… Великая княгиня Екатерина морщит носик: девчонка будет ее фрейлиной? Фи, как некрасива – лицо широкое, фигура полная, нескладная. И сразу видно, что грязнуля. Зато – племянница канцлера Михаила Воронцова, в штат княгини введена императрицей Елизаветой; поди тут возрази. 20-летняя Екатерина брезгливо глядит на 10-летнюю Лизку, царицыну тезку. Ладно, пусть пока служит; авось найдем предлог, чтоб сплавить пигалицу подальше.
На дворе 1749 год; скоро Елизавета Воронцова перенесет оспу и подурнеет еще больше. Но отделаться от нее у княгини не выйдет: несуразной фрейлиной внезапно увлечется великий князь, муж Екатерины и наследник престола российского Карл Петер Ульрих. В крещении - Петр Федорович.
Прискорбный выбор
Немецкая принцесса Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, в России названная Екатериной Алексеевной, свежа как майская роза, милая брюнетка с изящными манерами. А Петру до супруги как до лампады; он величает ее «запасная мадам», заводит любовниц. Екатерина не остается в долгу, и весь двор дивится их высоким отношениям.
Но настоящий шок вызовет связь наследника с той, о ком французский посланник Ж. Фавье сообщал: «Безобразие Воронцовой было невыразимо и не искупалось ни хорошим сложением, ни белизной кожи». При дворе столько красавиц, а он… Не расстается с ней, по-семейному кличет ее Романовной – прикольно же, он – Романов, она – Романовна… Императрица Елизавета смеется над выбором племянника, шутя зовет его избранницу «госпожой Помпадур».
Екатерина к мужу равнодушна, до его увлечений ей дела нет. Зато в 1758-м она сближается с младшей сестрой Елизаветы Воронцовой Екатериной (еще не Дашковой). 15-летняя девица, что проводит «почти все время за учением», покоряет знаниями и литературным вкусом великую княгиню, почти вдвое ее старшую. У двух Екатерин масса общих интересов; главный - политика…
А с сестрой Елизаветой, что стелется под наследника престола, у красивой начитанной Екатерины нет ничего общего.
Рядом с царем
Государыня Елизавета Петровна умирает; накануне 1762 года российский трон занимает Петр III. Самодур, фанат игр в оловянных солдатиков, поклонник Фридриха Великого. Он успеет начудить и натворить немало (в том числе хорошего, кстати); но едва ли не самым скандальным поступком – после сведения на нет побед Семилетней войны – станет возвышение Елизаветы Воронцовой. Рябой, обрюзгшей, толстой. Романовну жалуют в камер-фрейлины, цепляют ей на грудь орден святой Екатерины (вторую по значению награду в империи), одаряют 5 тысячами империалов для уплаты долгов, драгоценностями на 50 тысяч, отдают ей покои рядом с императорскими. По словам писателя А. Болотова, Петр III «не скрывал ни перед кем непомерной любви к ней». Пущен слух о том, что он не прочь заточить законную супругу в монастырь и жениться на Лизке.
Обе Екатерины всполошились: сейчас или никогда. Дашкова не дружит со старшей сестрой; а та, даже будучи в большом фаворе, побаивается волевой, амбициозной младшей. И ни сном, ни духом не ведает, что сестра заодно с подругой готовит переворот. Посидел на престоле Петр III полгода – хватит, пора жене место уступить, та сможет управлять умнее и ловчее. Ну, так по крайней мере считали те, кто 28 июня 1762-го сменил царя на царицу.
О том, что он больше не у руля империи, Петр узнает в Петергофе, куда едет в компании Воронцовой праздновать именины сына Павла. Свергнутый мечется туда-сюда, ищет помощи в Кронштадте – тщетно; его берут под стражу в Ораниенбауме. Петр пишет отречение и просит жену не отнимать у него скрипку, любимую собачку, арапчонка и… Романовну. Но в Ропшу экс-император едет без Елизаветы; на ее счет у новой государыни иные планы.
Госпожа Полянская
Лизка умоляет выслать ее с Петром на его родину в Голштинию – ага, как же; смерть ему уготована, а не Голштиния.
Ты ж, Романовна, сымай свои регалии и орденок вернуть не забудь. В 1765-м Екатерина выдает любовницу покойного мужа за подполковника Александра Полянского, незнатного, немолодого; ему 44, Елизавете – 26. Двор расценил этот мезальянс как издевку императрицы над соперницей. Зато приданое у той приличное да и муж, гляньте, уже статский советник; и в Петербург опальную мадам Полянскую снова пускают. Как-то Екатерина даже изволит оплатить ее долги. Пару не видят при дворе, но замечают в свете. Елизавета рожает Александру дочь и сына; крестной сына становится… Екатерина II.
У Дашковой с царицей складывается по-всякому, но горячей дружбы меж ними уже нет - слишком умна и резка младшая Екатерина. Дашкова рано вдовеет, погружается в науку, путешествует; наконец императрица ставит ее директором Академии наук - потрясающий успех ученой дамы. Сестер часто сравнивали – поди ж ты, одна такая умница, другая глупа и недалека. Однако в письмах к брату слог у Полянской превосходен, не хуже, чем у Дашковой. Да и оба их брата больше любят старшую сестру – та добрее, сердечнее.
Елизавета Воронцова доживет до 52-х, скончается в 1792-м. Екатерина II переживет ее на 4 года, а сестра Дашкова – на все 18, она уйдет в 1810-м. Всех дольше протянет статский советник Полянский: умрет в 1818-м, почти столетним, на излете правления Александра I, внука Екатерины II.
Автор – Марина Туманова
Душевное вам спасибо за лайки, комментарии, подписки
На обложке: Петр III и Елизавета Воронцова (условная)