Найти в Дзене
Kostas TV [ АВТО СССР ]

Секретный КРАЗ с кабиной МАЗ: Зачем военные похоронили лучший советский грузовик

Представьте советский грузовик 60-х. Вам на ум приходит «длинноносый» КрАЗ-214? А ведь был и другой КрАЗ — бескапотный, с кабиной от МАЗа, независимой подвеской и даже «автоматом»! Эта машина опередила время на 20 лет, но так и осталась в секретных ангарах. Почему? Сейчас расскажем. Запрос от военных: Создать чудо-технику В 1960-е СССР сделал ставку на ракеты. Для их перевозки понадобились новые, невероятно проходимые и мобильные грузовики. Техзадание утвердили на самом верху, а работу поручили Кременчугскому заводу. Что хотели военные: Для этой задачи на КрАЗе создали специальное «молодежное» КБ — СКБ-2. Рождение «инопланетянина»: Чем секретный КрАЗ поражал воображение Уже в 1962 году опытные образцы были готовы. Они разительно отличались от серийных «лаптежников». Технологические прорывы КрАЗ-253/259: ✅ Бескапотная компоновка — кабина от МАЗ-500
✅ Независимая торсионная подвеска — невиданная плавность хода
✅ Дизель ЯМЗ-238 — 240 л.с. вместо устаревшего двухтактного
✅ Автоматическая к
"КРАЗОМАЗ" на испытаниях.
"КРАЗОМАЗ" на испытаниях.

Представьте советский грузовик 60-х. Вам на ум приходит «длинноносый» КрАЗ-214? А ведь был и другой КрАЗ — бескапотный, с кабиной от МАЗа, независимой подвеской и даже «автоматом»! Эта машина опередила время на 20 лет, но так и осталась в секретных ангарах. Почему? Сейчас расскажем.

Бескапотный КрАЗ - 2Э253
Бескапотный КрАЗ - 2Э253

Запрос от военных: Создать чудо-технику

В 1960-е СССР сделал ставку на ракеты. Для их перевозки понадобились новые, невероятно проходимые и мобильные грузовики. Техзадание утвердили на самом верху, а работу поручили Кременчугскому заводу.

Кременчугский автозавод 1960-е гг.
Кременчугский автозавод 1960-е гг.

Что хотели военные:

  • Грузовик «высокой проходимости и повышенной мобильности»
  • Две версии: бортовой автомобиль и автопоезд с активным полуприцепом (чтобы все колеса были ведущими!)
  • Современную и надежную машину

Для этой задачи на КрАЗе создали специальное «молодежное» КБ — СКБ-2.

КрАЗ - 253Б 1962 г.
КрАЗ - 253Б 1962 г.

Рождение «инопланетянина»: Чем секретный КрАЗ поражал воображение

Уже в 1962 году опытные образцы были готовы. Они разительно отличались от серийных «лаптежников».

Технологические прорывы КрАЗ-253/259:

Бескапотная компоновка — кабина от МАЗ-500
Независимая торсионная подвеска — невиданная плавность хода
Дизель ЯМЗ-238 — 240 л.с. вместо устаревшего двухтактного
Автоматическая коробка передач — в 1960-е годы!
Централизованная подкачка шин — водитель менял давление на ходу

Самое фантастическое — автопоезд с ведущим полуприцепом. Крутящий момент передавался на его колеса через карданный вал, который проходил прямо через седельно-сцепное устройство!

КрАЗ - 259Б + активный полуприцеп 843Б 1962г.
КрАЗ - 259Б + активный полуприцеп 843Б 1962г.

«Ведро воды оставалось полным»: Феноменальная плавность хода

На госиспытаниях в 1964-65 годах машины показали себя блестяще.

КрАЗ - Э253 1964г.
КрАЗ - Э253 1964г.

Факт, который поражал всех: Водители ставили ведро воды на инструментальный ящик. После многокилометрового пробега по бездорожью оно оставалось полным — вот какая была плавность хода!

Комиссия отметила:

  • Отличную проходимость
  • Высокую динамику
  • Хорошую экономичность
  • Устойчивость, необходимую для перевозки ракетной техники
КрАЗ - Э259 + активный полуприцеп 843Б 1964г.
КрАЗ - Э259 + активный полуприцеп 843Б 1964г.

Приговор: Почему секретный КрАЗ не пошел в серию

Несмотря на восторженные отзывы, в 1968 году все работы по проекту прекратили. Конструкторскую документацию... опечатали и сдали в архив.

КрАЗ - 2Э259 + активный полуприцеп 843Б 1968г.
КрАЗ - 2Э259 + активный полуприцеп 843Б 1968г.

Причина была чисто экономической:

  • Конструкция на 80% состояла из оригинальных узлов
  • Производство требовало полной перестройки заводов
  • Стоимость машины была бы на 50-60% выше обычного КрАЗа
  • Создание дешевой «гражданской» версии сочли невозможным
КрАЗ - 2Э253
КрАЗ - 2Э253

Парадокс: пока СКБ-2 создавало «автомобиль будущего», обычные КрАЗы позаимствовали у него двигатель ЯМЗ-238, широкопрофильные шины и гидроусилитель. Так и появился легендарный КрАЗ-255Б, который выпускали до 1993 года.

"Лаптежник" - КрАЗ-255Б1
"Лаптежник" - КрАЗ-255Б1

А как вы думаете?
Правильно ли поступили советские чиновники, похоронив этот проект? Или в условиях Холодной войны нужно было запускать в серию любой ценой, даже самую дорогую, но эффективную технику?

Поставьте лайк, если узнали о советском автопроме что-то новое, и подпишитесь на канал — впереди еще много рассказов о забытых шедеврах советских инженеров!

Бонус:

КразоМаз | Секретный КРАЗ с кабиной МАЗ