Наставничество — это процесс передачи знаний, опыта и ценных навыков от более опытного специалиста (наставника) к менее опытному коллеге (наставляемому). В отличие от формального обучения, наставничество базируется на личных отношениях доверия и поддержки, помогает быстрее адаптироваться в профессиональной среде, развить необходимые компетенции и избежать многих ошибок.
Основные задачи наставника
Наставник — это не просто преподаватель или инструктор. Он выполняет много ролей:
- Проводник в компанию и профессию. Наставник помогает новичку влиться в коллектив, понять корпоративную культуру и быстрее освоить новые задачи. От его поддержки во многом зависит, останется ли сотрудник в компании.
- Обучающий и делящийся опытом. Наставник раскрывает тонкости работы, рассказывает о методах и хитростях, которые не всегда описаны в инструкциях, что сокращает время на освоение обязанностей.
- Развивающий профессионализм. Наставник не только учит выполнять текущие задачи, но и помогает расти как специалисту, продвигаться по карьерной лестнице, развивать коммуникативные и управленческие навыки.
- Поддержка в сложных проектах и конкурсах. Он оказывает моральную поддержку и дает советы по успешному выполнению важных заданий, повышая мотивацию и настрой наставляемого.
- Сопровождение в новых темах и экспериментах. С регулярными встречами наставник может помочь углубить экспертные знания, совместно искать решения нестандартных задач.
Виды наставничества
- Производственное наставничество — обучение навыкам работы на месте, под непосредственным руководством наставника.
- Экспертное наставничество — глубокое развитие профессиональной экспертизы через обсуждения, мозговые штурмы и совместные исследования.
- Управленческое наставничество — развитие управленческих и лидерских компетенций, помощь в карьерном росте.
Какие качества нужны наставнику?
- Внутренняя мотивация и желание обучать.
- Коммуникабельность и умение ясно излагать мысли.
- Эмоциональная зрелость, терпение и доброжелательность.
- Авторитет и признание в коллективе.
Польза наставничества для всех сторон
Компания получает мотивированных и квалифицированных сотрудников, укрепляет корпоративную культуру и ускоряет адаптацию новичков. Наставники повышают свой профессиональный авторитет, развивают навыки коммуникации и получают удовлетворение от совместных успехов. Наставляемые обретают уверенность, быстрее достигают целей и чувствуют поддержку.
Разрушение мифов о наставничестве
- Наставничество не гарантирует успех — успех нужно заслужить усилиями.
- Наставником может стать каждый, даже молодые специалисты, имеющие что передать.
- Страх перед конкуренцией и синдром самозванца — частые барьеры, которые можно преодолеть признавая проблемы и развивая уверенность.
Рекомендуем посмотреть
- Фильм "Покорители волн" — о том, как легендарный серфер помогает новичку исполнить мечту.
- Фильм "Строго на запад" — история наставничества, где учат не только работать, но и выживать.
- "Спасатель" с Кевином Костнером — об учителе и учениках в опасном деле.
- "Мастер" — о том, как наставник помогает вернуться к жизни после тяжелых испытаний.
- Советский фильм "Неподдающиеся" — о дружбе и наставничестве в трудных ситуациях.
Рекомендуем почитать
- Р. Чаран. "Ноу-хау: 8 навыков для достижения результатов в бизнесе."
- Э. Кэтмелл и Э. Уоллес. "Корпорация гениев."
- М. Хаммер и Л. Хершман. "Быстрее, лучше, дешевле."
- Джон Максвелл. "Наставничество 101."
- М. Солотова. "Как стать ребенку другом, оставаясь его родителем."
- М. Светлова. "Искусство быть родителем."
- А. Наумов. "Как стать другом своему ребенку. Папа, папочка, папуля..."
Лайфхаки звезд наставничества
Гил Петерсил — бизнес-коуч и профессор:
- Наставник нужен каждому, независимо от уровня.
- Выбирайте наставника, который прошел путь, куда вы только вступаете.
- Будьте готовы к конструктивной критике от наставника.
- Не ждите, кто выберет вас — найдите наставника сами.
- Наставника можно найти и в офлайне, и онлайн — важно проявить инициативу.
- Будьте полезным и для себя, и для наставника.
Хилари Оуэн — эксперт по бизнес-лидерству:
- Наставничество — это взаимодействие, меняющее обоих участников.
- Задача наставника — помочь подопечному найти собственные решения, а не просто давать инструкции.
- Наставник — не только учитель, но и друг, который помогает найти смысл в работе.
- Все сотрудники должны иметь возможность обратиться к наставнику, чтобы не создавать привилегий.
Профессиональный совет
«Да кто я такой, или синдром самозванца»
Вам трудно принимать похвалу? Вам не верится, когда вам говорят, какой вы крепкий профи и спрашивают совета? Вам кажется, что все вокруг отлично справляются со своими задачами даже быстрее и легче вас? Вы объясняете свои успехи внешними факторами (просто у меня хороший начальник, классное оборудование, мне повезло) или вообще случайностью?
Тогда высока вероятность, что у вас есть синдром самозванца. Не переживайте, это поправимо! Более того, он нередко свойственен именно людям профессиональным. Что же делать?
Традиционно первое, что можно порекомендовать, если вы обнаружили у себя синдром самозванца и считаете, что наставник из вас не самый лучший, нужно это осознать, то есть признать наличие этой проблемы. А дальше уже работать с ней.
Для начала определите для себя круг тем, в которых вы считаете себя не очень компетентным и пул ситуаций, в которых чаще всего возникают эти негативные эмоции и ощущения, что вам задача не по плечу. А теперь объективно оцените себя: действительно, ли вы мало разбираетесь в этих вопросах? Или это только искажение восприятия самого себя? Например, человек может отлично ставить цели и давать обратную связь, но при этом, если его попросить поделиться опытом, научить, рассказать, как он это делает, он удивится и скажет, что не умеет.
Второй шаг — соберите объективные факты, которые подтверждают вашу компетентность и знания. Это позволит понять, что ваши эмоции, чувства на этот счет и реальные факты не тождественны.
Третий шаг — попросите поддержку у руководителя, коллег, близких. Именно они могут дать вам объективную поддерживающую обратную связь, укрепить веру в свои силы, помочь увидеть то, что самому не разглядеть.
А для закрепления эффекта стоит разобраться с некоторыми установками, которые могут подпитывать синдром самозванца.
Например, «если я наставник, то должен знать ответы на все вопросы»; «я не имею права на ошибку отныне и вовеки»; «лучше вообще не начинать, вдруг не справлюсь». Эти и многие другие вирусные установки «напугают» любого. Если вы у себя их обнаружили, то переформулируйте и найдите примеры, подтверждающие другую, новую внутреннюю программу. К примеру, «я могу чего-то не знать, но мы вместе найдем ответ, если возникнет сложный вопрос», «все иногда ошибаются, мы учимся на своих ошибках и растем», «если ничего не делать, то вообще никаких результатов не достичь». У вас могут быть свои индивидуальные варианты.