Вы смотрели «Солнцестояние» Ари Астера? Если да, то вы не просто смотрели фильм — вы пережили психотический эпизод. Это не хоррор о языческом культе где-то в Швеции. Это хоррор о том, что происходит в глубинах психики, когда вытесненная боль требует выхода и готова на всё, даже на ритуальное убийство.
Главная героиня Дэни — ходячая рана. Мы встречаем её на фоне семейной трагедии, и её попытка «жить дальше» — это натянутая, хрупкая маска. Её парень Кристиан и его друзья — воплощение нормальности, которая её отталкивает и давит. И вот они попадают в солнечную идиллию Хэрги, где всё слишком ярко, слишком гостеприимно и слишком правильно.
Сестра, которой нет: Зеркало для вытесненной ярости
Здесь скрыта главная инсайтная мысль: сестра Мая — это не отдельный человек. Это проекция, воплощение той части Дэни, которую она похоронила вместе с семьёй. Какая это часть? Ярость. Агрессия. Право на месть.
Дэни, как и Грейс из «Догвиля» https://www.b17.ru/article/film_dogvil_pochemu_etot_film_ne_otpuskaet/ , — мазохистическая героиня. Она терпит: равнодушие Кристиана, косые взгляды друзей, свою собственную боль. Она использует страдание как щит и как идентичность. Но психика не выносит дисбаланса. Всю её невыплаканную злость, всё унижение и бессилие принимает на себя фигура Маи. Мая — это та, кто может злиться. Та, кто может мстить. Та, кто не терпит, а действует.
Культ в Хэрге — это лишь внешний катализатор, материализация её внутреннего ада. Омерзительные ритуалы, в которые они вовлекаются, — это не что иное, как инсценировка её внутреннего конфликта. Разрушительная, деструктивная семья (культ) против попытки построить новую, здоровую (отношения с Кристианом).
Улыбка триумфа: Победа Тени
И вот мы подходим к тому самому кадру, который не отпускает. После чудовищной ночи, после того как её «новая семья» (Кристиан) принесён в жертву, Дэни в последнем кадре поднимает глаза к солнцу. И на её лице расцветает не обезумевшая гримаса, а улыбка чистого, безраздельного триумфа.
Это и есть та самая «победа над депрессией». Но это не светлая победа. Это победа Тени — по Юнгу, той тёмной, вытесненной части нашей личности. Дэни не «вылечилась». Она сдалась своей самой тёмной части. Она позволила Мае (своей ярости) победить. Она интроецировала деструктивность культа, сделала её своей.
Её старая личность, личность жертвы, сгорела в том самом храме. А из пепла родилась новая — Царица Жертвоприношения, наконец-то обретшая контроль через тотальное разрушение. Она не сбежала из психической тюрьмы, как ей казалось. Она стала её надзирателем.
Это кино — жуткое напоминание: наши внутренние демоны не исчезают, если мы их игнорируем. Они надевают маски наших близких, приходят к нам в снах и собирают свои кровавые жатвы на залитых солнцем полях. Потому что самая страшная тьма — всегда та, что мы носим в себе.
Готовы исследовать самые тёмные уголки кино и психики? Наш киноклуб «Фильм и Феномен» — это место для смелых киноразборов, где без страха вскрывают семейные и внутренние тайны, обнажающие истинную природу человеческих отношений.
📌 Присоединяйтесь к нашему киноклубу для разборов и обсуждений:
Автор: Амирова Ирина Даниловна
Психолог, Сексолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru