Выбор структуры автомобильной аудиосистемы вызывает множество вопросов: какие динамики брать, куда ставить, какие к ним нужны усилители – сколько каналов, какая мощность и так далее. Рассмотрим основные варианты, эти советы помогут начинающим свой путь в автозвуке.
«Фронт + тыл (+ саб)»
0Это классическая конфигурация автомобильной аудиосистемы, она начитывает уже четыре десятилетия – с тех пор, как в автомобильном приёмнике/магнитоле появилась вторая пара каналов. Все штатные аудиосистемы, кроме премиальных, оснащены четырьмя каналами с широкополосным усилением и равноценны. Акустика при этом может быть любой – широкополосной, коаксиальной, компонентной – но сигнал на неё поступает в полной полосе частот. Тыловая акустика установлена в задних дверях или в полке, её калибр может отличаться от калибра и типа акустики в передних дверях.
Самый простой и эффективный способ улучшить звучание штатной аудиосистемы – заменить динамики более качественными и установить активный сабвуфер в багажник или под сиденье. Мощность усилителя такого сабвуфера обычно не превышает 150 Вт, и его громкость хорошо согласуется с громкостью остальной системы. Для штатного источника сигнала придётся использовать подключение по высокому уровню (сигнал берётся с тыловых динамиков).
Для дальнейшего повышения громкости и качества звучания понадобится усилитель. Удобно использовать пяти- или шестиканальный. Это простота установки, минимум проблем с коммутацией и настройкой – конструкция и оснащение таких усилителей рассчитаны именно для варианта «фронт + тыл + саб». Как вариант – можно установить четырёхканальный усилитель и моноблок для сабвуфера, здесь можно выбрать более мощный сабвуфер.
«Фронт + саб (+ тыл)»
В такой конфигурации приоритет отдан фронтальной акустике. Тыловая или не используется, или работает от головного устройства. Фронт и сабвуфер обслуживают усилители. Здесь возможны два варианта: четырёхканальный усилитель, либо двухканальный и моноблок.
Вариант с четырёхканальным усилителем удобен для начального этапа. Два канала усилителя используются на фронт, к двум другим мостом подключается сабвуфер. Как правило, мощность усилителя в мостовом включении примерно в три раза выше мощности одного канала – то есть усилитель 4х80 Вт выдаст на сабвуфер примерно 250 Вт. Такое соотношение мощности немного ограничивает выбор акустики и сабвуфера: тяжёлый сабвуфер не раскачать «на всю катушку», а для «эстрады» на фронте придётся заметно ограничивать мощность.
В этой ситуации удобнее использовать на фронт двухканальный усилитель (например, 2х100 Вт), а на сабвуфер – специализированный моноблок (от 500 Вт). К тому же моноблок (в отличие от четырёхканального усилителя) может работать на низкоомную нагрузку (2 Ом или 1 Ом), что позволяет ещё увеличить мощность. И возможности настройки у моноблока всегда выше, чем у четырёхканального усилителя.
Кстати, при дальнейшем развитии системы старый четырёхканальный усилитель не будет лишним – можно использовать его в мостовом включении (одна пара каналов на левую сторону, вторая – на правую).
«Полупоканальный фронт + саб»
Это режим «2,5 полосы». Одна пара каналов четырёхканального усилителя работает в полосовом режиме на бас/мидбас, вторая (с ограничением низких частот) – на среднечастотник и пищалку с пассивным кроссовером. Если СЧ и ВЧ излучатели установлены рядом (а это почти всегда так), то индивидуальные задержки и коррекция им не нужны, и структуру системы можно упростить. В такой конфигурации удобно использовать четырёхканальный усилитель и моноблок, или пяти-шестиканальный усилитель.
«Поканальный фронт + саб»
В такой конфигурации широкополосному усилению уже нет места – каждый канал усилителя работает со своей полосой частот и нагружен на специализированный динамик (низкочастотный, мидвуфер, среднечастотный, твитер и т.д.). Разделение сигнала по полосам частот можно провести либо в усилителе, либо в головном устройстве с процессором. Вариантов применения усилителей здесь может быть много, всё зависит от выбранной структуры фронта и применённых динамиков.
Для двухполосного фронта (мидбас + твитер) удобно использовать двухканальный усилитель для мидбаса, а твитеры подключить к головному устройству – благодаря высокой чувствительности им не требуется большая мощность. Особенно это относится к рупорным излучателям.
В случае трёхполосного фронта (бас, мид, твитер) понадобится четырёхканальный усилитель, если пищалки подключены к головному устройству. Либо четырёхканальный для баса и мида, и отдельный маломощный двухканальный – для твитера. Для сабвуфера в любом случае потребуется моноблок.
Традиционные пяти-щестиканальные усилители для такой структуры можно использовать в случае процессорного головного устройства. Встроенные кроссоверы таких усилителей редко позволяют организовать полосовой режим работы, необходимый для мидбаса или среднечастотника.
«Многоканальный/многополосный фронт (+ тыл) + саб (несколько сабов)»
Такую конфигурацию удобнее всего строить на основе процессорного усилителя + моноблок. По существу, всё сводится к комбинации уже разобранных вариантов и ограничивается лишь возможностями процессора и числом каналов усилителя (усилителей).
Более сложные варианты аудиосистем рассмотрим отдельно на примерах реальных инсталляций.