Найти в Дзене

«Некрополь XVIII века». Иван Петрович Мартос -крупнейший мастер мемориальной и монументальной скульптуры рубежа 18 – 19 веков

Здравствуйте мои уважаемые читатели и подписчики. Сегодня я предлагаю вашему вниманию рассказ о человеке надгробие, которого в «Некрополе XVIII века» выглядит достаточно скромно и не привлекает особого внимания посетителей, как например надгробия – гисанты о которых мы говорили пару дней назад Монумент выглядит хотя и солидно, но достаточно традиционно и представляет собой гранитный жертвенник с треугольными фронтонами и акротериями. С двух сторон вырублены надписи. На южной стороне над рельефным лавровым венком надпись: Ваятелю И.П.Мартосу на IX десятилет: жизни Сконч.5 Апр. 1835 г. На северной стороне: Отъ вдовы неутешной Благодетелю супругу поставл: 1836 г. Да, здесь похоронен великий русский ваятель, виднейший представитель русского классицизма в скульптуре конца 18 – начала 19 века Мартос Иван Петрович (1754-1835) Думаю, что едва взглянув на этот портрет, вы мои уважаемые читатели уже догадались, что художник хотел дать понять зрителям, возможно никогда даже не слышавшим фамилию с
Оглавление

Здравствуйте мои уважаемые читатели и подписчики. Сегодня я предлагаю вашему вниманию рассказ о человеке надгробие, которого в «Некрополе XVIII века» выглядит достаточно скромно и не привлекает особого внимания посетителей, как например надгробия – гисанты о которых мы говорили пару дней назад

Монумент выглядит хотя и солидно, но достаточно традиционно и представляет собой гранитный жертвенник с треугольными фронтонами и акротериями.

С двух сторон вырублены надписи. На южной стороне над рельефным лавровым венком надпись:

Ваятелю И.П.Мартосу на IX десятилет: жизни Сконч.5 Апр. 1835 г.

На северной стороне:

Отъ вдовы неутешной Благодетелю супругу поставл: 1836 г.

Да, здесь похоронен великий русский ваятель, виднейший представитель русского классицизма в скульптуре конца 18 – начала 19 века

Мартос Иван Петрович (1754-1835)

Антонелли Д.И. Портрет ректора Академии Художеств, скульптора И. П. Мартоса. 1820
Антонелли Д.И. Портрет ректора Академии Художеств, скульптора И. П. Мартоса. 1820

Думаю, что едва взглянув на этот портрет, вы мои уважаемые читатели уже догадались, что художник хотел дать понять зрителям, возможно никогда даже не слышавшим фамилию скульптора, что Иван Петрович был автором одного из самых первых и самых знаменитых российских памятников «Гражданину Минину и князю Пожарскому» на Красной площади в Москве.

-3

Кроме этого монумента, ставшего одним из главных символов нашей страны, Иван Петрович создал множество других произведений монументального искусства, среди которых хотелось бы выделить:

Бронзовая статуя Иоанна Крестителя при Казанском соборе в Санкт – Петербурге
Бронзовая статуя Иоанна Крестителя при Казанском соборе в Санкт – Петербурге
Бюст императора Александра I. 1822 год
Бюст императора Александра I. 1822 год

Прижизненное мраморное изваяние Государя – победителя. Был установлен в холе Биржи. В 1919 году памятник был демонтирован, но к счастью не уничтожен, а передан в Русский музей, где хранился в запасниках почти 80 лет и только в 2005 году выставлен на всеобщее обозрение.

Памятник герцогу де Ришельё, или знаменитый Бронзовый Дюк в Одессе.
Памятник герцогу де Ришельё, или знаменитый Бронзовый Дюк в Одессе.

Наверное, об этом памятнике слышали все. На фоне событий происходящих сейчас на Украине, одно время шли разговоры о сносе этого символа «жемчужины у моря» который благополучно пережил и революцию и немецко – румынскую оккупацию и прочие беды. Но кажется, здравый смысл всё-таки возобладал и судя по фото из интернета одесситы не только не собираются сносить Дюка но и стараются его обезопасить.

-7

Другим памятникам работы великого скульптора повезло меньше. Памятник великой княгине Александре Павловне в городе Павловск, памятник Александру I в Таганроге, памятник князю Потёмкину в Херсоне были в свое время уничтожены.

Кроме монументальной скульптуры Иван Петрович Мартос известен как великолепный мастер надгробной пластики. В своих публикациях я уже неоднократно писал о созданных им шедеврах мемориальной скульптуры. Давайте посмотрим на некоторые из них.

-8

Граф Никита Иванович Панин (1718-1783). Государственный деятель, дипломат, воспитатель Павла I. Благовещенская усыпальница Александро-Невской лавры.

-9

Артемий Иванович Лазарев (1768-1791). Премьер-майор, адъютант князя Г.А.Потёмкина. Благовещенская усыпальница Александра-Невской лавры.

-10

Княгиня Елена Степановна Куракина, урожденная Апраксина (1735-1769). Благовещенская усыпальница Александра-Невской лавры.

-11

Княгиня Екатерина Андреевна Куракина, урожденная Бутурлина (1766-1824). Благовещенская усыпальница Александра-Невской лавры.

-12

Барельеф с надгробия княгини Волконской Софии Семеновны (1707-1777), урожденной княжны Мещерской, жена генерал-аншефа князя С.Ф. Волконского. Была похоронена в Донском монастыре (Москва). Барельеф находится в собрании ГТГ.

Иван Петрович Мартос был одним из лучших русских мастеров, работавших в жанре мемориальной скульптуры. Сколько всего ин изготовил надгробий, доподлинно неизвестно, но точно известны две последних его работы. Ими стали надгробие Анны Петровны Кожуховой (Трубецкой) на кладбище Донского монастыря в Москве

-13

и его авторское повторение на могиле Карнеевой Елены Сергеевны (1786-1830) на Волковском православном кладбище Санкт-Петербурга.

-14

Композиция представляет собой фигуру коленопреклоненного, скорбящего крылатого Гения, которая установлена на постамент из чугунных плит. Ныне скульптура находится в «Некрополе XVIII века».

Иван Петрович Мартос скончался в апреле 1835 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 30-е годы прошлого века перезахоронен, на Лазаревском кладбище.

-15

Автором памятника стал его зять, архитектор Абрам Иванович Мельников (1784-1854).

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.