Многие заявляют, что являются истинными главами семьи Винг Чун, однако те немногие, кто имеет подлинные права на этот титул, избегают всяческих упоминаний о них и относятся друг к другу как братья. Приятно осознавать, что, несмотря на всю негативную огласку, которая выпала на долю Винг Чун, на самом верху, где это действительно важно, искусство находится в надёжных руках.
Многие заявляют, что являются истинными главами семьи Винг Чун, однако те немногие, кто имеет подлинные права на этот титул, избегают всяческих упоминаний о них и относятся друг к другу как братья. Приятно осознавать, что, несмотря на всю негативную огласку, которая выпала на долю Винг Чун, на самом верху, где это действительно важно, искусство находится в надёжных руках.
За 30 лет Винг Чун проделал путь от небольшого, но значимого семейного стиля в Фошане, на юге Китая, до, пожалуй, самого широко практикуемого традиционного стиля Кунг Фу в мире. Конечно, Тайцзицюань практикуют миллионы, но очень немногие знают его традиционную подготовку, а различные стили Шаолиня сильно обособлены друг от друга. Но Винг Чун — это целостный стиль, охватывающий формы (таолу), внутреннюю работу, парные упражнения, оружие и тренировки на деревянном манекене. И все современные мастера — прямые потомки (в ученической линии) Ип Мана, что означает относительно высокую степень единства между тем, что практикует один мастер, и тем, что делает другой. Винг Чун в огромном долгу перед Ип Маном. За примерно двадцать лет его преподавания у Ип Мана учились многие, но лишь немногие могут утверждать, что унаследовали его мастерство. Вон Шун Леунг — один из тех немногих, кто может.
Если есть что-то, что сразу чувствуется при разговоре с ним, так это абсолютная вера Вон Шун Леунга в Винг Чун как средство самозащиты и его искреннее стремление передать свой опыт следующему поколению.
Возможно, ему не хватает отстранённой объективности, присущей некоторым мастерам, но он обладает определённой прямотой, особенно когда дело доходит до понимания ограничений как самих себя, так и того, что вы изучаете. Хотя он считает Винг Чун совершенной системой, он всячески подчёркивает, что она не превратит вас, по его словам, в «сверхчеловека».
Разрушение мифов — одно из его любимых занятий. Он смеётся над машинным «серийными ударами» (прямыми ударами), практикуемым во многих непросвещённых школах Винг Чун, указывая, что такие тактики не сработают в реальном бою. С таким же неодобрением он относится и к сложным техникам, которым отдают предпочтение некоторые школы Винг Чун. Как и все практикующие Винг Чун, он подчёркивает принцип экономии стиля. Хотя экономичность Винг Чун может позволить более слабому человеку защитить себя или сохранить эффективность с возрастом, Вон Шун Леунг отмечает, что против высококвалифицированного противника Винг Чун позволяет поддерживать атаки в течение более длительного периода времени, тем самым обеспечивая победу.
Ни один материал о Вон Шун Леунге не будет полным без упоминания его влияния на развитие Брюса Ли. Будучи учеником Ип Мана и тем, кого Брюс Ли уважал как сихинга (старшего брата по обучению), Вон Шун Леунг является, пожалуй, тем самым недостающим звеном между Винг Чун Ип Мана и взрывным искусством Брюса Ли — Джит Кун До.
Но, возможно, больше всего он известен своими боевыми поединками с представителями других школ. Говорят, что он провёл до 100 схваток в тайных матчах без правил и ни разу не проиграл. Если некоторые чемпионы сражаются ради славы, то у Вон Шун Леунга чувствуется, что бой для него был научным экспериментом. Он просто хотел знать, насколько он хорош и как может улучшить свой Винг Чун. По его спокойной и лёгкой манере общения видно — ему больше нечего доказывать.
Журнал Qi Mag: Когда Вы впервые начали практиковать Винг Чун Куен и что побудило Вас начать?
Вон Шун Леунг: Когда мне было 17 или 18 лет, я начал изучать Винг Чун. Я люблю кунг фу и выбрал Винг Чун, потому что считал его самым научным стилем, более рациональным, чем любой другой.
Журнал Qi Mag: У Вас был опыт в других стилях до того, как Вы начали заниматься Винг Чун?
Вон Шун Леунг: Я занимался боксом и Тайцзицюанем, но я выбрал Винг Чун, потому что считал его лучшим стилем.
Журнал Qi Mag: Вы занимались туйшоу в Тайцзи?
Вон Шун Леунг: Мой дядя научил меня немного. Но после того как я начал заниматься Винг Чун, я прекратил практиковать всё остальное. Я занимался только Винг Чун.
Журнал Qi Mag: Полагаете ли Вы, что изучение бокса и Тайцзи повлияло на то, как Вы практиковали Винг Чун? Дало ли это Вам какие-то идеи о Винг Чун?
Вон Шун Леунг: Бокс — это игра, и его идеи неприменимы к Винг Чун. Винг Чун совершенно иной, и на него это не повлияет, это более практичный стиль. Многое в Винг Чун — это работа ума. Действия или движения не так важны. Винг Чун учит, что важнее использовать то, что у вас в голове.
Журнал Qi Mag: Вы участвовали в каких-либо организованных турнирах с правилами?
Вон Шун Леунг: Не в боксе. Когда я соревновался, это было тайно.
Мы заходили в комнату, дверь закрывалась, и правил не было.
Правительство не разрешало этого, это было незаконно, но нам было всё равно. Мы сражались, пока противник не оказывался в нокауте.
Журнал Qi Mag: Когда Вы впервые встретили Ип Мана и что убедило Вас, что его Винг Чун — самый лучший?
Вон Шун Леунг: Когда я пришёл в его школу, был близок Новый год, поэтому учеников было немного.
Когда я только присоединился, я провёл спарринг с двумя его учениками и победил их ещё до того, как Ип Ман чему-либо меня научил. Но затем Ип Ман сам сразился со мной, и я почувствовал, что то, как Ип Ман победил меня, было настолько гладким и убедительным, что я захотел учиться у него. Ип Ман контролировал меня, даже не ударяя меня. Он останавливал мои удары, и я осознал, что меня превзошли.
Журнал Qi Mag: Это было благодаря силе Ип Мана или исключительно мастерству?
Вон Шун Леунг: В те дни Ип Ман был очень сильным, но то, как он победил меня, было в основном мастерством. Тогда я был очень молод и тоже силён, но я признал, что меня победило мастерство.
Журнал Qi Mag: Сколько лет было Ип Ману, когда это произошло?
Вон Шун Леунг: Около 50.
продолжение следует... Автор: Дэниел Пун