Найти в Дзене

Переход между эпохами: Чжан Дацянь

Чжан Дацянь (1899–1983) — имя, которое сегодня звучит как знак перехода: от строгой традиции гохуа — к свободному, современному взгляду на неё. Он родился в эпоху династии Цин и стал свидетелем почти всего XX века, прошёл путь от изучения старых мастеров до собственных смелых экспериментов с цветом и формой. Учился у монахов, подражал великим, копировал настенную живопись из пещер Могао — и в результате сам стал художником, у которого теперь учатся. В 1936 году, в предисловии к сборнику его работ, Сюй Бэйхун назвал его «гением последних пяти столетий». И это звучит не как преувеличение. Уже при жизни его картины висели в музеях рядом с шедеврами Сун и Мин, а сегодня они входят в число самых дорогих произведений китайского искусства на аукционах мира. Он писал пейзажи и цветы, старцев и водопады, птиц, лотосы и туманы. И во всём этом — не только техника и мастерство, но и вкус к жизни, свойственный тем, кто знал цену утратам. Ушедшее он не оплакивал, но хранил. Новое он не отвергал, но

Чжан Дацянь (1899–1983) — имя, которое сегодня звучит как знак перехода: от строгой традиции гохуа — к свободному, современному взгляду на неё.

Он родился в эпоху династии Цин и стал свидетелем почти всего XX века, прошёл путь от изучения старых мастеров до собственных смелых экспериментов с цветом и формой. Учился у монахов, подражал великим, копировал настенную живопись из пещер Могао — и в результате сам стал художником, у которого теперь учатся.

-2

В 1936 году, в предисловии к сборнику его работ, Сюй Бэйхун назвал его «гением последних пяти столетий». И это звучит не как преувеличение. Уже при жизни его картины висели в музеях рядом с шедеврами Сун и Мин, а сегодня они входят в число самых дорогих произведений китайского искусства на аукционах мира.

-3

Он писал пейзажи и цветы, старцев и водопады, птиц, лотосы и туманы. И во всём этом — не только техника и мастерство, но и вкус к жизни, свойственный тем, кто знал цену утратам. Ушедшее он не оплакивал, но хранил. Новое он не отвергал, но осмысливал на языке традиции.

Искусство Чжан Дацяня — это диалог времени. Между тем, что было, и тем, что стало возможным. Между старым Китаем и будущим, в котором он, как ни странно, чувствовал себя уверенно.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10