Найти в Дзене
Эй! Палыч

Обсудим содержание самой спорной пластинки Джона Леннона (и это - не "Two Virgins")

Пришло время обсудить содержание самой спорной пластинки Джона Леннона в его дискографии (и это - не "Two Virgins"). Мы с вами уже выяснили, что переизданный буквально на днях (10.10.2025) "Some Time In New York City" никогда не был почитаем у слушателей. Основная программа альбома (10 песен, записанных в студии) уместилась на первой пластинке, и эту пластинку мало кто принял с восторгом в далёком 1972 году. Но была ещё и вторая, бонусная, озаглавленная "Live Jam", длительностью в дополнительные 47 с половиной минут - возможно, самые кошмарные 47 с половиной минут в жизни почитателей творчества Леннона. И до сих пор многие из них предпочитают не вспоминать о существовании подобной страницы в дискографии музыканта, подобно тому, как современные фанаты Pink Floyd игнорируют (или пытаются игнорировать) факт существования студийной половины альбома "Ummagumma" (1969).

-2

Итак, вторая пластинка, вкладывавшаяся в 1972 году во второй рукав общего разворотного конверта, оформленного под газетные страницы, действительно носила отдельное название "Live Jam" и не имела прямого отношения к содержанию первой, студийной пластинки "Some Time In New York City". Здесь следует поблагодарить нашего читателя В. Петровича, который в комментариях к нашей предыдущей публикации напомнил, что двойник изначально продавался практически по цене одинарного альбома (с незначительной наценкой), поскольку бонусный диск шёл "довеском". Но это также означает, что покупатель всё равно переплачивал, приобретая вместе с искомой студийной пластинкой ещё и концертный аппендикс. А учитывая разочаровывающе слабый материал, представленный на обоих дисках, огорчению слушателей, надо полагать, не было предела. Не меньшее огорчение испытывал в те дни и подсчитывавший убытки менеджер экс-битлов Аллен Клайн. Тому не сильно понравилась идея Джорджа Харрисона добавить отдельную пластинку бесформенных студийных импровизаций в коробку "All Things Must Pass" в 1970 году, а тут ещё - Леннон, которому приспичило издать свои "живые джемы" в виде номерного альбома аккурат к Рождеству 1971-го. Учитывая, что крайний диск Маккартни и его новой группы Wings "Wild Life" только что потерпел фиаско (вчерашние битломаны отнюдь не горели желанием его покупать, не говоря уже об остальной части потребителей поп- и рок-музыки), можно было ожидать заката интереса к Битлз, выпусти Леннон следом такой альбом. После долгих споров, Клайну всё же удалось остудить ленноновский пыл, и "Live Jam" решено было "подсунуть" слушателям без громких фанфар, исподтишка, в июне 1972-го - в качестве "бесплатного" дополнения к новому "студийнику".

Стоит ли говорить, что вторая пластинка лишь усугубила неудовлетворительное впечатление тогдашних слушателей от альбома в целом. Среди почитателей Джона Леннона процент тех, кто готов терпеть присутствие Йоко Оно на его пластинках, невысок. А каково коллекционерам, которые плачут, колются, но продолжают "грызть кактус"! Зато, благодаря нам, грызущим и плачущим, вы, беспечные наблюдатели, вовремя узнаёте о том, что можно, и в каких дозах, а что категорически нельзя употреблять в повседневное меломанское блюдо. Однако же, вы сами попросили меня продолжить описание нового издания Джона и Йоко, и я сделаю это, мужественно стиснув зубы.

-3

Естественно, "Some Time In New York City", как и всякий альбом Леннона, издавался в течение последних пятидесяти с лишним лет неоднократно в самых разных форматах. На CD его впервые официально выпустили 10 августа 1987-го, и по звуку это было нечто отпугивающее (хотя куда уж было дальше отпугивать!). В 2005-м вышел ремикс, но издатели испугались, что клиент проигнорирует сие событие, а посему ограничились одним-единственным компакт-диском в "стеклянной" коробке, очень сильно покромсав тот самый бонусный "Live Jam", урезав его почти наполовину.

В 2010 году - на CD, и в 2015 году - на виниле альбом переиздали снова, на сей раз - в оригинальном миксе 1972 года, но с гораздо лучшим звуком. Поэтому обсуждая оригинал и сравнивая его с другими версиями, мы с вами будем обращаться (для удобства) к CD-версии 2010 года, если никто не против.

-4

То, что издано сейчас, в 2025 году, звучит несомненно лучше оригинала практически во всех смыслах, но мы также обнаруживаем теперь кое-какие сокращения знакомого нам содержания. Да-да, отложим в сторону брезгливость и предвзятое отношение и сделаем вид, что нам приятно вспомнить прошлое, и что процесс препарирования этого музыкального мертвеца - это очень полезное и приятное развлечение.

-5

Первая половина нашей "развлекательной программы" - это два трека, исполненные вживую 15 декабря 1969 года со сцены лондонского зала Lyceum Ballroom во время благотворительного концерта в пользу ЮНИСЕФ. Джон и Йоко под аккомпанемент непомерно расширенного на сей раз звёздного состава своего "пластичного ансамбля Оно" исполняют "Cold Turkey" и "Don't Worry Kyoko".

"Cold Turkey" в новом издании (2025) звучит детальнее, чем на двух предыдущих (2005 и 2010). Появилась стереопанорама, но из микса странным образом исчез саксофон, либо я его не слышу (напишите, пожалуйста, кто расслышал). Ещё одна странность новой версии: из конца трека вырезали 6 секунд с настройкой гитар (неужто лопнуло терпение дождаться окончания этого процесса?).

Касательно художественных качеств данного исполнения... Хотел бы воздержаться, но всё-таки признаюсь. Услышав его когда-то давным-давно впервые, я был впечатлён, но это не вызывало у меня желания впоследствии возвращаться к повторному прослушиванию. Услышав годы спустя по какому-то поводу ещё раз, я ощутил крайне неприятные эмоции, которых артист Джон Леннон доселе не дарил мне ни разу. Сейчас же, нечаянно приведя в движение этот трек, я спешу немедленно прервать его. Отдавая должное актёрскому таланту Джона Леннона, признаюсь, что, наверное нигде и никогда не доводилось ему играть страдающего человека настолько правдоподобно, как здесь. И это просто невыносимо слышать. Я, скорее, готов буду ещё раз вытерпеть визги Мэрилин Бёрнс в финале "Техасской резни бензопилой" (1974), чем смогу научиться спокойно воспринимать душераздирающие стоны Джона Леннона во время исполнения восьмиминутной "Cold Turkey" со сцены Lyceum Ballroom в декабре 1969-го.

-6

"Don't Worry Kyoko" - ещё один душераздирающий перформанс, теперь уже от Йоко Оно. Свидетели рассказывали, что предыдущие восемь с половиной минут, пока её муж изображал на сцене пост-героиновую ломку, она пряталась в белом мешке, сложенном где-то рядом с барабанами. А после - как выскочила, как выпрыгнула, да как заорала в микрофон: "Британия, ты убила Ханратти! Ты - убийца!!!" Нам с вами сегодня уже будет непросто понять, какое отношение к гневным эмоциям Йоко имела казнь убийцы и насильника Джеймса Ханратти в далёком уже даже на тот момент 1962 году. Тем не менее, в рамках публичной акции поддержки "честного имени" казнённого, Джон и Йоко имели встречу с его родителями в конце 1969-го, как раз в те самые дни, когда состоялся рассматриваемый нами благотворительный концерт для ЮНИСЕФ. Данная страница биографии Джона и Йоко считается спорной, и не особо популярна. По этой причине в новом ремиксе "Don't Worry Kyoko" мы не найдём никаких упоминаний имени Ханратти вообще. А поскольку Йоко выкрикивала свои беспочвенные обвинения в адрес государства британского по ходу исполнения неоднократно, хронометраж трека теперь существенно уменьшился на целую минуту. Справедливости ради, отметим, что и в ремиксе 2005 года никакого "Ханратти" тоже нет. Зато CD 2010 года сохраняет историческую правду.

И теперь я должен признаться, что хотя вопли и стоны Леннона в предыдущем треке доводят меня самого до тошноты, вот это исполнение Йоко Оно и аккомпанирующих ей музыкантов я считаю в высшей степени выдающимся. Пожалуй, только лишь в студийном альбоме "Yoko Ono / Plastic Ono Band", записанном через год, этой невероятной женщине удалось добиться столь же впечатляющего результата. Вам не показалось: я действительно это написал. Ни в коем случае не призываю никого соглашаться со мной - на вкус и цвет фломастеры разные - но настолько разрушительной предстаёт в данном треке энергетика, которую транслирует со сцены Lyceum Ballroom эта музыкальная ведьма, что возникает желание удостоить её стоячей овацией. И мы действительно слышим, как зал восторженно реагирует по окончании этого неистового, почти что сатанинского, перформанса. Ещё говорят, что по его завершении нервы Йоко не выдержали, и она разрыдалась. Ну, всё может быть, я бы не удивился: 16 полных минут выворачиваться наизнанку перед заполненным до отказа театральным залом, не жалея связок - это подвиг.

Осталось напомнить, что партия бас-гитары на этих двух треках была исправлена впоследствии в студии: Клаус Форман записал её наложением, когда стало ясно, что Джон и Йоко намерены издать своё выступление на пластинке, а Аллен Клайн ничего не может с этим поделать.

-7

Наконец, мы переносимся на полтора года вперёд, в начало июня 1971-го: Джон и Йоко, только что закончившие первый и основной этап работы над будущим альбомом "Imagine" у себя в поместье Аскот, пересекают океан и присоединяются на сцене нью-йоркского зала Fillmore East к Фрэнку Заппе и его группе The Mothers of Invention.

Заппа и его банда играли в "Филлмор-ист" два вечера подряд, начиная с пятого июня. На следующий день во время выхода на бис к ним "вдруг откуда ни возьмись" из-за кулис вышли те самые Джон и Йоко и "дали джазу" - в своём неповторимом стиле. Джон исполнил то, что всегда умел делать особенно хорошо - ритм-энд-блюзовый кавер на "Well (Baby Please Don't Go)" американского автора Уолтера Уорда, ровесника Леннона. Часть аудитории в зале ностальгически прослезилась, когда Джон Леннон упомянул, что исполнял эту песню ещё со сцены "Кэверн" в Ливерпуле.

А потом началось то, что лучше всего удавалось делать Йоко Оно: трэш, угар и содомия. И тут уже начинаются нюансы, в которых нам придётся разбираться, вооружившись сподручными средствами. Впрочем, можете расслабиться, я сделаю это за вас.

-8

Итак, общий хронометраж выступления Джона и Йоко на концерте у Фрэнка Заппы составляет 27 с половиной минут. Это оказалось излишним для издания на одной стороне виниловой пластинки в 1972-м, поэтому Джон великодушно пожертвовал своим выступлением, откромсав от "Well" три минуты в конце и полторы минуты в самом начале, где, в принципе, не было ещё никакой музыки. Таким образом, на пластинке 1972 года (и на CD 2010-го) выступление в "Филлмор-ист" занимает около 23-х минут.

-9

Но у нас есть ещё и версия от самого Фрэнка Заппы. Когда-то полвека тому назад Джон и Йоко отказали Фрэнку в публикации данной фонограммы: концертный альбом The Mothers "Fillmore East - June 1971" вышел 2 августа 1971 года одинарной пластинкой, без бисовки с Леннонами.

-10

Леннон же, издав свою версию годом позже, позволил себе не только поизгаляться над оригинальным оформлением запповского концертника - на внутреннем конверте пластинки "Live Jam" оно представлено расписанным красным фломастером от руки Джона, - но также проявил вольность, когда придумывал названия для треков. Очевидно приняв всё, что было сыграно музыкантами вслед за "Well" за чистую импровизацию, родившуюся на ходу не без их с Йоко участия, Леннон обозначил оставшиеся 18 с лишним минут вакханалии как "Jamrag", "Scumbag" и "Au". О чём ни он, ни Йоко на самом деле не знали, так это - о том, что музыканты Фрэнка Заппы не все 18 минут играли "наобум": в какой-то момент они ввернули в импровизацию сочинение из своего готового арсенала, под названием "King Kong". Таким образом, пластинка Леннона, изданная в 1972 году, получается, нарушила авторские права музыкантов The Mothers of Invention, и всё могло бы закончиться неприятностями в зале суда, если бы Заппа этого захотел. Но только за год до его смерти, 27 октября 1992 года эта концертная запись (в сокращении и с "правильными" названиями композиций) была издана в альбоме "Playground Psychotics". А относительно недавно, 18 марта 2022 года свет увидело расширенное издание: CD-бокс сет "The Mothers 1971", на шестом диске которого была опубликована наконец-то, полная версия бисовки с Леннонами. Её мы и сравним с тем, что вышло теперь в ленноновском боксе этого года.

-11

Блок с Заппой начинается на 1 минуту и 38 секунд раньше и длится на 20 секунд дольше в издании 2022 года "The Mothers 1971", чем в новом боксе Джона и Йоко. Индексация треков совпадает везде, кроме одного момента: трек "Scumbag" у Заппы длится 5:52, после чего начинается индексация следующего трека, "A Small Eternity With Yoko Ono". В новом релизе от Джона и Йоко финал "Scumbag" обозначен на отметке 4:26, и следующая секция исполнения приписана заключительному треку этой концертной программы, "Au (aka A Small Eternity With Yoko Ono)". Интересно, что в ремастированном CD издании 2010 года второго диска "Some Time In New York City" индексация совпадает с новой, и хронометраж этого выступления такой же, если не считать укороченную версию первого трека, "Well" и то, что самый "хвостик" общей фонограммы длится даже дольше (где-то на 18 секунд), чем в издании у Заппы. "Well" в оригинале Джона и Йоко 1972 года стартовала с того же момента, что и в ремиксе этого года, но заканчивалась на отметке 4:40, оставляя "за скобками" ещё три минуты исполнения, которые восстановили для нас в 2025 году. Следует отметить, что в 1972 году сегмент длиной в пять с половиной минут, следовавший сразу за "Well", был подписан как "Jamrag". У Заппы в издании 2022 года он разбит на три части под названиями "Say Please", "King Kong" и "Aaawk", что в рассматриваемом нами релизе от Джона и Йоко учли, сделав точно такую же разбивку и переименовав треки соответствующим образом: "Jamrag (aka Say Please)", "King Kong" и "Jamrag (aka Aaawk)". "Scumbag" у Заппы и Леннонов сохранил старое название (хотя с определением, где именно закончился этот трек и начался следущий, составители к согласию не пришли), а поскольку последний номер у Леннонов назывался "Au", а у Заппы -"A Small Eternity With Yoko Ono", в новом бокс-сете Джона Леннона и Йоко Оно обозначены оба названия.

-12

В общем, суммируя всё вышесказанное, я порекомендовал бы для полноты картины ознакомиться с версией 2022 года из бокса Фрэнка Заппы (там другой микс, и слышны в том числе вокалы музыкантов The Mothers). Но имейте в виду, что последние 18 секунд фонограммы вы найдёте только в оригинальном миксе "Live Jam" у Джона и Йоко (см. CD 2010 года).

А на этом всё, дорогие друзья. Надеюсь, я справился с поставленной задачей, и мне больше не придётся к этому возвращаться. Всего доброго и до новых встреч!