Если закончилась питьевая вода, нужно вдохнуть воздуха, нырнуть с кожаным мешком в море и набрать из источника на дне. Жители Бахрейна знали инструкцию назубок. Как знали и точки подводных родников. Особенно много их было у северных и восточных берегов. Где-то пресная вода не успевала смешиваться с солёной, и можно было просто свеситься с борта лодки и лениво зачерпывать.
Арабский путешественник Ахмад ибн Маджид посетил Бахрейн в XV веке. Он записал наблюдения, как население Бахрейна наловчилось использовать столь щедрый подарок природы. Ахмад ведёт рассказ о человеке, который может нырнуть в море с «козьей шкурой» и вернуться с наполненной свежей питьевой водой.
По другим источникам, в донный источник втыкали трубку или шланг из плотной парусины. Оставалось немного подождать и подставить сосуд. Вскоре вода поднималась и лилась наружу. Портативный переносной водопровод очень помогал рыбакам и ловцам жемчуга, избавив от необходимости возвращаться на берег из-за пустой фляги.
Бахрейн — архипелаг-парадокс. На 92 % это выжженая и засоленная пустыня, под которой залегают богатые слои древних водоносных горизонтов. Есть версия, что название «Бахрейн» переводится как «Два моря» именно по этой причине. Одно море, солёное и тёплое, — окружает острова. Второе — находится здесь в недрах Земли и рвётся на поверхность.
Если бы не подземные источники, то Бахрейн бы оплывали сторон
Сегодня Королевство Бахрейн — десятки естественных и искусственных островов посреди мелководья Персидского залива, прижатых к Аравийскому полуострову.
Бахрейн — теплица с невыносимым летним климатом. Прямые солнечные лучи палят её 300 дней в году, как будто пытаясь выжечь всё живое.
С апреля по ноябрь — сухой жаркий сезон. Если бы красный столбик градусника просто переваливал за 35-40 °C, это было бы ещё полбеды. Порой этому значению равняется среднесуточная температура.
Вокруг — мелкая часть Персидского залива с глубинами 7-20 метров. Тотальный прогрев солнечными лучами превращает его в парящую кастрюлю. И влажность воздуха стремительно растёт. А с ней — и ощущаемая температура.
Ждать ночную прохладу безнадёжно и бессмысленно. После захода солнца влажность подскакивает ещё больше, и дышать становится только труднее.
А вот зима в Бахрейне мягкая. Среднесуточная температура опускается до 18-20 °С и на улице становится комфортно находиться. Именно зимой на Бахрейне идут дожди. Хотя дожди — громко сказано.
Сюда просто неоткуда добраться крупным массивам влажного воздуха, ведь архипелаг надёжно зажат в Персидском заливе пустынями и горами. Что не иссушится в пустынях, то разобьётся дождями на склонах иранского Загроса. Сам Бахрейн мало интересен любым воздушным потокам. На островах им не за что зацепиться. Они не замечают архипелаг и пролетают мимо.
В сухом остатке Бахрейн получает 7 см дождя. В год. В 3–4 раза меньше, чем наша Калмыкия. Зимние дожди идут короткими эпизодами. Зато они моментально наполняют вади — пересыхающие русла временных рек. Вода в них исчезает спустя несколько часов, слившись в залив или уйдя под землю. Нормальных рек нет.
Периодически острова продуваются раскалённым ветром «Шамаль» («север»). Он проносит над Бахрейном удушливые песчаные бури из пустынь Ирака и с севера Аравийского полуострова. Тогда нужно сидеть дома. А придётся выйти — прикрой нос и рот влажным платком. Если ветер дует с юго-запада — жди песка из аравийских пустынь.
Всё вышеописанное относится к нормальной климатической реальности. Реальность не всегда спешит соответствовать нормальности.
В 2024 году страны Персидского залива накрыло полноценное наводнение. 15 и 16 апреля над Бахрейном разыгралась буря. Под ветер со скоростью 70 км/ч небо обрушило 6,8 см осадков за два дня. Вода держалась недолго, к серьёзным последствиям не привела и по проверенной схеме скатилась в Персидский залив.
20 января 1964 года жители Бахрейна носу на улицу не казали. Над их пустынным островом кружили мелкие снежинки. В муниципалитете Авали на колючих кустарниках и листьях финиковых пальм повисли сосульки, потому что температура воздуха опустилась до -5 °C.
Просоленный архипелаг, на котором мало кто откажется расти
Титульный остров Бахрейн — самый крупный, занимает 78 % площади Королевства. Визуально выглядит единственным крупным. Большинство населения распределилось по трём островам: Бахрейну, Мухарраке и Ситре.
Бахрейн-главный — массив древнего известняка. Когда-то он был дном океана Тетис. Большинство других островов сложены из «свежего» кораллового известняка, надстроенного кораллами над отмелями.
И остров, и отмели были подняты в ходе «сминания» региона из-за давления Аравийской плиты на Евразийскую. На севере в Иране поднялась горная система Загрос, а перед ней прогнулась впадина будущего Персидского залива. И прогибалась она неравномерно: Бахрейн остался горбом.
Впадина то становилась мелководными морями, то подсушивалась и покрывалась отдельными болотцами и лагунами. Всю историю здесь копились органические остатки, из которых потом появится второй после пресной воды двигатель Бахрейна — нефть.
12 000–6000 лет назад уровень Мирового океана поднялся. Вода стала хлестать во впадину через Ормузский пролив. Так наполнился Персидский залив, который с гидрологической точки зрения стал отдельным морем.
Безжизненный Бахрейн-главный горделиво возвышается над плоским, даже низинным, но таким же безжизненным окружением. В центре острова есть холмистое плато с высотами 30-35 метров над уровнем моря, увенчанное самой высокой точкой Королевства — горой Эд-Духан (Джабаль-эд-Духан) высотой 134 метра.
Иногда вершина собирает вокруг себя хоровод мелких капель в виде туманной дымки. И непозволительное роскошество дало горе название — «Дымящаяся гора».
Земля Бахрейна не пригодна для буйства флоры. То песок, то известняк, реже — глина. Мало того: это всё ещё и повсеместно засолено. Пористый известняк впитал реликтовые соли океанов. Соль продолжает накапливаться из брызг морской воды и из-за стремительного испарения, которое превышает поступление воды в 23 раза.
И находятся же те растения, которые соглашаются пускать корни прям в солёный известняк! Самый известный безумец — карликовый кустарник парнолистник катарский Zygophyllum qatarense.
После попадания на Бахрейн любое растение должно отрастить длинные корни, уменьшить площадь испарения — сжаться в размерах или пригнуться к земле, или вовсе научиться уходить в спячку на сухой сезон.
Когда-то берега Бахрейна украшали ленты мангровых зарослей. К 1998 году они остались только в заливе Тубли и на отдалённых южных островах.
Там, где подземные источники выходят на поверхность, растут оазисы с финиковыми пальмами. Вот и весь лесной покров Королевства — он занимает «около 1%» территории.
Подземные и подводные источники жизни
Бахрейн первый раз показался людям привлекательным, когда они увидели его родники.
Считалось, что священное пресное море подземного мира «Абсу» прорывается на поверхность в Бахрейне, образуя обильные источники пресной воды.
Под пустынным Бахрейном залегает многослойная система водоносных горизонтов. Солёность уменьшается снизу вверх. Самый верхний называется «Алат». Он-то под напором и просачивается и посреди пустынь, а на дне солёного моря.
Это пласт пористого известняка, пропитанного водой. Он тянется к северу Бахрейна от востока Аравийского полуострова. Вода наполнила известняк ещё в незапамятные времена, когда Аравию щедро поливал дождь и, возможно, она была зелёной.
Теперь вода медленно сочится оттуда к северу Бахрейна. Большинство источников находи(тся)лись именно на севере и северо-востоке Королевства. Это определило выбор места для строительства городов. Куда в +43° без воды?
Город Мухаррак, второй по величине на Бахрейне сегодня, в Средние века был третьим во всём Персидском заливе (по информации Бахрейнского издания). Примечательно, что почти вся его вода поступала из одного подводного источника. Местные жители издревле научились находить её в заливе: из-за разной плотности солёная и пресная вода медленно смешиваются, и обнаружить родник можно по бросающемуся в глаза пятну на поверхности моря.
Юг острова Бахрейн и четвёртый по площади остров Умм-Наасан по сей день остаются эталонной пустыней, перерезанной автомобильными шоссе.
В Королевство Бахрейн также входят отдалённые южные острова Хавар. Они прижаты вплотную к Катару.
Пустынны, как и южная половина острова Бахрейн и почти не имеют полноценного населения. Зато есть два крупных гостиничных комплекса.
Сегодня архипелаг перекроен по замыслу человека дноуглубительными работами в одном месте и засыпкой отмелей и узких проливов в другом.
Многие подводные источники, когда-то давшие Бахрейну жизнь, скрыты под тоннами песка и гравия. Родниковая вода становится всё солонее. На место вышедшей на поверхность и забранной скважинами, через поры и сеть трещин в известняке приходит вода Персидского залива.
Лучший символ Бахрейна как примера успешной жизни на пустынном острове — не небоскрёбы и насыпные пляжи, а «Дерево жизни». Акация, которую в 1582 году кто-то посадил на пустынном юге.
Сегодня раскидистое дерево возрастом 443 года достигает высоты 9,75 метров. Как и люди в древности, оно научилось использовать подарок природы в виде грунтовых вод. Правда, акации для этого пришлось отрастить корни длиной 50 метров.
🌏 Спасибо всем, кто поддерживает рубрику о географии разных стран мира «Пальцем вверх»!
🪶 Отдельная благодарность читателю, приславшему донат для развития канала. Как фонтан пресной воды на пляже у солёного моря!)