Московский городской суд, 107996, г. Москва, Богородский вал, д. 8
Административный Истец: ИП Креков Сергей Сергеевич, (ОГРНИП 323774600619332)
Административный Ответчик: Правительство города Москвы, 125032 Москва, ул. Тверская, д. 13
Третье лицо: Федеральная антимонопольная служба, 125993, ГСП-3, Д-242, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11
Дело № 3а-2557/2025 судья Лебедева И.Е.
Уточнение исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ
Административный Истец ИП Креков Сергей Сергеевич обратился с Административным исковым заявлением в адрес Правительства города Москвы о признании недействующим постановления Правительства города Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» как нарушающее его права и законные интересы и не соответствующее законодательству Российской Федерации.
Административный истец в порядке ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ просит уточнить исковые требования к Административному ответчику в следующей части.
Административный истец считает, что данное Постановление Правительства Москвы, устанавливающее цены за содержание жилых помещений, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности тем, что установленные в нем цены не позволяют ему оказывать услуги по управлению многоквартирными домами в городе Москве по экономически обоснованным ценам.
ИП Креков Сергей Сергеевич имеет лицензию № 077002756 от 17.06.2024 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве и делал коммерческие предложения по оказанию услуг управления, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых многоквартирных домах, расположенных в городе Москва. Однако в ответ получил отказы от председателей советов домов вынести свое коммерческое предложение на рассмотрение и утверждение общим собранием собственников, т.к. цена, указанная в нём выше утверждённой постановлением Правительства города Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП (представлено в материалы дела).
Правительство Москвы, являясь органом государственной власти, устанавливает своим Постановлением государственные цены на услугу по содержанию жилого помещения. Нарушение порядка ценообразования, а именно – завышение регулируемых государством цен запрещено и в соответствии со ст. 14.6 Кодекса РФ об Административных правонарушениях влечет за собой наказание. Соответственно административный истец не имеет права оказывать услуги по ценам, отличающимся от указанных в Постановлении Правительства Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП.
Административный истец полагает, что Постановление № 2797-ПП, должно быть признано недействующим в части установления цен за содержание мест общего пользования по следующим причинам:
I. Отсутствие у Правительства Москвы правовых оснований для установления цен за содержание мест общего пользования в многоквартирном доме.
II. Отсутствие экономического обоснования цен за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, установленных Постановлением № 2797-ПП.
I. Доказательства отсутствия у Правительства Москвы правовых оснований для установления цен за содержание жилых помещений в многоквартирном доме:
- Ст. 424 Гражданского кодекса РФ определяет такое понятие как цена, при этом п. 2 ст. 424 ГК РФ устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Вместе с тем, жилищное законодательство не содержит понятия «цена». Ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ использует понятие «плата за содержание жилого помещения», а также указывает на то, что такая плата устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 16.04.2025 г.), в настоящее время Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ на продукцию и услуги, в перечне которых нет услуги по содержанию жилого помещения.
В преамбуле Постановления №2797-ПП указано, что оно принято в соответствии с Жилищным Кодексом РФ (далее – ЖК РФ). Однако ни в одной из статей ЖК РФ нет указания на то, что Правительство Москвы имеет право устанавливать цены за содержание жилых помещений.
- Правительство Москвы действует на основании закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы». В п. 1 ст. 14 указаны полномочия Правительства Москвы, среди которых отсутствует право устанавливать цены за содержание жилых помещений.
- В преамбуле Постановления №2797-ПП указано, что оно принято в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. № 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве». По смыслу названия Постановления № 1030 Правительство Москвы своим Постановлением № 2797 устанавливает государственные регулируемые цены за содержание жилых помещений. Однако, как следует из Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 16.04.2025 г.), в настоящее время Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ на продукцию и услуги, в перечне которых нет услуги по содержанию жилого помещения.
Соответственно Правительство Москвы не имеет права устанавливать государственные цены на услугу по содержанию жилого помещения.
- В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации конкуренция является основой конституционного строя, гарантируется поддержка конкуренции. Установление цен на конкурентном рынке управления многоквартирными домами противоречит принципам конкуренции.
- В соответствии с п. 3-з Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» недопустимо государственное регулирование цен, осуществляемое посредством установления цен на конкурентных рынка.
В соответствии с Уставом города Москвы, Правительство города Москвы является органом государственной и соответственно публичной власти, который действует в соответствии с аксиомой права – «можно только то, что разрешено». Ни в одном из нормативно-правовых актов не указано, что Правительство города Москвы может устанавливать цены за содержание жилых помещений.
Соответственно у Правительства города Москвы отсутствуют правовые основания устанавливать цены за содержание жилых помещений.
II. Доказательства отсутствия экономического обоснования цен за содержание жилых помещений, установленных Постановлением № 2797-ПП
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ).
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует, что установленная плата за содержание жилого помещения должна быть экономически обоснованной и не нарушать интересы других участников рынка.
Административный истец утверждает, что цены за содержание жилых помещений, установленные Постановлением Правительства города Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП не имеют экономического обоснования.
Подтверждением этого факта являются слова Административного ответчика об отсутствии экономического обоснования цен за содержание жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Москвы № 2797-ПП от 06.12.2024, которые он произнёс в ответ на запрос Московского городского суда по ходатайству Административного истца в процессе рассмотрения дела, что отражено в протоколе судебного заседания (лист дела 141).
При этом, размер платы за содержание жилого помещения не может устанавливаться произвольно, должен быть экономически обоснованным и обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, отвечать требованиям разумности (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22), о чем сам Административный ответчик указал в дополнениях к возражениям на административное исковое заявление, представленных в судебное заседание 10 сентября 2025 года.
Таким образом, устанавливая цены за содержание жилого помещения, Административный ответчик нарушил действующее законодательство, установив цены за содержание жилых помещений без экономического обоснования.
Кроме того, установленные цены являются заниженными, о чем административный ответчик говорит сам в дополнениях к возражениям на административное исковое заявление, представленных в судебное заседание 10 сентября 2025 года и подтверждением чего является предоставление субсидии ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево» из бюджета города Москвы в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (распоряжение Префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы от 10.04.2025 г. № 121-рп – представлено в материалы дела). Факт предоставления субсидии свидетельствует о том, что установленные в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП цены за содержание жилых помещений не позволяют покрыть все расходы, возникающие в процессе оказания соответствующей услуги, то есть являются экономически необоснованными и заниженными.
Кроме того, предоставление субсидии является преференцией, что нарушает ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ
Соответственно административный истец не имеет возможности и экономической целесообразности оказывать услугу по содержанию жилых помещений по ценам, установленным Постановлением № 2797-ПП, поскольку эти цены являются экономически необоснованными и заниженными.
По вопросу необходимости экономического обоснования платы за содержание жилого помещения имеется судебная практика, а именно, - решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2025, подтвержденное вышестоящей инстанцией – постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда – по делу № А64-10937/2024, в соответствии с которым суд указал, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть экономически обоснованным. Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 24.07.2024 № 2а-777/2024, оставленным без изменения определением Тамбовского областного суда от 20.11.2024 №33а-3882/2024 постановление администрации г. Тамбова Тамбовской области от 23.10.2023 № 8698 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» в части Приложения – «Размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» признано недействующим со дня принятия по причине отсутствия экономического обоснования.
Подводя итог вышесказанному, позиция Административного истца:
устанавливая своим Постановлением № 2797-ПП цены за содержание жилых помещений, Административный ответчик нарушил целый ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации:
· Конституцию Российской Федерации в части п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 34;
· Ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
· принципы, заложенные в Указе Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»;
· Жилищный кодекс Российской Федерации;
· Гражданский кодекс Российской Федерации;
· Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 16.04.2025 г.)
· Закон города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы»
Административный истец считает, что оспариваемое Постановление № 2797-ПП нарушает его права, свободы и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности тем, что установленные в нем цены и факт предоставления субсидии не позволяют ему на конкурентной основе осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Москве, предоставляют государственные преференции отдельным участникам рынка, создают для Административного истца дискриминационные условия.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 45, ст. ст. 46, 208, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ПРОШУ:
Признать недействующим Постановление Правительства Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» в части установления цен за содержание жилых помещений, а именно п. 1.2. постановления полностью, а также Приложения № 4 и Приложения № 5 к указанному постановлению.
Приложение: копия квитанции об отправке уточненного административного искового заявления Административному ответчику и третьему лицу.
ИП Креков Сергей Сергеевич
25 сентября 2025 года