Найти в Дзене

Под шквальным огнем противника им приходилось переправляться через могучую реку

Из глубины чувашской земли, из деревни Торханы Шумерлинского района, вышел Антон Иванович Петрухин. Рожденный 5 декабря 1914 года в семье небогатых крестьян, он с малых лет познал трудности жизни. Годы разрухи, голод и тиф не сломили юного Антона. В семилетнем возрасте он отправился в Торхановскую школу, где, несмотря на все испытания, показал себя прилежным учеником. Жажда знаний вела его дальше: Ходарская школа-шестилетка, затем Норусовская школа II ступени. В 1931 году, семнадцатилетний Антон Иванович, досрочно окончив школу с педагогическим уклоном, уже был готов делиться знаниями. По назначению районного отдела народного образования он стал учителем математики в Ходарской начальной школе. В те же годы Антон Иванович активно участвовал в комсомольской жизни, был секретарем ячейки, помогал создавать и укреплять колхозы, боролся с неграмотностью и трахомой среди односельчан, вел агитационную работу. Его неустанное стремление к самосовершенствованию привело в Казанский государственный

Из глубины чувашской земли, из деревни Торханы Шумерлинского района, вышел Антон Иванович Петрухин. Рожденный 5 декабря 1914 года в семье небогатых крестьян, он с малых лет познал трудности жизни. Годы разрухи, голод и тиф не сломили юного Антона. В семилетнем возрасте он отправился в Торхановскую школу, где, несмотря на все испытания, показал себя прилежным учеником. Жажда знаний вела его дальше: Ходарская школа-шестилетка, затем Норусовская школа II ступени. В 1931 году, семнадцатилетний Антон Иванович, досрочно окончив школу с педагогическим уклоном, уже был готов делиться знаниями. По назначению районного отдела народного образования он стал учителем математики в Ходарской начальной школе.

В те же годы Антон Иванович активно участвовал в комсомольской жизни, был секретарем ячейки, помогал создавать и укреплять колхозы, боролся с неграмотностью и трахомой среди односельчан, вел агитационную работу. Его неустанное стремление к самосовершенствованию привело в Казанский государственный педагогический институт им. М.Н. Покровского. Физико-математический факультет он окончил с отличием в 1940 году. Казалось, впереди – долгие годы просвещения. 1 сентября 1940 года Антон Иванович был назначен директором Кузнечихинской средней школы Татарской АССР. Но молодой директор едва успел почувствовать радость своего призвания, как мир перевернула Великая Отечественная война.

С первых же дней войны Антон Иванович, не колеблясь, ушел добровольцем на фронт. Начав службу воентехником второго ранга по стрелково-минометному вооружению, он был направлен в 780-й стрелковый полк 214-й стрелковой дивизии начальником мастерской. Лето 1942 года было отмечено тяжелейшими боями на дальних подступах к Сталинграду. Полк держал оборону, прикрывая отход соседних частей. Вечером 26 июля пришел приказ командующего 64-й армией, генерала В.И. Чуйкова: отойти к Дону, занять оборону у станицы Нижнечирской и удерживать ее любой ценой, пока другие соединения не переправятся через реку.

В эти дни Антон Иванович был не только ответственным за ремонт оружия и доставку боеприпасов. Ему приходилось самому брать в руки оружие, вставая плечом к плечу с бойцами, отражая натиск врага. В условиях острой нехватки всего необходимого, когда передовые части едва могли продержаться, Антон Иванович проявил невероятную изобретательность. Из осколков зеркал и других подручных материалов он смог организовать изготовление перископов – устройств, без которых снайперу было практически невозможно вести прицельный огонь, оставаясь незамеченным.

После завершения Сталинградской битвы, ставшей переломной в войне, 214-я стрелковая дивизия была переброшена на Курско-Орловскую дугу. В должности начальника артснабжения 780-го стрелкового полка Антон Иванович участвовал в освобождении Белгорода, Харькова, Полтавы и Кременчуга. Затем последовала одна из самых драматичных операций – форсирование Днепра. По воспоминаниям самого героя, командир полка доверил ему, офицеру-физику, организацию этой сложнейшей переправы. Из бревен и бочек бойцы сооружали самодельные плоты. Под шквальным огнем противника, прикрываясь дымовой завесой, им приходилось переправляться через могучую реку.

Боевой путь добровольца Петрухина пролег от Волги до самой Эльбы. Он сражался за освобождение Польши, Чехословакии, Румынии, Германии. Войну Антон Иванович закончил в Чехословакии, все там же – начальником артснабжения 780-го стрелкового полка 214-й Краснознаменной дивизии. За мужество и самоотверженность, за выполнение боевых заданий он был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также многочисленными юбилейными медалями. Кроме того, его боевые заслуги были отмечены 13 благодарностями Верховного Главнокомандующего и почетными знаками 7-й армии.

После победоносного завершения войны Антон Иванович вернулся к своей главной страсти – мирной профессии учителя. С 1946 по 1950 год он работал завучем в школах №5 и №27 в Казани. С 1947 года преподавал в Казанском авиационном военно-техническом училище. Его преданность делу и отличная работа были отмечены медалью «За трудовое отличие» в 1950 году.

А.И. Петрухин был приглашен в Чувашский государственный университет в качестве доцента кафедры философии, где начал работать с 01 сентября 1968 г. С июня 1971 г. – заведующий кафедрой философии. В 1972 г. после утверждения его в ученой степени доктора философских наук, Антону Ивановичу было присвоено ученое звание профессора. После выхода на пенсию в феврале 1987 г. Антон Иванович продолжил трудовую деятельность на должности профессора-консультанта этой же кафедры до марта 2004 г.

Антон Иванович Петрухин скончался 13 марта 2004 г. и был похоронен на мемориальной аллее «Зона почетных захоронений» на Карачуринском кладбище г. Чебоксары Чувашской Республики.

Антон Иванович Петрухин был и учителем, стремящимся дать знания молодому поколению, и отважным воином, защитившим страну от врага, и добросовестным тружеником, внесшим свой вклад в послевоенное восстановление.

#НаучныйПолк #НаучныйПолк2025