В последнее время я стал замечать за собой дикую особенность – меня возбуждают сложные научно-технические тексты и задачи. Сидишь такой, читаешь книгу по волновой оптике или, как бывало, решаешь дифференциальные уравнения… А кол настолько крепкий, что с девушками такого отродясь не было. И смешно, и грешно. Хочется верить, что это ненадолго. Но пока что единственное, что заставляет меня чувствовать себя живым – это сопромат и термех.
***
Суббота. В этот день я всегда затариваюсь продуктами, промтоварами и даже алкоголем. Ну некогда мне бегать в будние дни за очередным шампунем или куском мяса. Поэтому беру много и бегом. И когда все взято, я плавно с тележкой плыву на кассу. Ну там, понятно, очередь, понятно народ, ну жопаделать.
И тут подходит бабушка, милейшее создание с корзинкой в руке (даже ангелы позавидовали бы ее внешности), и просит пропустить ее, мол, у нее тут молоко и хлеб, можно я перед вами, ведь у вас так много всего…
Ну я ж не изверг, я нормальный человек, потому спокойно пропускаю ее вперед себя.
Ох, какой я оказываюсь хороший человек, хотя нет, ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!
Пока мы стояли в очереди, я узнала, что: лапушка, воспитанная, ценю старость, войну, Сталина и дайбогмнехорошегомужа!
И все это мне!
Я аж поплыла…
И вот кассир проводит бабушки-одуванчика продукты (хлеб и молоко и что там еще), берет деньги, дает сдачу и приступает ко мне.
Все вы знаете, когда кассир скидывает на ленту товар, то он идет как бы в яму (надеюсь, понятно объяснила), ну так вот, кидает кассир мои продукты в эту яму, кидает, кидает…
Тут надо сделать отступление, я в это время читала список сигарет, т. е. голова вверх была задрана.
- Девушка! Девушка!
- А? Что?
И кассир мне глазами показывает на ту "яму".
Ебушки-воробушки! Бабка мои продукты к себе в пакет херачит!
У меня глаза на место вернулись и в разы увеличились! Какого хрена!?!
- Бабушка, вы что делаете?! Вы зачем мое трогаете?
Тишина. Бабушка старенькая, бабушка глухенькая собирается уходить.
Я начинаю забирать из пакета свой товар, а она еще и сопротивляется! Мое, кричит, я купила!
Кассир ей говорит, что у вас хлеб и молоко было, вот чек, а это не ваше.
Старая карга швырнула в меня бутылку вина, плюнула в девушку кассира, и сказала:
- Вот, [м]лядь, сучки глазастые!
***
Шок, гнев, недоумение – калейдоскоп эмоций бушевал во мне. Я стояла, как громом пораженная, глядя, как эта престарелая клептоманка, матерясь на чем свет стоит, ковыляет к выходу из магазина. Кассир, бедная девочка, вытирала лицо и тихонько всхлипывала. Очередь загудела, как разъяренный улей.
- Да как так можно? – возмущалась женщина с ребенком на руках. – Совсем страх потеряли!
- Полицию надо вызывать! – поддакнул ей мужчина в спортивном костюме.
Я, придя в себя, подбежала к кассиру.
- Вы в порядке? – спросила я, протягивая ей салфетку.
- Да, спасибо, – пробормотала она, вытирая слезы. – Просто… неожиданно.
- Это точно, – согласилась я. – Ладно, давайте закончим с моими покупками. Я еще заявление напишу, если надо.
Мы быстро пробили остаток моих товаров, и я, расплатившись, вышла из магазина. Чувство было мерзкое – будто меня обманули, обокрали и еще и оплевали. И все это сделала милая старушка с ангельской внешностью.
По дороге домой я размышляла над произошедшим. Что это было? Старческое слабоумие? Клептомания? Или просто наглая попытка воспользоваться чужой добротой? В любом случае, этот случай заставил меня задуматься о том, как легко можно обмануться внешностью и как важно быть бдительным, даже когда имеешь дело с самыми безобидными на вид людьми.
Вечером, дома, я решила немного расслабиться и открыть ту самую бутылку вина, которую в меня швырнула бабка. "Может, хоть вино окажется хорошим," – подумала я с иронией.
Открыв бутылку и налив себе бокал, я принюхалась. Запах был приятный, фруктовый. Сделав глоток, я почувствовала, как тепло разливается по телу. Вино действительно было неплохим.
Включив компьютер, я зашла на один из своих любимых научно-популярных сайтов. И тут, как гром среди ясного неба, я увидела заголовок статьи: "Новая Теория Волновой Оптики Объясняет Аномальное Поведение Старых Материалов".
Сердце забилось быстрее. Волновые уравнения, дифракция, интерференция… Я погрузилась в чтение, и с каждой строчкой мое возбуждение нарастало. Вот оно! То самое чувство, которое я так редко испытываю. Чувство интеллектуального подъема, когда мозг работает на полную мощность, когда новые знания впитываются, как губка.
И тут меня осенило. А что, если вся эта история с бабкой в супермаркете – это тоже своего рода волновая оптика? Что, если ее поведение – это результат сложной интерференции различных факторов: возраста, жизненного опыта, психологических травм? Что, если за ее агрессией и клептоманией скрывается какая-то глубокая, неразрешимая проблема?
Эта мысль увлекла меня. Я начала искать в интернете информацию о психологии пожилых людей, о причинах агрессивного поведения, о способах борьбы с клептоманией. Чем больше я узнавала, тем больше понимала, что все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Возможно, бабка-одуванчик – это не просто старая воровка, а жертва обстоятельств, человек, которому нужна помощь. Возможно, ее поступок – это крик о помощи, отчаянная попытка привлечь к себе внимание.
Конечно, это не оправдывает ее поведение. Но это помогает понять, что за ним стоит. И, возможно, это поможет мне в следующий раз отреагировать более адекватно.
В конце концов, жизнь – это сложная и непредсказуемая штука. И иногда, чтобы разобраться в ней, нужно применить знания не только из области физики и математики, но и из области психологии и человеческих отношений.
Допив бокал вина, я выключила компьютер и легла спать. В голове крутились волновые уравнения и образы бабки-одуванчика. И я чувствовала, что эта история еще долго не отпустит меня.
***
На следующий день я решила вернуться в тот самый супермаркет. Не знаю, зачем. Просто почувствовала, что должна это сделать.
Я подошла к той самой кассе, где вчера произошел инцидент. Девушка-кассир была на месте. Она выглядела немного уставшей, но улыбнулась мне, когда увидела.
- Здравствуйте, – сказала я. – Как вы?
- Здравствуйте, – ответила она. – Да ничего, работаю. Спасибо, что вчера поддержали.
- Не за что, – сказала я. – Слушайте, а вы не знаете, что с той бабушкой? Ее полиция забрала или что?
- Нет, – ответила кассир. – Она просто ушла. Полицию мы не вызывали. Начальство решило не связываться.
- Понятно, – сказала я. – А вы не знаете, где она живет? Может, я могла бы ей как-то помочь.
Кассир удивленно посмотрела на меня.
- Вы хотите ей помочь? После всего, что она сделала?
- Да, – ответила я. – Мне кажется, ей нужна помощь. Может, она просто одинокая и несчастная.
Кассир задумалась.
- Ну, я знаю, что она живет в соседнем доме, в квартире номер 12. Но не знаю, стоит ли вам к ней идти. Она может быть опасной.
- Я попробую, – сказала я. – Спасибо за информацию.
Я вышла из магазина и направилась к соседнему дому. Сердце билось учащенно. Что меня ждет? Как отреагирует бабка-одуванчик на мое появление?
Подойдя к двери квартиры номер 12, я глубоко вдохнула и постучала.
Тишина.
Я постучала еще раз.
И тут дверь приоткрылась. На пороге стояла та самая бабка-одуванчик. Она выглядела еще более старой и беспомощной, чем вчера.
- Что тебе надо? – спросила она хриплым голосом.
- Здравствуйте, – сказала я. – Я… я просто хотела узнать, как вы.
Бабка-одуванчик удивленно посмотрела на меня.
- Ты… ты из-за вчерашнего? Ты хочешь меня отругать?
- Нет, – сказала я. – Я просто хотела узнать, нужна ли вам помощь.
Бабка-одуванчик заплакала.
- Никому я не нужна, – пробормотала она сквозь слезы. – Все меня бросили.
- Я не брошу, – сказала я. – Расскажите мне, что случилось.
И бабка-одуванчик рассказала. Рассказала о своей тяжелой жизни, о войне, о голоде, о потере близких. Рассказала о своей нищете и одиночестве. Рассказала о своей болезни и о том, что ей не хватает денег на лекарства.
Я слушала ее и понимала, что за ее агрессией и клептоманией скрывается огромная боль и отчаяние.
- Я помогу вам, – сказала я. – Я найду вам врача, я куплю вам лекарства, я помогу вам с деньгами.
Бабка-одуванчик посмотрела на меня с недоверием.
- Зачем тебе это? – спросила она. – Зачем тебе помогать мне?
- Просто так, – ответила я. – Просто потому, что я могу.
И я помогла ей. Я нашла ей врача, я купила ей лекарства, я помогла ей с деньгами. Я навещала ее каждый день, приносила ей продукты, разговаривала с ней.
И постепенно бабка-одуванчик стала меняться. Она стала добрее, спокойнее, улыбчивее. Она перестала ругаться и воровать. Она стала интересоваться жизнью и радоваться каждому дню.
И я поняла, что сделала правильный выбор. Что помогать людям – это не только правильно, но и приятно. Что даже самый пропащий человек может измениться к лучшему, если ему дать шанс.
И что даже в самой сложной и запутанной ситуации можно найти решение, если применить знания не только из области физики и математики, но и из области человеческих отношений.
А волновая оптика… она осталась моим любимым предметом. Но теперь я знаю, что она работает не только в физике, но и в жизни. И что иногда, чтобы увидеть свет, нужно пройти через самую темную полосу.