Первая ночь в базовом лагере прошла хорошо, но беспокойно.
Всё-таки новая высота в 4900 метров над уровнем какого-то очень далёкого моря немного напоминала о себе каким-то смутным беспокойством в организме.
К тому же в спальном мешке, рассчитанном на -40 градусов комфорта было жарковато спать при плюсовой температуре.
В процессе удалось подобрать нужную комбинацию одежды и расстёгнутых и застёгнутых молний, и в дальнейшем это не причиняло неудобств. А может организм стал уставать настолько, что сам включил нужную терморегуляцию без пробуждения.
К тому же вокруг с близлежащих склонов что-то сходило с грохотом. Опять же, в последующие ночи грохот шёл знакомым фоновым аккомпанементом, не требующим пробуждения. Но в первую ночь хоть и знаешь, что это всё далеко и тебя не касается, всё равно несколько волнующе.
Но так или иначе, ночь прошла, наступило утро, а с ним и время новых приключений.
С утра, кстати, над лагерем показывали кусочки голубого неба и элементы окрестных гор. Событие в дальнейшем повторяющееся не так часто, как этого бы хотелось.
В этот день в лагерь должна была подняться вся наша группа.
Однако, понимая, что в лагерь они придут не раньше обеда, я ещё накануне запланировала прогуляться вверх по тропе до того места, где кошки надевают перед выходом на ледник.
Вы же помните, у меня был план на весьма активную акклиматизацию. А это значит - ни дня без выхода наверх. По крайней мере на начальном её этапе.
Уже на следующий день в моих планах было выйти на первый раунд акклиматизации с ночёвками в первом лагере на высоте 5700 и во втором на высоте 6400.
Так что не время было расслабляться и засиживаться.
Вообще-то я просто хотела пройтись вверх по тропе, никого не обременяя своими желаниями.
Но ещё в Самагаоне, когда я вкратце озвучила нашему сирдару Дукпе план своих перемещений, он сказал, что как только я приду в базовый лагерь, меня познакомят с шерпой (ему надо подумать и выбрать самого лучшего), который будет меня сопровождать во время всех хождений.
И вот после того, как меня накормили, мои вещи с горе-портером нашли, я заселилась в свою палатку, настало время знакомства.
Очень, скажу я вам волнующий момент. Особенно учитывая, что во все прошлые экспедиции мне с сопровождающими шерпами везло не очень. А во время экспедиции на Лхоцзе - очень не повезло.
Поэтому к нынешнему шерпе по имени Пасанг я сначала отнеслась, мягко говоря, настороженно.
Но он быстро растопил мою настороженность, когда пришёл к моей палатке за пять минут до назначенного мной время выхода на прогулку и спросил, готова ли я.
У шерп, знаете ли, с пунктуальностью не очень, а тут такая забота.
Впрочем, забегая вперёд скажу, что в дальнейшем он уже не был столь пунктуальным. Не раз перед выходом наверх, когда назначенное время наступало, я ходила по лагерю и искала, где же мой Пасанг.
Но к этому моменту остальные достоинства настолько перевесили этот незначительный недостаток, что я не обращала на него внимания.
Однако, первый раз было всё очень пунктуально, даже с запасом. А первое впечатление, как вы знаете, очень важное.
Долго мы гулять не собирались. Шерпы мне вообще сказали, что кошки где-то на 5100 надевают (с точностью высот у них тоже не очень).
"Двести метров набора высоты - это лучше, чем ничего," - подумала я, и мы пошли.
Заодно прогулялись мимо всех лагерей, находящихся выше нас. Посмотрели, кто как живёт.
У Нимса прям целый посёлок городского типа. На фотографии не видно, к сожалению, какие там лестницы и стены из камней монументальные выложены.
В нашем лагере, глядя на палатки-столовые, возвышающиеся над нами, я думала, что выше уже ничего нет.
Оказывается есть. Да ещё сколько! Идти и идти.
И ещё выше, и ещё.
Прошло где-то полчаса, пока мы до самых верхних палаток добрались.
И тут Пасанг спросил меня, не пора ли нам домой.
На что я ответила, что впереди - прекрасная дорога, а нам ещё гулять и гулять.
Потом он меня ещё пару раз спрашивал, не нагулялась ли я, пока наконец не понял, что я не нагуляюсь, пока мы до места надевания кошек не дойдём.
Кстати, знакомьтесь. Вот Пасанг.
В ходе прогулки положительное впечатление от общения с ним только усиливалось.
Во-первых, у него был нормальный английский, и с ним можно было действительно общаться, а не ограничиваться двумя словами "гоу" и "рест".
Выяснилось, что он уже давно работает с нашей компанией. Был на Манаслу, в этом году поднимался на Эверест, был одним из шерпов, сопровождавших космонавта с его оператором Льюисом. А летом ездил на пик Ленина. Есть у нас такая традиция - шерпов на пик Ленина привозить. Таким образом они повышают свою квалификацию и не сидят без работы, когда в Непале не сезон.
Высота уже перевалила за 5100, дорога, насколько было видно, шла по камням. И я радовалась, что высоты мы наберём побольше, чем ожидалось.
Ледник вздыбливался белыми волнами, водопадики стекали со стен - красота.
Облака то опускались совсем низко, то приподнимались, открывая кусочки гор.
Надо сказать, что несмотря на палатки, людей, всё вокруг создавало ощущение какой-то дикой, первозданной, необузданной красоты.
Облака то сходились, то расходились, открывая кусочки неба, как порталы в другой мир.
На небольшом кусочке скал был участок с закреплёнными верёвками. Но это нас, как вы понимаете, не остановило. Тем более, что за те верёвки все просто руками держатся. Можно и вообще без них, но с ними проще.
А дальше верёвки зачем-то просто шли по скалам. Видимо, путь указывали, куда нам идти.
Чем выше мы поднимались и чем лучше становилась погода, тем чаще я останавливалась. Но не потому что устала. Просто невозможно было пройти мимо и не сфотографировать.
Поднявшись на высоту 5250 метров, то есть, набрав 350 метров (отлично, я считаю!), мы дошли до конца нашего пути.
Конечно, можно было пройти ещё немного выше (на следующий день кошки мы надели только на высоте 5350 метров), но я решила, что слишком усердствовать тоже нехорошо.
Тем более, погода ненадолго разгулялась, и можно было на красоту спокойно посмотреть.
Увидев гору впереди, я тут же стала спрашивать, точно ли это не Манаслу, хотя к этому моменту уже знала, что Манаслу слева. Но хотелось уточнить, чтобы потом не перепутать.
Пасанг сказал, что первый лагерь находится под чёрными скалами слева. Тут я очень удивилась, что он так близко находится. То есть теоретически мы могли бы и в первый лагерь прогуляться (без кошек - плохая идея, но потом я видела девушку в обычных кроссовках идущую оттуда).
А потом облака стали снова накатывать.
И к моменту, когда мы собрались спускаться вниз, закатили всю красоту.
Нам навстречу шло довольно много людей, которые не просто погулять вышли, а шли уже на акклиматизацию в первый (а возможно и во второй!) лагерь.
И тут на меня снова начала накатывать паника: не опоздаю ли я, люди уже наверх идут, а я тут по низам гуляю.
Эти мысли то и дело снова и снова посещали меня: успею ли я акклиматизироваться, достаточно ли будет дней, а что если, пока я акклиматизируюсь, хорошая погода закончится.
Надо, конечно, начать с того, что пока хорошая погода ещё даже и не начиналась. Но это не мешало мне то и дело если не впадать в панику, то беспокоиться.
А вот уже и наш лагерь.
То есть, сначала не наш. И потом не наш.
А потом уже наш.
Пришли мы как раз к обеду. Меня спросили, буду ли я сейчас есть или подожду, когда группа придёт.
И тут я, конечно, сглупила. Сказала, что дождусь всех.
Я-то думала, что они буквально с минуты на минуту покажутся.
Потом выяснилось, что им ещё часа три идти (не понятно, чем они там занимались, но путь был долгий), но попросить еду я уже постеснялась.
И мы начали ждать.
За то время, пока они не приходили, выяснилась проблема с отсутствием газового обогревателя в столовой, и её успели решить, два раза начинался и заканчивался дождь, давно уже прошло время обеда. А они всё не шли и не шли.
Потом пришли мулы с нашими баулами, с которыми мы ещё в Катманду расстались.
Баулы украсили главную площадь лагеря, а у меня на какое-то время появилось занятие - вещи разложить красиво по палатке.
Ожидание затягивалось.
Но потом сказали, что группа вот-вот подойдёт.
И мы накрыли приветственный столик. Есть захотелось ещё больше.
И наконец они пришли.
Стало шумно, людно, сытно. В общем, как обычно.
Началась обычная жизнь в базовом лагере, который я уже на следующий день собиралась покинуть на пару ночей.
В предыдущей серии: