Орловский (Смирнов) Борис Иванович (?–1837)
Великий русский скульптор-монументалист, академик и профессор Императорской академии художеств. По происхождению из крепостных крестьян.
Точный год его рождения неизвестен, но известно точно, что в 1798 году помещица Мацнева продала принадлежавшую ей семью Смирновых помещику Шатилову, владевшему селом Моховое Орловской губернии. Мальчику Боре, уже тогда проявлявшему большие способности к рисованию в то время было примерно 5–6 лет.
После смерти хозяина усадьбы Моховое Н. В. Шатилова, наследниками стали его сыновья Иван и Николай молодые люди, очевидно не чуждые чувству прекрасного. Они по достоинству оценили способности своего юного крепостного и отправили его в Москву учеником в мастерскую известного мраморщика Сантино Кампиони, итальянца обретавшегося в первопрестольной с 1795 года.
Вскоре Борис Орловский, прозванный так за происхождение из Орловской губернии, становится одним из лучших мастеров, работавших на Кампиони.
Спустя несколько лет другой итальянец Паоло Трискорни, работавший в Санкт-Петербурге, переманивает молодого скульптора в свою столичную мастерскую. Там в свою очередь в судьбе молодого мастера играет важную роль знаменитый скульптор И. П. Мартос, о котором я уже рассказывал вам мои уважаемые читатели на моем канале.
По достоинству оценив талант молодого ваятеля он настойчиво порекомендовал ему выполнить мраморный бюст императора Александра I в образе римского триумфатора.
Президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин, преподнес бюст супруга в дар императрице Елизавете Алексеевне и как по мановению волшебной палочки крепостной крестьянин получает вольную, и зачисляется в Академию художеств.
Впрочем, уровень его мастерства к этому моменту был уже настолько высок, что уже год спустя в 1823 году Борис Орловский направляется за казенный счет в Италию «для усовершенствования в ваятельном искусстве». Там он 6 лет работает в мастерской датчанина Бертеля Торвальдсена, одного из главных представителей золотого века неоклассицизма в европейской скульптуре. Сам Торвальдсен считал Орловского своим лучшим учеником.
Сегодня работы Бориса Ивановича Орловского римского периода можно увидеть в Русском музее
В 1831 году Борис Иванович Орловский избирается академиком ИАХ и получает должность профессора скульптуры. Самыми знаменитыми его учениками стали Пётр Клодт и Николай Рамазанов.
В Петербурге Орловский продолжал много и плодотворно работать и без его главных произведений сегодня невозможно представить наш город.
1. Ангел на Александровской колонне
2. Памятник Кутузову у Казанского собора
3. Памятник Барклаю-де-Толли у Казанского собора
4. Фигуры гениев для Триумфальных ворот за Московской заставой
Борис Иванович Орловский – гений русской скульптуры скончался в декабре 1837 года от пневмонии. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Через сто лет был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств. Памятник из гранита и мрамора представляет собой гладкую колонну на постаменте, увенчанную траурной мраморной урной и выполнен в полном соответствии с канонами классицизма, которые он так любил.
Павлищева (урожденная Пушкина) Ольга Сергеевна (1798–1868)
Старшая сестра Александра Сергеевича Пушкина, с которой он был весьма дружен и откровенен в детстве и юности. Была дамой с весьма неудачной личной жизнью и вышла замуж только в тридцать лет и то тайком.
Сохранилось письмо Василия Андреевича Жуковского к своей племяннице А. А. Воейковой от 4 февраля 1828 года, в котором сказано:
«Пушкина, Ольга Сергеевна, одним утром приходит к брату Александру и говорит ему: милый брат, поди скажи нашим общим родителям, что я вчера вышла замуж… Брат удивился, немного рассердился, но, как умный человек, тотчас увидел, что худой мир лучше доброй ссоры, и понес известие родителям. Сергею Львовичу сделалось дурно… Теперь все помирились.»
Впрочем, семейная жизнь складывалась, мягко говоря, неудачно. Муж, находившийся на государственной службе, вскоре получил назначение в Варшаву, а жена, не отличавшаяся хорошим здоровьем, осталась в Петербурге. Так что большую часть жизни супруги прожили врозь. В 1834 году у них родился сын Лев, а в 1937 дочь Наталья. В конце жизни Ольга Сергеевна оказалась вообще никому не нужна. Она разъехалась с мужем и доживала остаток дней почти ослепнув.
Её устные рассказы послужили основой для описания детских лет Пушкина в первой фундаментальной биографии поэта, написанной П. В. Анненковым.
Ольга Сергеевна Павлищева скончалась 2 мая 1868 года в Петербурге и была похоронена на Новодевичьем кладбище. В середине 30-х годов прошлого века прах сестры гения русской поэзии был перенесен в «Некрополь мастеров искусств».
Надгробие представляет из себя скромную плиту из известняка, с плохо читаемой надписью.
Серов Александр Николаевич (1820–1871)
Валентин Серов. Портрет отца, композитора Александра Серова
Русский композитор и музыкальный критик, отец художника Валентина Серова.
Родился в Санкт-Петербурге в семье чиновника финансового ведомства Николая Ивановича Серова.
Учится музыке начал в 7 лет и проявил выдающиеся способности, но по настоянию отца окончив гимназию поступил в Училище правоведенья.
НО ПО НАСТОЯНИЮ ОТЦА. Однако отец настоял, что бы сын пошёл по его стопам и посвятил жизнь государственной службе.
Был чиновником министерства юстиции и внутренних дел. Служил в Санкт-Петербурге, Симферополе, Пскове и сделал неплохую карьеру.
В 1850 году вышел в отставку в чине действительного статского советника, что соответствовало воинскому званию генерал – майора.
Даже будучи государственным служащим не оставлял увлечения музыкой и написал несколько опер и целый ряд других композиций.
Был знаком и близко общался с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским и другими видными музыкальными деятелями того времени. Во время заграничных путешествий познакомился и в дальнейшем переписывался с Ференцем Листом и Рихардом Вагнером.
Выйдя в отставку становится музыкальным критиком, тесно сотрудничавшим с журналами «Современник», «Сын отечества», «Библиотека для чтения».
В 1867 году предпринял попытку издания первой в России специальной музыкальной газеты «Музыка и театр» к сожалению неудачную.
Александр Николаевич Серов скончался в Санкт-Петербурге 20 января (1 февраля) 1871 года.
Был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, ныне, как известно являющимся музеем «Некрополь мастеров искусств».
Памятник на могиле бронзовый бюст на постаменте белого мрамора. На лицевой стороне постамента врезная профилированная доска на четырех розетках с надписью выпуклыми литерами, под которой изображены крест и лира.
Авторы: архитектор Л. Н. Бенуа, скульптор П. П. Забелло, мастер Руффинони. Отливка бюста выполнена на бронзолитейной фабрике Феликса Шопена.
Соколов Павел Петрович (1764–1835)
Ещё один замечательный скульптор – монументалист творения которого, несомненно, известны даже тем кто никогда не бывал в Петербурге, а вот имя подзабылось.
Павел Петрович Соколов родился 16 (27) июня 1764 года в Санкт-Петербурге. С 1770 по 1785 годы учился в Академии художеств. Хочу сразу пояснить что на первом этапе своего существования ИАХ была учебным заведением полного цикла.
По уставу 1764 года весь курс обучения был рассчитан на 15 лет. В течение первых девяти воспитанники разных классов готовились по единой программе, получая общеобразовательную и художественно-теоретическую подготовку. В последние шесть лет они обучались в специальных классах, носивших характер мастерских и отличавшихся особенностями преподавания у каждого художника-педагога.
После окончания полного курса Павел Соколов был выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени и шпагой, а в 1786 году был направлен на стажировку в Париж за государственный счет на три года.
В 1802 году получил звание «назначенного в академики», а с 1813 года академик Императорской Академии художеств. Служил «мастером резного художества» при Адмиралтействе.
Ну а теперь я назову несколько наиболее известных работ ваятеля:
1. Бронзовая скульптура «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского села, которую воспел Пушкин в стихотворении 1830 года «Царскосельская статуя
2. Львы на Львином мосту
3. Грифоны на банковском мосту
4. Сфинксы на Египетском мосту
Думаю, мои уважаемые читатели согласитесь, что в любом фильме, действие которого происходит в Петербурге, обязательно присутствует хотя бы одно творение Павла Соколова.
Скончался замечательный ваятель 24 сентября (6 октября) 1835 года и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Памятник на могиле представлял собою прямоугольный пилон, на суживающемся кверху цоколе и плинте, увенчанный шаром на подставке с крестом. В 1940 году прах вместе с памятником был перенесен в «Некрополь мастеров искусств». Крест при этом, как водится был «утрачен».
На этом уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи