2016 год
"МС-21 по своему технологическому уровню, по сути, об этом можно сказать прямо, превосходит те гражданские суда аналогичного класса, которые в настоящий момент летают. Уверен, что это будет очень хорошая машина, экономичная, надёжная. И сегодняшнее событие подтверждает то, что мы способны такие машины создавать, которые не только продвигают вперёд наше авиастроение, но и будут конкурировать с другими государствами.
<...>
Впервые машина должна подняться в небо в следующем году.
Хочу лишь сказать, что абсолютно убеждён в том, что лайнер станет гордостью российской гражданской авиации и люди – и наши граждане, и граждане других стран – будут с удовольствием летать на МС-21."
/Дмитрий Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации. 8 июня 2016 года, Иркутский авиационный завод, презентация самолета МС-21/
До сих пор МС-21 гордостью не стал и люди на нем не летают.
Почти 10 лет спустя. Август.
"В августе месяце взлетит самолет уже полностью импортозамещенный - сегодня пока летает частично импортозамещенный. Мы рассчитываем завершить сертификационные испытания до конца 2026 года и перейти к серийному выпуску МС-21"
/Глава «Ростеха» Сергей Чемезов, август 2025 года, на встрече с Председателем правительства Михаилом Мишустиным/
Не, в августе опять не взлетел.
Октябрь.
"Машина проходит проверки в летно-испытательном комплексе и в ближайшее время присоединится к программе летных испытаний"
/глава Минпромторга РФ Антон Алиханов, 8.10.2025/
Не, машина опять не присоединилась.
"Активно идет работа по импортозамещению систем. В целом самолет насчитывает более 200 систем и подсистем. И на сегодняшний день в завершающей стадии у нас пять крайних компонентов, систем и подсистем: это система обледенения, водо-вакуумная, предупреждения столкновения, метеолокатор, электроснабжение. Я уверен, что в те сроки, которые на сегодняшний день определены, это конец следующего года, авиационной промышленности, "ОАК" совместно с Росавиацией удастся завершить все необходимые мероприятия для завершения сертификационных задач.
<...>
После завершения данных работ у нас будет четкое понимание по срокам."
/Глава Росавиации Дмитрий Ядров, Иркутск, 15.10.2025/
Ну и хватит пока цитат, показывающих процесс в динамике. Похоже, что никакой сертификации и готовности к запуску серийного производства в конце 2026 года не случится и сроки опять уедут вправо, как это происходило регулярно с 2017 года.
МС-21-300 летал на авиасалоне МАКС, сертифицировался, испытывался, импортозамещался, окрашивался в ливрею авиакомпании "Россия", менял индекс на 21-310, но как он ни импортозамещался-импортозамещался, так и не выимпортозаместился.
Еще раз. До сих пор не созданы следующие отечественные системы для МС-21 (в терминологии Ядрова):
- Система обледенения.
- Водо-вакуумная система.
- Система предупреждения столкновения.
- Метеолокатор.
- Система электроснабжения.
Можно было бы поверить, что к декабрю 2026 года всё это будет сделано, облётано и сертифицировано. Можно. Если бы это был не МС-21, а новая версия Airbus A320 или Boeing 737 MAX. Просто речь бы тогда шла об адаптации готовых систем под модернизированную машину в течение нескольких месяцев. У нас совсем другая история.
Учитывая, что как-то совсем затихла тема с освещением в СМИ скорого массового выпуска Ту-214, полностью импортозамещенного "Суперджета", а также то, что в октябре опять перенесли сроки сертификации и серийного производства Ил-114-300, можно сделать вывод:
Актуальная проблема заключается не в создании названных выше систем для самолёта МС-21, а в базовых пробелах конструкторско-инженерной школы. Видимо, есть системы и агрегаты, которые в нашем Отечестве мы не можем производить сейчас для любых гражданских самолётов.
Где-то растеряли советские наработки, где-то тупо пользовались новым чужим и не напрягались созданием собственного. Как, например, это получилось с системой "предупреждения столкновения", более известной в авиационном сообществе под иностранным названием TCAS (Traffic Collision Avoidance System).
Вообще, конечно, от Антона Алиханова - нынешнего главы Минпромторга - можно было бы ожидать более радостных новостей. Когда он приходил на эту должность с поста губернатора Калининградской области, всё выглядело как назначение успешного эффективного управленца на пост, где требуется ряд решений прямо уже антикризисного характера. А в итоге получилось как всегда: по авиапрому все сроки в очередной раз поехали вправо, да ещё как тут не вспомнить тут про планы повышения автомобильного утильсбора, за который Алиханова буквально готовы проклинать сотни тысяч человек. Людям становится недоступной машина, которую они планировали купить, а иномарки в России будут стоить дороже, чем в любой другой стране мира. Но ладно, вернемся к авиации.
И вот что: глядя из октября 2025 года в начало 2027-го, хочется в очередной раз надеяться на чудо, но готовиться в реальной жизни к тому, что летать мы будем всё на тех же иностранных самолётах, но они будут более старыми. И, наверное, их будет поменьше, чем сейчас. Недавние планы группы "Аэрофлот" забрать на запчасти сколько-нибудь бортов B737 и B747 более не работающих авиакомпаний "Атран" и AirBridgeCargo - они ведь и про это тоже: надо поддерживать лётный ресурс своего флота любой ценой, ибо точных сроков поставки новых бортов нет. Когда начнут производить серийно МС-21, SJ-100, Ил-114-300 и Ту-214 - никто сейчас точно сказать не может, а за враньё никто не ответит (как показывает многолетняя практика).
Разумеется, автор - нытик и диванный эксперт, а люди в это время работают и строят новую российскую авиацию. Это я сразу пишу, чтобы излишне оптимистичные читатели не затрудняли себя и не строчили подобные комментарии под текстом.
К тому же, новые Су-34 и Су-35 регулярно в ВКС России поступают. И Су-57 тоже. Как удовлетворит авиапром нужды армии, так глядишь и о гражданских авиапассажирах вспомнит.