведь он решает свататься именно к Вере.
Признание и свадьба
И вот Архип Куинджи, вернувшись из Франции, где его ждал успех и признание, вновь отправился в Мариуполь к Вере Кетчерджи. Несмотря на то, что он накопил заветные сто рублей золотом, его изможденный вид, свидетельствовавший о суровой экономии, не впечатлил отца Веры, Елевферия. Купец вновь отказал, настаивая на том, что Архип должен стать обеспеченным человеком, а не жить впроголодь.
Все уговоры отца найти другого избранника разбивались о непреклонную любовь Веры, которая обещала ждать Архипа столько, сколько потребуется.И ждала она его долго!
Наконец, в 1875 году их любовь увенчалась браком. Венчание состоялось в церкви, где когда-то крестили Архипа Ивановича.И вот счастливые молодые люди, чьи судьбы наконец-таки были связаны брачными узами, отправились на Валаам.В место своей силы художник на этот раз поехал со своей избранницей. В этом маленьком путешествии они пережили шторм и оставшись жить, оба решили делать только хорошие дела. И кажется, Куинджи поставил себе еще одну цель, стать все-таки еще и очень обеспеченным художником. Итак, он стал преуспевающим художником, у него была любимая женщина и теперь предстояло добиться третью цель!
Самый богатый художник
Архип Куинджи, без сомнения, оставил яркий след в истории русского искусства не только благодаря своему таланту, но и своей финансовой прозорливости и щедрости. Его путь к статусу одного из самых богатых художников своего времени начался с признания его работ критиками и публикой. Картины Куинджи пользовались высоким спросом, и, как следствие, приносили ему значительный доход. Его картины покупал Третьяков и другие богатые люди.Вот например, одна его картина под названием «Днепр утром» (1882) — была оценена в колоссальную по тем временам сумму в 3000 рублей.
Особую роль в его финансовом успехе сыграла новаторская стратегия организации персональных выставок. Куинджи, первым из художников, стал выставлять всего одну картину, создавая вокруг неё атмосферу таинственности и ажиотажа. Так, представление "Лунной ночи на Днепре" в 1880 году произвело настоящий фурор. Зрители выстраивались в очереди, чтобы увидеть это завораживающее полотно, а критики взахлеб писали о мастерстве художника в передаче света и тени.
Эксперименты с пигментами также внесли свой вклад в уникальность его работ и, соответственно, в их ценность. Куинджи постоянно искал новые способы достижения эффектных цветовых сочетаний, что делало его картины узнаваемыми и привлекательными для коллекционеров. Немалую роль сыграли и полученные им награды, такие как бронзовая медаль на Международной выставке в Лондоне за картину «Снег».
Умелое управление финансами также характеризует Куинджи как успешного предпринимателя. Приобретение доходного дома в Санкт-Петербурге стало для него источником стабильного дохода, который он, как уже упоминалось, щедро направлял на благотворительность. Его вклад в развитие искусства и поддержку нуждающихся художников невозможно переоценить. Он не только сам достиг вершин, но и помогал другим, доказывая, что талант и щедрость могут идти рука об руку.Так в 1904 году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909 году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Да Куинджи заботился также и о своих учениках, часто оплачивая им расходы на еду и жилье. Но вот к сожалению, на своей жизни экономил.
Жизнь с гением
Вера Леонтьевна и Архип Куинджи прожили вместе долгую и насыщенную жизнь, полную взаимной поддержки и уважения. Вера отказалась от собственных амбиций, посвятив себя созданию уюта и комфорта в доме. Она брала на себя все хлопоты по хозяйству, от готовки до ведения корреспонденции, освобождая мужа для творчества. Их быт отличался скромностью: они довольствовались простой мебелью и избегали роскоши, считая это излишним.
В их доме царила атмосфера творчества и любви к искусству. Куинджи обожал музыку, играл на скрипке, а Вера Леонтьевна аккомпанировала ему на рояле. Они часто музицировали вместе, наслаждаясь произведениями любимых композиторов. Несмотря на аскетичность обстановки, их дом всегда был украшен цветами, которые Вера с любовью выращивала.
Архип Иванович, избегавший светской жизни, находил вдохновение в путешествиях и общении с учеными и художниками. Вера Леонтьевна разделяла его интересы и сопровождала в поездках по стране и за границу. Она даже помогала Менделееву, переводя научные статьи на французский язык, демонстрируя свой интеллект и образованность.
Когда Куинджи разбогател, он не изменил своим принципам скромности, а большую часть средств направлял на благотворительность, у них даже не было слуг, все по дому делала Вера своими руками. Также она успевала и активно участвовать в его благотворительной деятельности, принимая и обрабатывая многочисленные прошения о помощи. Она поддерживала мужа во всех его начинаниях, вплоть до создания Общества художников имени Куинджи, которому он завещал почти все свое состояние, но к сожалению, он не подумал о жене, о своей любви.
Когда художник слег с воспалением легких никто и подумать не мог, что это конец.Его смерть стала неожиданностью.
Какие же тяжелые дни пережила Вера Леонтьевна. В петербургской квартире воцарилась атмосфера тревожного ожидания. Вера Леонтьевна, сдерживая слезы, готовилась к приезду мужа из Ялты. Комнату, где должен был остановиться Архип Иванович, проветрили и наполнили ароматами цветов. Но, несмотря на все старания, в воздухе витала тяжелая печать безысходности.
Куинджи привезли в Петербург измученным и ослабленным. Бледное лицо с заострившимися чертами, тусклый взгляд, обращенный в никуда. Он почти не говорил, лишь изредка произносил неразборчивые слова, обращенные к Вере Леонтьевне. Ученики и врачи, сменяя друг друга, дежурили у его постели, пытаясь облегчить страдания.
Дни тянулись мучительно медленно. Куинджи то приходил в сознание, то снова забывался в бреду. Вера Леонтьевна не отходила от него ни на шаг, держала его руку, гладила по голове, тихо шептала слова утешения.
Несмотря на все усилия врачей, состояние Куинджи продолжало ухудшаться. Он слабел с каждым днем, угасал, как свеча на ветру. 24 июля 1910 года сердце великого художника остановилось. Вера Леонтьевна, склонившись над телом мужа, беззвучно плакала, оплакивая невосполнимую потерю. Ушел из жизни не только гениальный живописец, но и близкий, любимый человек, верный спутник.
Жизнь после его смерти
Вера Леонтьевна, казалось, почернела от горя. Она не позволяла себе плакать в его присутствии, боясь потревожить его и без того измученное сердце. Но когда осталась одна, слезы лились рекой, смешиваясь с горечью от осознания потери.
После смерти Архипа Ивановича Вера Леонтьевна осталась одна в огромном, опустевшем мире. Десять тысяч рублей и скромное содержание, оставленные ей мужем, едва покрывали расходы на жизнь. Большая часть его состояния, как и было решено, ушла на поддержку Общества художников его имени. Вера Леонтьевна не жалела об этом. Она знала, что такова была его воля, его желание служить искусству и помогать нуждающимся.
Но жизнь без Куинджи оказалась невыносимо трудной. Здоровье Веры Леонтьевны пошатнулось. Она почти перестала играть на рояле, музыка лишь усиливала чувство утраты. Дом, когда-то наполненный светом и творчеством, теперь казался холодным и чужим.
После смерти мужа она участвовала в делах его общества, но затем исчезла. Кажется, что она просто потерялась в истории искусства, по крайней мере нет никакой информации, а самое главное никто из его учеников, которых Вера считала почти своими сыновьями, не поддерживал с ней связь.
К сожалению, у Куинджи не было детей, поэтому след Веры теряется в истории абсолютно.
Кто-то пишет лишь дату смерти и получается, что она пережила мужа на десять лет, тихо скончавшись в своей скромной квартире. Ее похоронили рядом с ним на Смоленском кладбище. Художника потом перехронили, а вот её судьба неизвестна. Женщина, которая жила ради великого художника, навсегда осталась в тени его славы, но ее вклад в его жизнь и творчество был неоценим.
Сто золотых, но такая женщина, которая не только любила мужа, но и служила ему, стоила большого! Она была бесценна! Их отношения это идиллия, которую создала женщина своей любовью, пониманием и жертвами.
Так один получил цель в своей жизни, другая получила смысл, заплатив тем, что умерла в безызвестности от голода в революционной России...
Любовь жертвует всем, но стоит ли этим злоупотреблять? Вера была человеком высоких идеалов и понимала, как важно для Куинджи благотворительность и желание помогать всем и каждому, но как к ней оказалась несправедлива жизнь!
Делитесь своим мнение в комментариях, считаете ли вы что нужно забывать о себе ради служения и, действительно ли, любовь должна так многим жертвовать?
Спасибо, за внимание и до встречи в следующих публикациях!Подписывайтесь также
на канал в тг, там больше интересного!