13-15 октября 2025 года отмечается очередная годовщина того, как Красная Армия выбила из Риги нацистов. По тем событиям у меня есть много материалов, а сегодня нужна помощь читателей по могилам участников боёв за Ригу, погибших 81 год назад. Речь идёт о кладбище в Вецмилгрависе.
Для начала напомню о некоторых материалах, рассказывающих о том, что было в Риге в октябре 1944 года, а также о посвящённых тому памятниках:
■ Погибли. Забыты. Исправим!
■ Форсаж 1944!
■ Хватит издеваться над памятью о советских сапёрах!
■ 69-25: Многострадальный обелиск в Межапарке – память о форсировании Кишозера
■ 69-26: Памятный камень в Яунциемсе: плита уже демонтирована
■ 69-27: Памятник водрузившим знамя «Да здравствует Советская Рига!»
■ СМЕРШ в Риге: сказка от Млечина
■ 80-летие освобождения Риги от нацистов: последний памятник
В последнем материале, кстати, можно найти список могил, где покоятся красноармейцы, погибшие в боях за Ригу. Среди них есть одна безымянная на кладбище в рижском микрорайоне Вецмилгравис. На могиле установлена мраморная плита с текстом на двух языках: «Šeit apglabāti divi nezināmi Padomju armijas karavīri krituši 1944. gada 13. X. kaujās par Rīgas atbrīvošanu / Здесь похоронены двое неизвестных воинов Советской армии павших в боях за освобождение города Риги 13 X 1944 года».
Сколько ни смотрел по донесениям о потерях, никого не нашёл, кто был бы там изначально похоронен из погибших в октябре 1944 года. И, вроде, круг поиска невелик: 98-я, 377-я и 44-я стрелковые дивизии. Но никого не нашёл, кто бы это мог быть. Возможно, впрочем, что там погребены два бойца, которые погибли при форсировании Западной Двины (Даугавы) в центре Риги и чьи тела унесло течением вниз по реке?
По крайней мере, могила сохранилась, находится на учёте. При этом ухожена и явно не забыта людьми – постоянно вижу там цветы.
А вот чьи могилы мне пока не удалось найти: на том же кладбище были похоронены два мангальсальских рыбака, которые погибли, когда переправляли на своих лодках красноармейцев с правого на левый берег Западной Двины. Их имена известны: Георг Калниньш и Янис Спалвайнис. В годовщину боёв за Ригу о них рассказывалось в многочисленных публикациях прессы.
Отмечалось что многие рыбаки помогли тогда солдатам 4-го стрелкового полка 98-й стрелковой дивизии переправиться с Мангальсалы в Усть-Двинск (Даугавгрива). Красноармейцы появились на Мангальсале 13 октября 1944 года. Это была разведка. Рыбаки увидели воинов с погонами и вначале приняли их за немцев, но звёзды на фуражках и пилотках рассеяли их недоумение. За разведчиками в Мангальсалу начали прибывать стрелки. Старший из офицеров, подполковник, спросил у рыбаков, не могут ли они помочь переправочными средствами. Рыбаки указали места, где спрятаны лодки. Прятали их от немцев, которые, отступая, либо угоняли лодки с собой, либо уничтожали их. Но рыбакам удалось спрятать много лодок в Старой Двине, притопив их. Весь день и ночь вместе с советскими бойцами они вытаскивали из зарослей лодки, сушили их, приводили в порядок моторы, заполняли баки горючим. Большие лодки соединяли попарно, настилали сверху доски – получались плоты для перевозки орудий и лошадей. Документы 98-й дивизии отмечают, что было задействовано не менее 30 лодок.
Форсирование началось 14 октября в 4:30. Лодки отплывали от Царских камней. Первым отправились бойцы 2-го батальона под командованием капитана Арона Давидовича Портона (1909-?). Когда десантники достигли середины реки, немцы открыли по ним стрельбу. Пули и осколки мин вспенивали воды реки, впивались в борта лодок и тела людей. Портон был контужен, но продолжал командовать своими бойцами, занявшими плацдарм. Убитых красноармейцев – к счастью, их было немного – похоронили в Усть-Двинске, а потом перезахоронили на рижском кладбище Лачупес. Как всегда, увы, некоторые имена потеряны, но это больная тема, похоже, бесконечна...
Первые лодки, высадив десант в устье Даугавы, поворачивали за новыми бойцами. На третьем рейсе лодка Калниньша и Спалвайниса попала под миномётный огонь врага. Оба рыбака были убиты. К счастью, это были единственные потери среди мангальсальцев. Вообще же, среди рыбаков, кто ещё перевозил красноармейцев, были Хейнрихс и Янис Дорфы (отец и сын), Петерис и Леонард Лаудурги, Теодорс Иннус, Мартиньш Элерс, Алфредс Яунземниекс и другие. С 14 по 20 октября рыбаки перевезли через Западную Двину много бойцов и техники.
Другие рыбаки помогали сооружать переправу через протоку Милгравис: Мартыньш Якобсонс, Янис Иннус, Петерис, Аугустс и Албертс Федерсы. Жители Кундзиньсалы также помогали переправлять через реку советских воинов. Рыбак Эдвардс Якобсонс с сыном Харисом, бывший мотогонщик Пурвенс, рабочий с лесосплава Калниньш и мастер-лодочник Вилис Лозиньш на пяти лодках перевозили ранним утром 15 октября советских бойцов на левый берег Западной Двины в районе аэропорта «Спилве». Первый рейс совершили скрытно, под покровом темноты, обернув весла тряпками. Сделали они три рейса, перевозя каждый раз в лодке по 7-8 человек. Активно помогали в перевозке советских воинов через Даугаву и болдерайские рыбаки. Среди них Карлис Эйнбергс, Эдгаре Федерс, Вилис Клява, Константин Бурвиков, Арнолдс Линденбергс и другие. Рыбаки продолжали перевозку людей и техники и после изгнания врага из Задвинья (Пардаугава). Часть лодок болдерайцев с боеприпасами и продовольствием плыла по Бульупе до реки Лиелупе и дальше вслед наступавшим советским войскам.
Также в публикациях говорилось, что Калниньш и Спалвайнис были похоронены рядом. Над могилами шефствовали рыбаки колхоза «9 Мая» (9. Maijs). Ведь это были их друзья-товарищи. Более того, в колхозе работали дети этих рыбаков. Рыбколхозники постоянно навещали могилы – и на 9 мая, и на 13 октября.
Про Калниньша говорилось, что он воевал в Гражданскую, был красным латышским стрелком. К сожалению, отчество нигде не было названо. А в 40-е годы на Мангальсале жили, по меньшей мере, два Георга Калниньша, оба при этом родившиеся в 1893 году. Но зацепка есть, так что буду искать дальше. Жену звали Терезой, в семье было четверо детей: три сына (капитан Юрис, тралмастер Имант и строитель Ояр) и дочь.
Яниса Спалвайниса в некоторых статьях упоминали под вторым именем: Бернатс. И это помогло идентифицировать героя. Вообще, Спалвайнис (Spalvainis, в переводе на русский значит «пернатый») – фамилия редкая и бывшая распространённой как раз на Мангальсале среди местных рыбаков. Янис Бернатс Сплавайнис (Jānis Bernāts Spalvainis / Янъ Бернгардъ Спалвайнъ) родился в 8 часов утра 2 (15) ноября 1908 года на Мангальсале (тогда Магнусгольмъ), был крещён 23 ноября (6 декабря) в Белой церкви (Batlā baznīca) в Милгрависе. Он был полным тёзкой своего отца-рыбака. Мама Анна-Маргарета также происходила из рыбацкой семьи Бергманов. Янис был средним сыном: был ещё старший Петерис-Алфредс и младший Вилхелмс-Робертс. Янис Сплавайнис женился на Антонии Новиковой (Antonija Novikova), у них было четыре ребёнка: сын Арнис (механик-моторист) и три дочери. Все они (кроме одной, умершей в детстве от болезни) после войны работали в рыбколхозе.
Интересно отметить, что в одной публикации приводились такие воспоминания о погибших солдатах и рыбаках: все красноармейцы были светловолосые и голубоглазые, местные их вообще за эстонцев посчитали. А на могиле одного рыбаков, которого якобы вначале похоронили рядом с солдатами (то есть в Усть-Двинске, получается!), был крест с надписью «латыш без документов». Насколько правда, кто ж теперь скажет...
Но вдруг? Может, ещё живы те, кто работал в том колхозе, и они могут рассказать, где именно располагалась могилы рыбаков Калниньша и Спалвайниса, погибших, помогая воинам Красной Армии освободить латвийскую столицу от нацистов? Или, может, кто-то из учеников 31-й или 46-й рижских средних школ, где, как мне рассказывали, в школьных музеях хранилась собранная красными следопытами информация о подвиге рыбаков? Очень надеюсь на отклик!
PS. А ещё, говорят, южнее Царских камней в советское время был установлен памятник рыбакам. Но он до наших дней не сохранился. Стоял там, где дорога (улица Сайвас), виляя между бывших русских фортов, выходит прямо к реке. У кого есть фотография, пришлите, пожалуйста!