Найти в Дзене
Урал Звук

Как правильно скомпоновать и настроить систему

Сейчас самое время собрать воедино изложенную ранее информацию и воспользоваться ею. Речь пойдёт о повседневных системах крепкого среднего уровня с максимальным использованием штатных мест – не секрет, что глобальная переделка интерьера требует и времени, и дополнительных финансов. Начинать нужно с выбора структуры системы: двухполосная или трёхполосная, с сабвуфером или без. Затем оценить размеры посадочных мест и подобрать динамики для них. Для тыла достаточно широкополосных или коаксиальных динамиков соответствующего размера, основной звук создаёт фронтальная акустика. Затем определяются частоты раздела между динамиками. Важно! Диапазон рабочих частот среднечастотных и высокочастотных динамиков начинается не от частоты механического резонанса, а минимум вдвое выше. Причина проста – у них маленький ход подвижной системы, и вблизи резонанса искажения резко возрастают. Мидбасовые и низкочастотные динамики (а также сабвуферы) наоборот, забираются даже немного ниже частоты резонанса, пот

Сейчас самое время собрать воедино изложенную ранее информацию и воспользоваться ею. Речь пойдёт о повседневных системах крепкого среднего уровня с максимальным использованием штатных мест – не секрет, что глобальная переделка интерьера требует и времени, и дополнительных финансов.

-2

Начинать нужно с выбора структуры системы: двухполосная или трёхполосная, с сабвуфером или без. Затем оценить размеры посадочных мест и подобрать динамики для них. Для тыла достаточно широкополосных или коаксиальных динамиков соответствующего размера, основной звук создаёт фронтальная акустика. Затем определяются частоты раздела между динамиками.

Важно! Диапазон рабочих частот среднечастотных и высокочастотных динамиков начинается не от частоты механического резонанса, а минимум вдвое выше. Причина проста – у них маленький ход подвижной системы, и вблизи резонанса искажения резко возрастают. Мидбасовые и низкочастотные динамики (а также сабвуферы) наоборот, забираются даже немного ниже частоты резонанса, потом что их подвижная система рассчитана на большой ход.

Для низкочастотного динамика трёхполосной системы или мидбаса двухполосной нижняя рабочая частота выбирается 50-70 Гц, это определяется частотой резонанса динамика. Если есть возможность – нужно ограничить диапазон именно этими значениями, чтобы не множить искажения. Верхняя рабочая частота определяется частотой раздела со среднечастотником или пищалкой.

Среднечастотник в зависимости от конструкции может работать от 150-200 Гц (диффузорный динамик 10-13 см) или от 500-800 Гц (малогабаритный диффузорный или купольный динамик 4-8 см). Здесь приходится ориентироваться не на частоту резонанса (она не должна попадать в рабочий диапазон), а на уровень искажений – их уровень увеличивается, начиная с частоты вдвое выше резонансной и достигает максимума при резонансе. Частота раздела среднечастотника с пищалкой определяется по верхней рабочей частоте среднечастотника (желательно посмотреть диаграмму направленности среднечастотника, и определить частоту, где она сужается). Обычно это 3-5 кГц, иногда выше.

Наконец, пищалка. Она тоже не должна работать вблизи резонанса. Для большинства пищалок частота резонанса 1,5-2 кГц, а рабочий диапазон начинается с 3-3,5 кГц в двухполосных системах и с 4-5 кГц в трёхполосных.

При обрезке диапазона «снизу» нужно учитывать и порядок фильтра: чем ниже мы опускаем частоту среза для СЧ и ВЧ динамиков, тем выше нужна крутизна фильтров. Обрезать диапазон НЧ и СЧ динамиков «сверху» желательно, но в ряде случаев можно обойтись без фильтров – использовать для раздела естественное снижение отдачи динамика. Для динамиков калибра 16 см это примерно 2,5-3 кГц, для среднечастотников 5-8 кГц. Лучше уточнить по АЧХ, приводимой производителем.

Сабвуфер тоже требует определённости. Верхняя граница обычно выбирается на уровне 60-80 Гц, выше – только в том случае, если динамики основных каналов не басовитые. Обрезка диапазона снизу нужна только в случае фазоинвертора – чтобы оградить динамик от не воспроизводимых им частот. У фазоинвертора ниже частоты настройки амплитуда колебаний диффузора не ограничивается акустическим оформлением, поэтому фильтр нужно настроить на 20-25 Гц. Для закрытого ящика ограничивать диапазон снизу не обязательно.

-3

Должны ли частоты раздела соседних полос совпадать? Не обязательно, всё зависит от фазовых соотношений сигналов в этих полосах и от задержки распространения сигнала в воздухе до точки прослушивания. Если эти фазы близки или совпадают, на частоте раздела появится «горб» на АЧХ, и тогда частоты раздела нужно немного раздвинуть. Или попробовать сменить фазу сигнала в одной из полос. Впрочем, тогда на АЧХ может появиться «яма». Перекрытие полос тоже может понадобиться для коррекции АЧХ, но для настройки лучше использовать анализатор спектра. Подойдёт даже программа для смартфона, их сейчас немало – а на низких частотах, где заметны все дефекты АЧХ, даже микрофон смартфона пригоден.

-4

Мощность усилителей выбирается исходя из чувствительности динамиков – у сабвуферов она намного ниже, чем у мидбаса, а у пищалок – заметно выше. Типичный сабвуфер требует мощность примерно в 4-5 раз больше, чем мидбас. Для среднечастотника достаточно половины этой мощности, а для пищалки 15-20%. Корректировка АЧХ сначала делается регулировкой уровня усилителей, и лишь в последнюю очередь - эквалайзером.